по
Актуальные проблемы российского права
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Авторам > Контакты > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Актуальные проблемы российского права" > Содержание № 12, 2013
Выходные данные сетевого издания "Актуальные проблемы российского права"
Номер подписан в печать: 1-5.14285714286-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров-Гималайцев Петр Артемьевич, доктор культурологии, asmorkalov@mail.ru
ISSN: 1994-1471
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 12, 2013
Архив
Боброва Т.М. - Проверка Конституционным Судом РФ конституционности законов в процедуре письменного производства (2011 и 2012 годы)

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9568

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме разрешения Конституционным Судом Российской Федерации дел в заседаниях без проведения слушаний. Читателю предлагается кратко ознакомиться с историей вопроса возникновения новой организационной формой осуществления конституционного правосудия в России. В статье подведены итоги практики Конституционного Суда РФ в указанной процедуре за 2011 – 2012 годы. Рассматривается, насколько эффективно новое законодательное регулирование конституционного судебного процесса позволяет решать задачу защиты конституционных прав и свобод граждан. Для этого автором соотнесена практика Конституционного Суда РФ с текстом статьи 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Сделан вывод о несовершенстве формулировок ряда положений новой статьи, вследствие чего Конституционный Суд вынужден руководствоваться собственным пониманием необходимого и достаточного основания при выборе организационной формы судопроизводства. Обращается внимание на востребованность определений с позитивным содержанием, которые более способствовали ускорению рассмотрения обращений заявителей, чем процедура применения статьи 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Автором поставлен вопрос о необходимости дальнейшего развития процедуры «письменного производства».
Актуальные проблемы истории государства и права
Саламатова М.С. - Избирательная система Советской России 1918 - 1936 гг.: новые интерпретации

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9264

Аннотация: В статье анализируются основные особенности советской избирательной системы в контексте дореволюционного избирательного опыта и становления института Советов. Большевики, отвергая опыт предшествовавших избирательных систем, заявляли об ориентации на сложившуюся революционную практику выборов в Советы. При кажущейся новизне этого института, в ходе выборов в Советы в 1917 г. воспроизводился электоральный опыт, глубоко укоренившийся в сознании населения. Большевики, декларируя полный разрыв с традициями, адаптировали многие черты дореволюционного избирательного права: цензовость, неравное и непрямое представительство на выборах. В ряде случаев, большевики позаимствовали и более архаичные черты прошлых избирательных систем, такие как открытая процедура голосования. Несомненной новизной обладал производственный порядок проведения выборов. Как традиционные, так и новые особенности советской избирательной системы были нацелены на предоставление преференций на выборах городским пролетарским слоям и формирование лояльного правящей партии состава Советов. Ключевые слова: избирательные цензы, непрямое, неравное представительство, производственный принцип, открытый порядок голосования.
Актуальные проблемы конституционного права России и зарубежных стран
Кокотов А.Н. - О прямом действии Конституции Российской Федерации

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9738

Аннотация: В статье анализируются проблемные вопросы прямого действия положений Конституции Российской Федерации 1993 года с опорой на имеющиеся теоретические источники по теме и судебную практику. Дано понятие прямого действия Конституции Российской Федерации 1993 года в широком и узком смыслах. Прямое действие Конституции в широком смысле представлено как соответствие юридической и фактической конституции, наличие в обществе конституционализма как режима конституционного правления. Прямое действие Конституции в узком смысле определено как использование, соблюдение, исполнение, применение конституционных положений независимо от их конкретизации в отраслевом законодательстве наряду с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости – и помимо них. Особое внимание обращено на прямое применение норм Конституции судебными органами. Затронут вопрос о пределах прямого действия конституционных норм, в частности, показано ограничение их регулятивного действия в сфере применения мер юридической ответственности. Раскрыта роль конституционно-судебных органов и прежде всего – Конституционного Суда Российской Федерации в деле обеспечения прямого действия конституционных норм. Показано значение механизма исполнения конституционно-судебных решений в деле обеспечения прямого действия положений Конституции.
Кокотов А.Н. - О прямом действии Конституции Российской Федерации c. 1511-1516

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63497

Аннотация: В статье анализируются проблемные вопросы прямого действия положений Конституции Российской Федерации 1993 года с опорой на имеющиеся теоретические источники по теме и судебную практику. Дано понятие прямого действия Конституции Российской Федерации 1993 года в широком и узком смыслах. Прямое действие Конституции в широком смысле представлено как соответствие юридической и фактической конституции, наличие в обществе конституционализма как режима конституционного правления. Прямое действие Конституции в узком смысле определено как использование, соблюдение, исполнение, применение конституционных положений независимо от их конкретизации в отраслевом законодательстве наряду с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости – и помимо них. Особое внимание обращено на прямое применение норм Конституции судебными органами. Затронут вопрос о пределах прямого действия конституционных норм, в частности, показано ограничение их регулятивного действия в сфере применения мер юридической ответственности. Раскрыта роль конституционно-судебных органов и прежде всего – Конституционного Суда Российской Федерации в деле обеспечения прямого действия конституционных норм. Показано значение механизма исполнения конституционно-судебных решений в деле обеспечения прямого действия положений Конституции.
Чиркин В.Е. - К вопросу о ценности российской Конституции1993 г.

