по
Актуальные проблемы российского права
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Авторам > Контакты > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Актуальные проблемы российского права" > Содержание № 03, 2013
Выходные данные сетевого издания "Актуальные проблемы российского права"
Номер подписан в печать: 1-1.28571428571-2013
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров-Гималайцев Петр Артемьевич, доктор культурологии, asmorkalov@mail.ru
ISSN: 1994-1471
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2013
Актуальные проблемы теории государства и права
Сулейманов Б.Б. - Суд в системе государственной власти (методологические аспекты)

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.8606

Аннотация: Судебная власть является не только ветвью государственной власти, частью механизма государства, но и надежным гарантом прав и свобод человека. Безусловно, независимый суд является атрибутом, как правового государства, так и гражданского общества. Однако отношение к судебной власти не было однозначно-положительным: даже родоначальники концепции разделения государственной власти (Д. Локк, Ш. Монтескье) недооценивали роль и значение суда. Проведенный анализ показывает, что независимый суд, его возможности были оценены «отцами» американской конституции. Для них эффективная система власти была скорее практической необходимостью, поскольку сложилось новое государство, причем на иных социальных ценностях. Можно отметить, что в отечественной правовой системе суду относились и относятся по - разному. Лишь судебная реформа 1864 г. в некоторой степени смогла изменить отношение к суду. Однако в начале XXв. известные исторические события привели судебную власть в подчинение партийной номенклатуре. На наш взгляд, в сознании российского общества суд еще не стал безусловной ценностью.
Сулейманов Б.Б. - Суд в системе государственной власти (методологические аспекты) c. 239-244

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62456

Аннотация: Судебная власть является не только ветвью государственной власти, частью механизма государства, но и надежным гарантом прав и свобод человека. Безусловно независимый суд является атрибутом, как правового государства, так и гражданского общества. Однако отношение к судебной власти не было однозначно-положительным: даже родоначальники концепции разделения государственной власти (Дж. Локк, Ш. Монтескье) недооценивали роль и значение суда. Проведенный анализ показывает, что независимый суд, его возможности были оценены «отцами» американской конституции. Для них эффективная система власти была скорее практической необходимостью, поскольку сложилось новое государство, причем на иных социальных ценностях. Можно отметить, что в отечественной правовой системе к суду относились и относятся поразному. Лишь судебная реформа 1864 г. в некоторой степени смогла изменить отношение к суду. Однако в начале XX в. известные исторические события привели судебную власть в подчинение партийной номенклатуре. На наш взгляд, в сознании российского общества суд еще не стал безусловной ценностью.
Актуальные проблемы административного права и процесса
Смышляев С.М. - Электронное государственное управление: региональный уровень электронного правительства

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.6817

Аннотация: Статья посвящена правовым проблемам региональной информатизации. Автор полагает, что современное российское государство выбрало путь построения "сервисного государства", ориентированного на предоставление услуг, что в XXI веке невозможно представить без информатизации государственного управления, в том числе посредством применения электронных административных регламентов. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления в Российской Федерации осложнено, по мнению автора, большим количеством управленческих уровней с точки зрения федеративного устройства (федерация-субъект-муниципалитет). Автор поддерживает мнение о том, что сегодня требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации, и предлагает распространить такую практику при решении вопросов модернизации системы государственного управления с помощью информационно-коммуникационных технологий не региональном уровне. В статье также обосновывается вывод о том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в управленческую деятельность в субъектах Российской Федерации должно носить целевой характер в рамках проекта построения регионального сегмента электронного правительства. Кроме того, подчёркивается, что информатизация сама по себе не должна проходить без одновременной модернизации государственного управления и наоборот.
Зарецкая Д.С. - Электронное правительство: понятие и перспективы развития c. 245-250

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62457

Аннотация: в данной статье дается анализ позиций различных авторов относительно определения «электронное правительство», рассматривается законодательная база, регламентирующая вопросы развития информационно-коммуникационных технологий и построения электронного правительства России. Автором с учетом анализа нормативно-правовой базы делается акцент на постановку задач по внедрению и развитию технологий электронного правительства. Проведя исследование научной и нормативной литературы в сфере развития электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о том, что Россия прошла первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. При этом в целях дальнейшего развития системы «электронного правительства» актуальным на сегодняшний день остается создание полноценных законодательных основ функционирования электронного правительства: принятие федерального закона об электронном правительстве; разработка и организация новых форм сотрудничества государства, граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере проектов e-government, которые могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России; детализация механизма реализации внедрения электронного правительства, путем совершенствования действующего законодательства в сфере электронного правительства.
Смышляев С.М. - Электронное государственное управление: региональный уровень электронного правительства c. 251-258