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9675

Аннотация: Аннотация. В статье рассматривается ценность факта принятия Конституции в условиях нестабильности и противоречий гражданского общества 1993 г.; ценность самой Конституции как непререкаемого основного закона государства, обладающего высшей юридической силой; ценности основного содержания Конституции (правового положения личности, общественного и государственного строя), выраженные в конституционных нормах. Среди последних выделяются наиболее важные базовые ценности, которые выражают современное понимание определенных общечеловеческих или солидарных ценностей, имеют непреходящее значение и сохраняются в обозримом будущем (возможно, в других формулировках) при принятии новой конституции, когда это станет необходимым. Аннотация. В статье рассматривается ценность факта принятия Конституции в условиях нестабильности и противоречий гражданского общества 1993 г.; ценность самой Конституции как непререкаемого основного закона государства, обладающего высшей юридической силой; ценности основного содержания Конституции (правового положения личности, общественного и государственного строя), выраженные в конституционных нормах. Среди последних выделяются наиболее важные базовые ценности, которые выражают современное понимание определенных общечеловеческих или солидарных ценностей, имеют непреходящее значение и сохраняются в обозримом будущем (возможно, в других формулировках) при принятии новой конституции, когда это станет необходимым.
Чиркин В. - К вопросу о ценности российской Конституции1993 г. c. 1517-1522

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63498

Аннотация: Аннотация. В статье рассматривается ценность факта принятия Конституции в условиях нестабильности и противоречий гражданского общества 1993 г.; ценность самой Конституции как непререкаемого основного закона государства, обладающего высшей юридической силой; ценности основного содержания Конституции (правового положения личности, общественного и государственного строя), выраженные в конституционных нормах. Среди последних выделяются наиболее важные базовые ценности, которые выражают современное понимание определенных общечеловеческих или солидарных ценностей, имеют непреходящее значение и сохраняются в обозримом будущем (возможно, в других формулировках) при принятии новой конституции, когда это станет необходимым. Аннотация. В статье рассматривается ценность факта принятия Конституции в условиях нестабильности и противоречий гражданского общества 1993 г.; ценность самой Конституции как непререкаемого основного закона государства, обладающего высшей юридической силой; ценности основного содержания Конституции (правового положения личности, общественного и государственного строя), выраженные в конституционных нормах. Среди последних выделяются наиболее важные базовые ценности, которые выражают современное понимание определенных общечеловеческих или солидарных ценностей, имеют непреходящее значение и сохраняются в обозримом будущем (возможно, в других формулировках) при принятии новой конституции, когда это станет необходимым.
Комарова В.В. - Общественные объединения в системе прямой демократии

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.8853

Аннотация: Анализ действующего законодательства в обозначенном в названии статьи вопросе, позволил автору сделать вывод о взаимосвязи правового статуса общественных объединений, как субъекта в системе прямой демократии, с различными факторами. По мнению автора зависимость прослеживается: от организационно-правовой формы, от наличия статуса юридического лица, от наличия представительства в законодательном органе власти, от группы форм непосредственной демократии, в реализации которой участвует общественное объединение. Общественные объединения участвуют в реализации форм прямой демократии путем: инициирования; участия в подготовке и проведении; контроля за подготовкой, проведением, реализацией принятых решений; взаимодействия с органами власти и иными институтами гражданского общества в процессе реализации решений, принятых с использованием форм прямого народовластия. Тезис о взаимосвязи правового статуса общественного объединения от выделенных автором факторов аргументирован примерами федерального законодательства, актами субъектов федерации. Обозначены некоторые проблемы и пробелы правового регулирования в рамках обозначенного вопроса, высказана авторская точка зрения.
Комарова В.В. - Общественные объединения в системе прямой демократии c. 1523-1528

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63499

Аннотация: Анализ действующего законодательства в обозначенном в названии статьи вопросе, позволил автору сделать вывод о взаимосвязи правового статуса общественных объединений, как субъекта в системе прямой демократии, с различными факторами. По мнению автора зависимость прослеживается: от организационно-правовой формы, от наличия статуса юридического лица, от наличия представительства в законодательном органе власти, от группы форм непосредственной демократии, в реализации которой участвует общественное объединение. Общественные объединения участвуют в реализации форм прямой демократии путем: инициирования; участия в подготовке и проведении; контроля за подготовкой, проведением, реализацией принятых решений; взаимодействия с органами власти и иными институтами гражданского общества в процессе реализации решений, принятых с использованием форм прямого народовластия. Тезис о взаимосвязи правового статуса общественного объединения от выделенных автором факторов аргументирован примерами федерального законодательства, актами субъектов федерации. Обозначены некоторые проблемы и пробелы правового регулирования в рамках обозначенного вопроса, высказана авторская точка зрения.
Симонова С.В. - Установление режима специально отведенных для публичных мероприятий мест: юридико-ошибочный аспект правового регулирования

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9641

Аннотация: В статье анализируются юридические ошибки, допущенные федеральным и региональным законодателем при введении категории специально отведенных для публичных мероприятий мест, а также при определении статуса и порядка использования данных территорий. Особое внимание уделяется раскрытию сущности юридико-идеологических ошибок (обусловленных просчетами в целесообразности появления специально отведенных для публичных мероприятий мест, не упростивших своим наличием доступ граждан к свободе собраний); юридико-содержательных ошибок (связанных с непоследовательным использованием объема применяемой законодателем терминологии, с двусмысленностью положений федерального законодательства о митингах и информационной избыточностью актов о специальных местах регионального уровня); юридико-технических ошибок (проявляющихся в отсутствии четких лексических граней между порядками проведения публичных акций в обычных и специальных местах). По итогам исследования формулируются предложения по совершенствованию отечественного нормативно-правового массива в части преодоления выявленных ошибок и упрощения доступа граждан к свободе собраний.
Симонова С.В. - Установление режима специально отведенных для публичных мероприятий мест: юридико-ошибочный аспект правового регулирования c. 1529-1534

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63500

Аннотация: В статье анализируются юридические ошибки, допущенные федеральным и региональным законодателем при введении категории специально отведенных для публичных мероприятий мест, а также при определении статуса и порядка использования данных территорий. Особое внимание уделяется раскрытию сущности юридико-идеологических ошибок (обусловленных просчетами в целесообразности появления специально отведенных для публичных мероприятий мест, не упростивших своим наличием доступ граждан к свободе собраний); юридико-содержательных ошибок (связанных с непоследовательным использованием объема применяемой законодателем терминологии, с двусмысленностью положений федерального законодательства о митингах и информационной избыточностью актов о специальных местах регионального уровня); юридико-технических ошибок (проявляющихся в отсутствии четких лексических граней между порядками проведения публичных акций в обычных и специальных местах). По итогам исследования формулируются предложения по совершенствованию отечественного нормативно-правового массива в части преодоления выявленных ошибок и упрощения доступа граждан к свободе собраний.
Саламатова М.С. - Избирательная система Советской России 1918 - 1936 гг.: новые интерпретации c. 1535-1542

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63501

Аннотация: В статье анализируются основные особенности советской избирательной системы в контексте дореволюционного избирательного опыта и становления института Советов. Большевики, отвергая опыт предшествовавших избирательных систем, заявляли об ориентации на сложившуюся революционную практику выборов в Советы. При кажущейся новизне этого института, в ходе выборов в Советы в 1917 г. воспроизводился электоральный опыт, глубоко укоренившийся в сознании населения. Большевики, декларируя полный разрыв с традициями, адаптировали многие черты дореволюционного избирательного права: цензовость, неравное и непрямое представительство на выборах. В ряде случаев, большевики позаимствовали и более архаичные черты прошлых избирательных систем, такие как открытая процедура голосования. Несомненной новизной обладал производственный порядок проведения выборов. Как традиционные, так и новые особенности советской избирательной системы были нацелены на предоставление преференций на выборах городским пролетарским слоям и формирование лояльного правящей партии состава Советов. Ключевые слова: избирательные цензы, непрямое, неравное представительство, производственный принцип, открытый порядок голосования.
Праскова С.В. - О федеральных территориальных единицах

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9977

Аннотация: В статье рассматриваются входящие в состав федеративных государств территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации и находящиеся под непосредственным управлением федерации. Отмечается, что в российской юридической науке отсутствует единый подход к классификации таких территориальных единиц, а также используются различные термины для их наименования. Автор предлагает обобщенно называть такие составные части федеративных государств федеральными территориальными единицами. Отмечается существование федераций, территории которых исчерпывающе разделены на территории их субъектов. Рассматриваются федеральные территориальные единицы, имеющиеся в разных государствах мира: федеральные столичные округа, федеральные территории и федеральные владения. Отмечается наличие уникальных территориальных единиц: округ Брчко в Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, федеральная территория Лабуан в Малайзии, федеральная территория управления племенами в Пакистане. По результатам анализа предлагается делить федеральные территориальные единицы на два вида: федеральные автономные образования и федеральные административные единицы. Также дается авторское определение федеральных территориальных единиц.
Праскова С.В. - О федеральных территориальных единицах c. 1543-1551

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63502

Аннотация: В статье рассматриваются входящие в состав федеративных государств территориальные единицы, не являющиеся субъектами федерации и находящиеся под непосредственным управлением федерации. Отмечается, что в российской юридической науке отсутствует единый подход к классификации таких территориальных единиц, а также используются различные термины для их наименования. Автор предлагает обобщенно называть такие составные части федеративных государств федеральными территориальными единицами. Отмечается существование федераций, территории которых исчерпывающе разделены на территории их субъектов. Рассматриваются федеральные территориальные единицы, имеющиеся в разных государствах мира: федеральные столичные округа, федеральные территории и федеральные владения. Отмечается наличие уникальных территориальных единиц: округ Брчко в Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, федеральная территория Лабуан в Малайзии, федеральная территория управления племенами в Пакистане. По результатам анализа предлагается делить федеральные территориальные единицы на два вида: федеральные автономные образования и федеральные административные единицы. Также дается авторское определение федеральных территориальных единиц.
Ву К.Х. - Понятие и элементы механизма законотворчества