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62458

Аннотация: Статья посвящена правовым проблемам региональной информатизации. Автор полагает, что современное российское государство выбрало путь построения «сервисного государства», ориентированного на предоставление услуг, что в XXI в. невозможно представить без информатизации государственного управления, в том числе посредством применения электронных административных регламентов. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления в Российской Федерации осложнено, по мнению автора, большим количеством управленческих уровней с точки зрения федеративного устройства (федерация субъект–муниципалитет). Автор поддерживает мнение о том, что сегодня требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации, и предлагает распространить такую практику при решении вопросов модернизации системы государственного управления с помощью информационно-коммуникационных технологий не региональном уровне. В статье также обосновывается вывод о том, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в управленческую деятельность в субъектах Российской Федерации должно носить целевой характер в рамках проекта построения регионального сегмента электронного правительства. Кроме того, подчёркивается, что информатизация сама по себе не должна проходить без одновременной модернизации государственного управления, и наоборот.
Актуальные проблемы информационного права
Зарецкая Д.С. - Электронное правительство: понятие и перспективы развития

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7190

Аннотация: в данной статье дается анализ позиций различных авторов относительно определения «электронное правительство», рассматривается законодательная база, регламентирующая вопросы развития информационно-коммуникационных технологий и построения электронного правительства России. Автором с учетом анализа нормативно-правовой базы делается акцент на постановку задач по внедрению и развитию технологий электронного правительства. Проведя исследование научной и нормативной литературы в сфере развития электронного правительства и информационно-коммуникационных технологий, можно сделать вывод о том, что Россия прошла первый этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. При этом в целях дальнейшего развития системы «электронного правительства» актуальным на сегодняшний день остается создание полноценных законодательных основ функционирования электронного правительства: принятие федерального закона об электронном правительстве; разработка и организация новых форм сотрудничества государства, граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере проектов e-government, которые могут оказаться очень полезными и существенно ускорить процесс создания электронного правительства в России; детализация механизма реализации внедрения электронного правительства, путем совершенствования действующего законодательства в сфере электронного правительства.
Актуальные проблемы финансового права
Цареградская Ю.К. - Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.6863

Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, связанной с управлением государственным внешним долгом России. Автор обращает внимание на то, что в России нет целенаправленной системы по управлению государственным долгом на уровне отдельно взятого специального органа, что возможно, обусловлено, отсутствием подобной практики и в Советском Союзе. Особое внимание обращается на тот факт, что на современном этапе начато создание системы по управлению государственным долгом посредством создания ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА, которое будет осуществлять от имени Российской Федерации внутренние и внешние государственные заимствования, то есть размещать государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля.
Кожевникова С.И. - Правовое регулирование внедрения МСФО: реалии и перспективы для российской экономики

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.6904

Аннотация: Статья посвящена изменениям в МСФО, произошедшие за последние годы, дан краткий анализ целей и динамики реализации основных положений международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) на территории Российской Федерации, также обозначены некоторые проблемы правового регулирования внедрения и дальнейшие перспективы МСФО, определяется роль МСФО для российского бизнеса, реалии и перспективы.
Мошкова Д.М. - К вопросу финансировании образования в Российской Федерации

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7168

Аннотация: Выявлено, что за период с 2005 по 2014 гг. предусматривается создание новой структуры и механизма финансирования сектора государственных и муниципальных учреждений, включая образовательные. В статье рассматривается вопрос финансирования образования в РФ с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство в данной сфере, и принятием нового ФЗ «Об образовании. Выделяются основные принципы государственной политики и правового регулирования в области образования. Отмечается, что финансирование образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В работе указывается на особенности финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений. Особое внимание уделено вопросам финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на выполнение государственного и муниципального задания. Проводится анализ предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) на образование, в частности из федерального бюджета. Кроме того, раскрывается принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования и порядок определения нормативных затрат оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней.
Кожевникова С.И. - Правовое регулирование внедрения МСФО: реалии и перспективы для российской экономики c. 259-264