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.8842

Аннотация: Аннотация: В статье рассматривается механизм законотворчества. Исследуются субъекты законотворчества, необходимость проведения законотворчества в установленном правом порядке и процедуре при соблюдении законотворческой техники, с помощью организационных и финансовых средств на основе сравнительно-правового анализа российского и вьетнамского законодательства. Предлагается структура механизма законотворчества, включая его субъектов, процедуры, правила, приемы и способы законотворческой техники, а также организационные и финансовые средства, необходимые для достижения правотворческого результата. Между элементами механизма законотворчества всегда существуют взаимосвязь, взаимосогласованность и взаимодействие. Эффект законотворчества зависит от всех элементов механизма законотворчества. Отсутствие того или иного элемента влияет на неработоспособность или неэффективность данного механизма. На основе формулирования понятия механизма законотворчества и его элементов делается вывод о том, что от слаженной работы всех элементов механизма законотворчества зависит его результат - принятие качественных и эффективно действующих законов.
Ву Куанг Хуан - Понятие и элементы механизма законотворчества c. 1552-1558

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63503

Аннотация: Аннотация: В статье рассматривается механизм законотворчества. Исследуются субъекты законотворчества, необходимость проведения законотворчества в установленном правом порядке и процедуре при соблюдении законотворческой техники, с помощью организационных и финансовых средств на основе сравнительно-правового анализа российского и вьетнамского законодательства. Предлагается структура механизма законотворчества, включая его субъектов, процедуры, правила, приемы и способы законотворческой техники, а также организационные и финансовые средства, необходимые для достижения правотворческого результата. Между элементами механизма законотворчества всегда существуют взаимосвязь, взаимосогласованность и взаимодействие. Эффект законотворчества зависит от всех элементов механизма законотворчества. Отсутствие того или иного элемента влияет на неработоспособность или неэффективность данного механизма. На основе формулирования понятия механизма законотворчества и его элементов делается вывод о том, что от слаженной работы всех элементов механизма законотворчества зависит его результат - принятие качественных и эффективно действующих законов.
Нарутто С.В. - патронат как институт защиты имущественных прав несовершеннолетних: особенности регионального регулирования

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9778

Аннотация: В статье анализируется институт патроната или патронатной семьи как способ создания улучшенных по сравнению с детскими домами условий проживания и образования детей. При этом правовая природа патроната рассматривается как качественно однородная с приемной семьей. Отмечается опережающее учреждение патроната в отдельных субъектах Российской Федерации в отсутствие федерального регулирования (Пермская и Оренбургская области). Законодательство отдельных субъектов РФ различает два вида патроната: 1) социальный патронат (иногда именуемый психолого-педагогическим патронатом), осуществляемый соответствующими органами власти и учреждениями; 2) патронат, осуществляемый патронатными воспитателями. Автор на основе изучения и сравнения регионального законодательства, делает вывод о необходимости регулирования патроната законами, а не подзаконными актами. Существующая в субъектах РФ система патроната позволяет распределить обязанности по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой, родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Автор вступает в дискуссию по вопросу разграничения обязанностей по содержанию и воспитанию детей, полагая, что они могут быть разграничены не только между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства, но и родителями, не лишенными родительских прав. Все три субъекта защиты имущественных прав несовершеннолетних имеют возможности использовать те или иные способы защиты прав, закрепленные ст. 12 ГК РФ. В статье формулируется ряд выводов, например, о том, что патронатные воспитатели осуществляют опеку над детьми как своего рода опекуны, однако объем их прав и обязанностей меньше по сравнению с опекунами и попечителями, а также приемными родителями. Автор утверждает, что государство в лице органов опеки и попечительства не должно уклоняться от ответственности за ребенка на период его нахождения в семье патронатного воспитателя. Отмечается, что институт социального патроната на федеральном уровне пока не легитимирован, поскольку воспринимается многими учеными и практиками не как эффективный институт защиты прав ребенка, а как вмешательство в частную жизнь.
Нарутто С.В. - патронат как институт защиты имущественных прав несовершеннолетних: особенности регионального регулирования c. 1559-1571

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63504

Аннотация: В статье анализируется институт патроната или патронатной семьи как способ создания улучшенных по сравнению с детскими домами условий проживания и образования детей. При этом правовая природа патроната рассматривается как качественно однородная с приемной семьей. Отмечается опережающее учреждение патроната в отдельных субъектах Российской Федерации в отсутствие федерального регулирования (Пермская и Оренбургская области). Законодательство отдельных субъектов РФ различает два вида патроната: 1) социальный патронат (иногда именуемый психолого-педагогическим патронатом), осуществляемый соответствующими органами власти и учреждениями; 2) патронат, осуществляемый патронатными воспитателями. Автор на основе изучения и сравнения регионального законодательства, делает вывод о необходимости регулирования патроната законами, а не подзаконными актами. Существующая в субъектах РФ система патроната позволяет распределить обязанности по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой, родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем. Автор вступает в дискуссию по вопросу разграничения обязанностей по содержанию и воспитанию детей, полагая, что они могут быть разграничены не только между патронатным воспитателем и органом опеки и попечительства, но и родителями, не лишенными родительских прав. Все три субъекта защиты имущественных прав несовершеннолетних имеют возможности использовать те или иные способы защиты прав, закрепленные ст. 12 ГК РФ. В статье формулируется ряд выводов, например, о том, что патронатные воспитатели осуществляют опеку над детьми как своего рода опекуны, однако объем их прав и обязанностей меньше по сравнению с опекунами и попечителями, а также приемными родителями. Автор утверждает, что государство в лице органов опеки и попечительства не должно уклоняться от ответственности за ребенка на период его нахождения в семье патронатного воспитателя. Отмечается, что институт социального патроната на федеральном уровне пока не легитимирован, поскольку воспринимается многими учеными и практиками не как эффективный институт защиты прав ребенка, а как вмешательство в частную жизнь.
Васильев С.А. - Проблемы развития организационно-правовых основ предоставления государственных и муниципальных услуг населению в многофункциональных центрах c. 1572-1579

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63505

Аннотация: В данной статье исследованы современные проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах для осмысления данной проблемы и осуществления попытки оптимизации их деятельности. Сопоставление норм правовых источников, регулирующих данную сферу общественных отношений, и практика их реализации показали существенные проблемы. Объемный массив правовых актов, постоянно подвергается изменениям, что порождает некоторые трудности предоставления государственных и муниципальных услуг. Многофункциональные центры не свободны от сложной бюрократической процедуры в процессе взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, нуждаются в универсальных специалистах, и при этом скованы жесткими требованиями законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. Для эффективной реализации такой деятельности и повышения качества обеспечения прав и свобод человека и гражданина необходимо оптимизировать деятельность нового для России формирования – многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В этой связи в статье сделаны некоторые авторские предложения по совершенствованию организации их деятельности.
Боброва Т.М. - Проверка Конституционным Судом РФ конституционности законов в процедуре письменного производства (2011 и 2012 годы) c. 1580-1587

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63506

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме разрешения Конституционным Судом Российской Федерации дел в заседаниях без проведения слушаний. Читателю предлагается кратко ознакомиться с историей вопроса возникновения новой организационной формой осуществления конституционного правосудия в России. В статье подведены итоги практики Конституционного Суда РФ в указанной процедуре за 2011 – 2012 годы. Рассматривается, насколько эффективно новое законодательное регулирование конституционного судебного процесса позволяет решать задачу защиты конституционных прав и свобод граждан. Для этого автором соотнесена практика Конституционного Суда РФ с текстом статьи 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Сделан вывод о несовершенстве формулировок ряда положений новой статьи, вследствие чего Конституционный Суд вынужден руководствоваться собственным пониманием необходимого и достаточного основания при выборе организационной формы судопроизводства. Обращается внимание на востребованность определений с позитивным содержанием, которые более способствовали ускорению рассмотрения обращений заявителей, чем процедура применения статьи 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Автором поставлен вопрос о необходимости дальнейшего развития процедуры «письменного производства».
Петрова М.А. - Особенности формирования Союзного Совета Швейцарии

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.8835

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей порядка формирования Союзного Совета Швейцарии. Автор обращает внимание на целый ряд факторов, влияющих на процесс формирования Совета. При этом центральное место в статье занимает рассмотрение особого механизма распределения мест в Совете среди самых влиятельных политических партий, обозначаемого как "магическая формула". Детальному анализу подвергаются различные точки зрения на причины, приведшие к партийной неоднородности правительства. Автор отмечает, что образованию "Большой коалиции" предшествовал длительный и многогранный процесс выстраивания сотрудничества между основными политическими силами в стране. Подчеркивается высокая степень гетерогенности Союзного Совета Швейцарии, в основе которой, помимо партийной разобщенности, лежат языковые, конфессиональные и гендерные различия среди советников. Ограничению негативного влияния политической неоднородности правительства, по мнению автора, способствуют как особенности механизма выборов членов Совета, так и взаимный процесс сближения между ними в процессе дальнейшей работы.
Петрова М. - Особенности формирования Союзного Совета Швейцарии c. 1588-1591

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63507

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей порядка формирования Союзного Совета Швейцарии. Автор обращает внимание на целый ряд факторов, влияющих на процесс формирования Совета. При этом центральное место в статье занимает рассмотрение особого механизма распределения мест в Совете среди самых влиятельных политических партий, обозначаемого как "магическая формула". Детальному анализу подвергаются различные точки зрения на причины, приведшие к партийной неоднородности правительства. Автор отмечает, что образованию "Большой коалиции" предшествовал длительный и многогранный процесс выстраивания сотрудничества между основными политическими силами в стране. Подчеркивается высокая степень гетерогенности Союзного Совета Швейцарии, в основе которой, помимо партийной разобщенности, лежат языковые, конфессиональные и гендерные различия среди советников. Ограничению негативного влияния политической неоднородности правительства, по мнению автора, способствуют как особенности механизма выборов членов Совета, так и взаимный процесс сближения между ними в процессе дальнейшей работы.
Сторожев А.Н. - Институциональный аспект испанского и российского конституционного правосудия: сравнительный анализ