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62459

Аннотация: Статья посвящена изменениям в МСФО, произошедшим за последние годы, дан краткий анализ целей и динамики реализации основных положений международных стандартов финансовой отчетности (далее — МСФО) на территории РФ, также обозначены некоторые проблемы правового регулирования внедрения и дальнейшие перспективы МСФО, определяется роль МСФО для российского бизнеса, реалии и перспективы.
Мошкова Д.М. - К вопросу о финансировании образования в Российской Федерации c. 265-268

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62460

Аннотация: Выявлено, что за период с 2005 по 2014 гг. предусматривается создание новой структуры и механизма финансирования сектора государственных и муниципальных учреждений, включая образовательные. В статье рассматривается вопрос финансирования образования в Российской Федерации с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство в данной сфере, и принятием нового ФЗ «Об образовании. Выделяются основные принципы государственной политики и правового регулирования в области образования. Отмечается, что финансирование образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В работе указывается на особенности финансирования казенных, бюджетных и автономных учреждений. Особое внимание уделено вопросам финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений в форме субсидий на выполнение государственного и муниципального задания. Проводится анализ предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) на образование, в частности из федерального бюджета. Кроме того, раскрывается принцип нормативно-подушевого финансирования в сфере образования и порядок определения нормативных затрат оказания государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней.
Татаринцева К.Н. - Ограничения прав участников рынка ценных бумаг в процессе эмиссии акций: законодательство и судебная практика c. 269-275

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62461

Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемы, связанные с ограничением прав эмитентов в процессе эмиссии акций с учетом новейших изменений в законодательстве о рынке ценных бумаг. Анализируется судебная практика по отдельным вопросам правоприменения законодательства о рынке ценных бумаг территориальными органами Федеральной службы по финансовым рынкам на этапе государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций. Выявляются пробелы в правовом регулировании отдельных аспектов, касающихся одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в процессе размещения ценных бумаг; государственной регистрации отчетов об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг при неразмещении ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска; увеличения уставного капитала акционерных обществ с участием публично-правовых образований. По каждому рассматриваемому в статье вопросу высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства о рынке ценных бумаг в целях уменьшения указанных ограничений.
Цареградская Ю.К. - Управление государственным внешним долгом в современной России: подходы и тенденции развития c. 276-281

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62462

Аннотация: Статья посвящена исследованию актуальной проблемы, связанной с управлением государственным внешним долгом России. Автор обращает внимание на то, что в России нет целенаправленной системы по управлению государственным долгом на уровне отдельно взятого специального органа, что, возможно обусловлено, отсутствием подобной практики и в Советском Союзе. Особое внимание обращается на тот факт, что на современном этапе начато создание системы по управлению государственным долгом посредством создания ОАО «Российское финансовое агентство» (РФА, которое будет осуществлять от имени Российской Федерации внутренние и внешние государственные заимствования, то есть размещать государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации структуры государственного долгового портфеля.
Актуальные проблемы гражданского права
Гаприндашвили Р.Р. - Проблемы правовой структуры перевода долга

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7003

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы правовой структуры реструктуризации долгового бремени. Предложены пути решения проблем в свете изменений гражданского законодательства, определен вектор дальнейшего совершенствования ГК РФ в институционной основе перевода долга.
Подузова Е.Б. - Рамочный договор в современном гражданском праве

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7031

Аннотация: В статье рассматриваются понятие, признаки, содержание рамочного договора. Анализируются подходы различных авторов по указанным правовым вопросам. Сформулировано собственное мнение относительно понятия и признаков рамочного договора, рамочным (собственно организационным) следует считать договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор (или несколько основных договоров), содержащий условие о сроке своего действия, о предмете основного договора (основных договоров), а также некоторые иные условия основного договора (основных договоров). К существенными условиями рамочного (организационного) договора предлагается отнести условие о его предмете и сроке его действия, а также о предмете основного договора (основных договоров). Исследуется соотношение понятий «рамочный договор» и «договор с открытыми условиями» в законодательстве и науке Англии и США. Делается вывод о необходимости разграничения данных конструкций при закреплении их в российском гражданском законодательстве.
Подузова Е.Б. - Рамочный договор в современном гражданском праве