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9372

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ органов конституционной юстиции в Испании и России, рассматривается строение этих органов, способы их формирования, полномочия этих органов в целом и их структурных образований в частности, а также сроки полномочий судей органов конституционной юстиции. Исследование проводится по актуальному конституционному законодательству с учётом последних изменений в Органическом законе о Конституционном трибунале Испании и Федеральном конституционном законе о Конституционном суде России. Автор приходит к выводу о том, что органы конституционного правосудия России и Испании имеют некоторые различия, которые обусловлены правовыми системами этих стран и государственно-правовыми традициями, а также делает предположения по поводу влияния различий Конституционного суда России и Конституционного трибунала Испании на конституционное правосудие в этих странах, а также по поводу возможности заимствования определённых особенностей испанского Конституционного трибунала.
Сторожев А.Н. - Институциональный аспект испанского и российского конституционного правосудия: сравнительный анализ c. 1592-1598

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63508

Аннотация: В статье проводится сравнительно-правовой анализ органов конституционной юстиции в Испании и России, рассматривается строение этих органов, способы их формирования, полномочия этих органов в целом и их структурных образований в частности, а также сроки полномочий судей органов конституционной юстиции. Исследование проводится по актуальному конституционному законодательству с учётом последних изменений в Органическом законе о Конституционном трибунале Испании и Федеральном конституционном законе о Конституционном суде России. Автор приходит к выводу о том, что органы конституционного правосудия России и Испании имеют некоторые различия, которые обусловлены правовыми системами этих стран и государственно-правовыми традициями, а также делает предположения по поводу влияния различий Конституционного суда России и Конституционного трибунала Испании на конституционное правосудие в этих странах, а также по поводу возможности заимствования определённых особенностей испанского Конституционного трибунала.
Актуальные проблемы административного права и процесса
Васильев С.А. - Проблемы развития организационно-правовых основ предоставления государственных и муниципальных услуг населению в многофункциональных центрах

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9804

Аннотация: В данной статье исследованы современные проблемы предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах для осмысления данной проблемы и осуществления попытки оптимизации их деятельности. Сопоставление норм правовых источников, регулирующих данную сферу общественных отношений, и практика их реализации показали существенные проблемы. Объемный массив правовых актов, постоянно подвергается изменениям, что порождает некоторые трудности предоставления государственных и муниципальных услуг. Многофункциональные центры не свободны от сложной бюрократической процедуры в процессе взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, нуждаются в универсальных специалистах, и при этом скованы жесткими требованиями законодательства и подзаконных нормативных правовых актов. Для эффективной реализации такой деятельности и повышения качества обеспечения прав и свобод человека и гражданина необходимо оптимизировать деятельность нового для России формирования – многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг. В этой связи в статье сделаны некоторые авторские предложения по совершенствованию организации их деятельности.
Актуальные проблемы экологического права
Спиридонов Д.В. - Особенности юридической ответственности в сфере использования и охраны недр

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9797

Аннотация: Данная работа посвящена детальному исследованию ответственности, возникающей при нарушении норм горного законодательства. В статье обосновывается необходимость более тщательного закрепления и регулирования всей системы юридической ответственности в сфере использования недр, обуславливается это тем, что недра земли, как источники жизненно необходимой минерально-сырьевой базы, являются важной составляющей всей природоресурсной базы человечества. В процессе анализа дается попытка выделить концептуальные особенности ответственности в сфере недропользования, изучаются аспекты административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности. В процессе анализа автор затрагивает проблемы правоприменения, которые существуют на практике в данной отрасли. Обоснован тот факт, что действующая в рамках горной ответственности система наказаний не обеспечивает должных превентивных и пресекающих мер по предотвращению и снижению преступлений и правонарушений в данной области. Так же в работе дается обоснование ответственности за нарушение законодательства о недрах как составной части эколого-правовой ответственности и предлагаются пути изменения некоторых положений закона в рамках ответственности в сфере использования недр.
Спиридонов Д.В. - Особенности юридической ответственности в сфере использования и охраны недр c. 1599-1605

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63509

Аннотация: Данная работа посвящена детальному исследованию ответственности, возникающей при нарушении норм горного законодательства. В статье обосновывается необходимость более тщательного закрепления и регулирования всей системы юридической ответственности в сфере использования недр, обуславливается это тем, что недра земли, как источники жизненно необходимой минерально-сырьевой базы, являются важной составляющей всей природоресурсной базы человечества. В процессе анализа дается попытка выделить концептуальные особенности ответственности в сфере недропользования, изучаются аспекты административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности. В процессе анализа автор затрагивает проблемы правоприменения, которые существуют на практике в данной отрасли. Обоснован тот факт, что действующая в рамках горной ответственности система наказаний не обеспечивает должных превентивных и пресекающих мер по предотвращению и снижению преступлений и правонарушений в данной области. Так же в работе дается обоснование ответственности за нарушение законодательства о недрах как составной части эколого-правовой ответственности и предлагаются пути изменения некоторых положений закона в рамках ответственности в сфере использования недр.
Актуальные проблемы гражданского права
Ульянов А.В. - Юридический интерес и обеспечение равенства субъектов гражданского права

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9899

Аннотация: Настоящая научная статья посвящена такой важной проблеме науки гражданского права, как природа юридического интереса в системе гражданского права. Автор, используя по аналогии признаки сходных юридических категорий, а также достижения отечественной и зарубежной юридической науки, создает собственную юридическую конструкцию юридического интереса. Автор аргументирует оригинальную позицию, согласно которой юридический интерес является юридической формой, в рамках которой у носителя интереса возникает правомерное ожидание благ вследствие правовой инициативы, пониманием целей и смысла которой, возникшим у адресата инициативы, он юридически связан. Автор рассматривает юридический интерес как особую юридическую конструкцию, выступающую элементом правового механизма, который обеспечивает согласование правового и фактического равенства в сфере гражданского права. В качестве специфического примера действия такого механизма в статье рассмотрена защита слабой стороны в договоре. В целом, статья имеет как теоретическое, так и практическое значение и предназначена для всех, кто интересуется проблемами гражданского права.
Ульянов А.В. - Юридический интерес и обеспечение равенства субъектов гражданского права c. 1606-1613

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63510

Аннотация: Настоящая научная статья посвящена такой важной проблеме науки гражданского права, как природа юридического интереса в системе гражданского права. Автор, используя по аналогии признаки сходных юридических категорий, а также достижения отечественной и зарубежной юридической науки, создает собственную юридическую конструкцию юридического интереса. Автор аргументирует оригинальную позицию, согласно которой юридический интерес является юридической формой, в рамках которой у носителя интереса возникает правомерное ожидание благ вследствие правовой инициативы, пониманием целей и смысла которой, возникшим у адресата инициативы, он юридически связан. Автор рассматривает юридический интерес как особую юридическую конструкцию, выступающую элементом правового механизма, который обеспечивает согласование правового и фактического равенства в сфере гражданского права. В качестве специфического примера действия такого механизма в статье рассмотрена защита слабой стороны в договоре. В целом, статья имеет как теоретическое, так и практическое значение и предназначена для всех, кто интересуется проблемами гражданского права.
Покачалова А.С. - Проблемы гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере обязательного пенсионного страхования с участием негосударственных пенсионных фондов и пути их решения

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9939

Аннотация: За последнее десятилетие пенсионная система России кардинально изменилась. Поскольку пенсионные права граждан являются социально значимыми, государство законодательно четко регламентировало все права и обязанности данных субъектов, что привело к появлению своеобразных правовых конструкций, ранее для российского законодательства неизвестных. В частности, это относится к такому новому правовому институту, как договор об обязательном пенсионном страховании. В области осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования присутствуют как элементы публичного права, закрепляющие организационные основы указанного страхования, так и элементы частного (гражданского) права, регламентирующие особенности заключения негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании. В работе рассматриваются вопросы осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования, проведен комплексный анализ норм, регламентирующих договор об обязательном пенсионном страховании, определена его правовая природа и содержание, выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Покачалова А.С. - Проблемы гражданско-правового регулирования договорных отношений в сфере обязательного пенсионного страхования с участием негосударственных пенсионных фондов и пути их решения c. 1614-1618

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63511

Аннотация: За последнее десятилетие пенсионная система России кардинально изменилась. Поскольку пенсионные права граждан являются социально значимыми, государство законодательно четко регламентировало все права и обязанности данных субъектов, что привело к появлению своеобразных правовых конструкций, ранее для российского законодательства неизвестных. В частности, это относится к такому новому правовому институту, как договор об обязательном пенсионном страховании. В области осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования присутствуют как элементы публичного права, закрепляющие организационные основы указанного страхования, так и элементы частного (гражданского) права, регламентирующие особенности заключения негосударственными пенсионными фондами договоров об обязательном пенсионном страховании. В работе рассматриваются вопросы осуществления негосударственными пенсионными фондами обязательного пенсионного страхования, проведен комплексный анализ норм, регламентирующих договор об обязательном пенсионном страховании, определена его правовая природа и содержание, выработаны рекомендации по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Актуальные проблемы уголовного процесса
Воскобитова Л.А. - Конституционные основы апелляции в уголовном судопроизводстве

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.10040

Аннотация: Статья посвящена реформе апелляционного производства в уголовном процессе. Анализируются принципиально важные изменения УПК, связанные с введением полномасштабной апелляции, раскрывается их влияние на становление таких новых процессуальных явлений как разграничение проверки фактов и проверки правильности применения права; изменение функций кассационной и надзорной инстанций; формирование нового понятия окончательного приговора; влияние апелляционного производства на повышение качества правосудия и легитимности судебной власти в целом. Одной из проблем нового порядка проверки судебных актов является большое количество жалоб, порождающее объем работы, который не соответствует природе апелляционной проверки. Рассматривается спорный вопрос о возможности сокращения нагрузки апелляционных инстанций путем установления в законе ряда ограничений на апелляционное обжалование. Показаны все конституционные ограничения, которые не позволяют идти этим путем изменения процессуального законодательства. Показана другая возможность сокращения этой нагрузки путем обеспечения своевременного прекращения дел на стадии расследования при наличии соответствующих оснований, что позволит сократить количество дел,рассматриваемых первой инстанцией примерно на 22% и соответственно снизить нагрузку апелляционных инстанций судов среднего звена.
Воскобитова Л.А. - Конституционные основы апелляции в уголовном судопроизводстве c. 1619-1624