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7062

Аннотация: В статье рассматриваются понятие, признаки, содержание рамочного договора. Анализируются подходы различных авторов по указанным правовым вопросам. Сформулировано собственное мнение относительно понятия и признаков рамочного договора, рамочным (собственно организационным) следует считать договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор (или несколько основных договоров), содержащий условие о сроке своего действия, о предмете основного договора (основных договоров), а также некоторые иные условия основного договора (основных договоров). К существенными условиями рамочного (организационного) договора предлагается отнести условие о его предмете и сроке его действия, а также о предмете основного договора (основных договоров). Исследуется соотношение понятий «рамочный договор» и «договор с открытыми условиями» в законодательстве и науке Англии и США. Делается вывод о необходимости разграничения данных конструкций при закреплении их в российском гражданском законодательстве.
Воробьев С.М. - Альтернативные способы возмещения морального вреда потерпевшим

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7206

Аннотация: предметом настоящей статьи являются общественные отношения в сфере нормативно-правового регулирования альтернативных способов возмещения морального вреда потерпевшим. Целью работы является характеристика положений российского законодательства регулирующего вопросы возмещения морального вреда потерпевшим. Методологической основой научной статьи являются такие научные принципы познания, как историзм, объективность, системность, комплексность. Результаты научной статьи связаны с выработкой предложений в действующее российское гражданское законодательство. В работе проводится взаимосвязь различных форм возмещения морального вреда потерпевшим. Приведенные в работе выводы могут быть использованы в учебной и научной деятельности при изучении проблем защиты прав человека.
Алекберова Н.Н. - Порок воли как основание недействительности мнимых и притворных сделок

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7489

Аннотация: В статье рассматривается сущность порока воли в мнимых и притворных сделках. Утверждается, что порок воли в мнимых и притворных сделках является сложным по своему содержанию основанием их недействительности, так как воля участников указанных сделок имеет три направления. Оспаривание мнимых и притворных сделок по мотиву порока воли должно быть, возможно, только по правилам искового производства и при наличии соответствующего заявления заинтересованного лица. Для признания мнимых и притворных сделок недействительными и применения последствий их недействительности, предлагается установить срок исковой давности в 3 года, с момента, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания их недействительными.
Алекберова Н.Н. - Порок воли как основание недействительности мнимых и притворных сделок c. 282-286

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62463

Аннотация: В статье рассматривается сущность порока воли в мнимых и притворных сделках. Утверждается, что порок воли в мнимых и притворных сделках является сложным по своему содержанию основанием их недействительности, так как воля участников указанных сделок имеет три направления. Оспаривание мнимых и притворных сделок по мотиву порока воли должно быть, возможно, только по правилам искового производства и при наличии соответствующего заявления заинтересованного лица. Для признания мнимых и притворных сделок недействительными и применения последствий их недействительности, предлагается установить срок исковой давности в 3 года, с момента, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания их недействительными.
Воробьев С.М. - Альтернативные способы возмещения морального вреда потерпевшим c. 287-290

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62464

Аннотация: Предметом настоящей статьи являются общественные отношения в сфере нормативно-правового регулирования альтернативных способов возмещения морального вреда потерпевшим. Целью работы является характеристика положений российского законодательства, регулирующего вопросы возмещения морального вреда потерпевшим. Методологической основой научной статьи являются такие научные принципы познания, как историзм, объективность, системность, комплексность. Результаты научной статьи связаны с выработкой предложений в действующее российское гражданское законодательство. В работе проводится взаимосвязь различных форм возмещения морального вреда потерпевшим. Приведенные в работе выводы могут быть использованы в учебной и научной деятельности при изучении проблем защиты прав человека.
Гаприндашвили Р.Р. - Проблемы правовой структуры перевода долга c. 291-298

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62465

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы правовой структуры реструктуризации долгового бремени. Предложены пути решения проблем в свете изменений гражданского законодательства, определен вектор дальнейшего совершенствования ГК РФ в институционной основе перевода долга.
Подузова Е.Б. - Рамочный договор в современном гражданском праве c. 299-304

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62466

Аннотация: В статье рассматриваются понятие, признаки, содержание рамочного договора. Анализируются подходы различных авторов по указанным правовым вопросам. Сформулировано собственное мнение относительно понятия и признаков рамочного договора, рамочным (собственно организационным) следует считать договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем основной договор (или несколько основных договоров), содержащий условие о сроке своего действия, о предмете основного договора (основных договоров), а также некоторые иные условия основного договора (основных договоров). К существенным условиям рамочного (организационного) договора предлагается отнести условие о его предмете и сроке его действия, а также о предмете основного договора (основных договоров). Исследуется соотношение понятий «рамочный договор» и «договор с открытыми условиями» в законодательстве и науке Англии и США. Делается вывод о необходимости разграничения данных конструкций при закреплении их в российском гражданском законодательстве.
Актуальные проблемы предпринимательского права
Татаринцева К.Н. - Ограничения прав участников рынка ценных бумаг в процессе эмиссии акций: законодательство и судебная практика.