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63512

Аннотация: Статья посвящена реформе апелляционного производства в уголовном процессе. Анализируются принципиально важные изменения УПК, связанные с введением полномасштабной апелляции, раскрывается их влияние на становление таких новых процессуальных явлений как разграничение проверки фактов и проверки правильности применения права; изменение функций кассационной и надзорной инстанций; формирование нового понятия окончательного приговора; влияние апелляционного производства на повышение качества правосудия и легитимности судебной власти в целом. Одной из проблем нового порядка проверки судебных актов является большое количество жалоб, порождающее объем работы, который не соответствует природе апелляционной проверки. Рассматривается спорный вопрос о возможности сокращения нагрузки апелляционных инстанций путем установления в законе ряда ограничений на апелляционное обжалование. Показаны все конституционные ограничения, которые не позволяют идти этим путем изменения процессуального законодательства. Показана другая возможность сокращения этой нагрузки путем обеспечения своевременного прекращения дел на стадии расследования при наличии соответствующих оснований, что позволит сократить количество дел,рассматриваемых первой инстанцией примерно на 22% и соответственно снизить нагрузку апелляционных инстанций судов среднего звена.
Актуальные проблемы адвокатуры и нотариата
Дидык Э.М. - Представительство адвокатом интересов доверителя в конституционном судопроизводстве

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9115

Аннотация: В предлагаемой читателям статье исследуются особенности представительства адвокатом интересов доверителя в конституционном судопроизводстве. Приводятся позиции Конституционного Суда РФ, в которых отмечается особое значение представительства в суде. Автор исходит из того, что представительство в Конституционном Суде связано с совершением адвокатом от имени и в интересах представляемого определенных законодательством процессуальных действий соответствующего качественного уровня. Подчеркивается, что сложность конституционно-правовой оценки оспариваемых актов не позволяет заявителям защитить свои права должным образом, не прибегая к помощи профессионалов. Анализируются мнения различных ученых о понятии конституционного судопроизводства. Приводятся наиболее существенные черты конституционного судопроизводства, отличающие его от иных видов судопроизводства - гражданского, административного и уголовного. Данные отличия влияют на характеристику представительства в Конституционном Суде РФ. Автором проведен обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ с участием адвокатов – представителей преимущественно заявителей по конституционным жалобам. Рассматривается вопрос о непроцессуальной форме деятельности адвоката-представителя, делается вывод, совершаемые в ее рамках действия адвоката влияют на исход дела.
Дидык Э.М. - Представительство адвокатом интересов доверителя в конституционном судопроизводстве c. 1625-1633

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63513

Аннотация: В предлагаемой читателям статье исследуются особенности представительства адвокатом интересов доверителя в конституционном судопроизводстве. Приводятся позиции Конституционного Суда РФ, в которых отмечается особое значение представительства в суде. Автор исходит из того, что представительство в Конституционном Суде связано с совершением адвокатом от имени и в интересах представляемого определенных законодательством процессуальных действий соответствующего качественного уровня. Подчеркивается, что сложность конституционно-правовой оценки оспариваемых актов не позволяет заявителям защитить свои права должным образом, не прибегая к помощи профессионалов. Анализируются мнения различных ученых о понятии конституционного судопроизводства. Приводятся наиболее существенные черты конституционного судопроизводства, отличающие его от иных видов судопроизводства - гражданского, административного и уголовного. Данные отличия влияют на характеристику представительства в Конституционном Суде РФ. Автором проведен обзор дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ с участием адвокатов – представителей преимущественно заявителей по конституционным жалобам. Рассматривается вопрос о непроцессуальной форме деятельности адвоката-представителя, делается вывод, совершаемые в ее рамках действия адвоката влияют на исход дела.
Актуальные проблемы права Европейского Союза
Арабей Е.А. - Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9841

Аннотация: Статья «Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза» содержит анализ правовых норм, судебной практики и доктринальной литературы относительно определения понятия «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор раскрывает в статье исторический аспект формирования определения термина «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор указывает на множественность определений термина «потребитель» в законодательстве Европейского Союза, а также на употребление сходных по смыслу терминов, таких как пассажир, пациент. В статье автор анализирует признаки потребителя и потребительских сделок, приводит примеры из судебной практики Суда ЕС, которые повлияли на формирование термина «потребитель» и на классификацию сделок в качестве потребительских. Автор также анализирует различия в подходах к определению термина «потребитель» в национальных законодательствах государств-членов ЕС и наднациональном законодательстве Европейского Союза. В заключение автор делает вывод о сложившихся на современном этапе развития права Европейского Союза существенных признаках потребителя и потребительских сделок в праве Европейского Союза.
Арабей Е.А. - Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза c. 1634-1640

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63514

Аннотация: Статья «Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза» содержит анализ правовых норм, судебной практики и доктринальной литературы относительно определения понятия «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор раскрывает в статье исторический аспект формирования определения термина «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор указывает на множественность определений термина «потребитель» в законодательстве Европейского Союза, а также на употребление сходных по смыслу терминов, таких как пассажир, пациент. В статье автор анализирует признаки потребителя и потребительских сделок, приводит примеры из судебной практики Суда ЕС, которые повлияли на формирование термина «потребитель» и на классификацию сделок в качестве потребительских. Автор также анализирует различия в подходах к определению термина «потребитель» в национальных законодательствах государств-членов ЕС и наднациональном законодательстве Европейского Союза. В заключение автор делает вывод о сложившихся на современном этапе развития права Европейского Союза существенных признаках потребителя и потребительских сделок в праве Европейского Союза.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.