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7496

Аннотация: В представленной статье рассматриваются проблемы, связанные с ограничением прав эмитентов в процессе эмиссии акций с учетом новейших изменений в законодательстве о рынке ценных бумаг. Анализируется судебная практика по отдельным вопросам правоприменения законодательства о рынке ценных бумаг территориальными органами Федеральной службы по финансовым рынкам на этапе государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска акций. Выявляются пробелы в правовом регулировании отдельных аспектов, касающихся одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в процессе размещения ценных бумаг; государственной регистрации отчетов об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг при неразмещении ни одной ценной бумаги дополнительного выпуска; увеличения уставного капитала акционерных обществ с участием публично-правовых образований. По каждому рассматриваемому в статье вопросу высказываются предложения по совершенствованию действующего законодательства о рынке ценных бумаг в целях уменьшения указанных ограничений.
Актуальные проблемы гражданского процесса
Ершова Н.В. - История развития норм о подложности судебного доказательства в российском процессуальном законодательстве

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7192

Аннотация: В статье исследуются основные источники российского права, начиная со времен Русской правды и заканчивая действующими АПК и ГПК РФ, на предмет содержания норм о подложности судебного доказательства. Устанавливается закономерность между процессом усиления роли письменных доказательств и изменениями в регламентации вопросов, связанных с их достоверностью (подложностью). Отмечается, что детальная разработка норм о подложности судебного доказательства приходится на середину XIX века, в связи с принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 года. Высказывается мнение о необходимости внесения изменений в действующие АПК и ГПК РФ, поскольку существующая законодательная регламентация вопросов подложности (фальсификации) судебных доказательств не обеспечивает всех потребностей правоприменительной практики.
Папулова З.А. - К вопросу о процедурных особенностях современного приказного производства России

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7322

Аннотация: В статье рассматривается институт приказного производства в гражданском процессе с точки зрения существующих сегодня дискуссионных вопросов, связанных с процедурными особенностями вынесения судебного приказа. Предлагаются формулировки возможных поправок в законодательство, с целью устранения данных проблем. Кроме того, анализируется вопрос о взаимодействии приказного производства в гражданском процессе и упрощенного производства в арбитражном процессе относительно дел, связанных с протестом векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта на современном этапе, в связи с внесенными изменениями в главу 29 АПК РФ.
Василькова С.В. - Проблемы защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7365

Аннотация: Статья посвящена проблемам защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе.Автор утверждает, что групповой иск представляет собой сочетание института судебного представительства и процессуального соучастия.Исследуя вопрос защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе, автор приходит к выводу, что содержащееся в АПК РФ общее условие для предъявления группового иска является некорректным, дающим возможность различного толкования.
Егорова Л.В. - Лица, заявляющие встречный иск

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7482

Аннотация: Статья посвящена "субъектам" встречного иска, а именно, рассмотрение вопросов о том, кто может заявлять встречный иск. Проведен анализ существующих в литературе позиций, относительно возможности заявления встречного иска «новыми» лицами. В частности, решение двух дискуссионных вопросов: вопрос о том, может ли быть предъявлен встречный иск совместно ответчиком и лицом, ранее не участвовавшим в деле, а также вопрос о том, может ли быть предъявлен встречный иск к истцу и к лицу, ранее не участвующему в деле. Рассмотрен вопрос о том, вправе ли третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, предъявлять встречные иски и могут ли встречные иски быть предъявлены к ним. Автором рассмотрен вопрос о том, обладает ли правом на предъявление встречного иска прокурор при участии в гражданском процессе в двух формах, допускаемых законом. А именно, исходя из анализа действующего законодательства и судебной практики, рассмотрены следующие вопросы: во-первых, вопрос о том, обладает ли прокурор правом на предъявления встречного иска в целях защиты прав и интересов других лиц, т.е. может ли прокурор вступить в уже начатое дело со встречным иском, если ранее в деле не участвовал; во-вторых, при участии прокурора в процессе с целью дачи заключения по делу и при выявлении условий нарушения закона, может ли прокурор изменить форму своего участия и заявить встречный иск в защиту прав и интересов ответчика по первоначальному иску. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства. Также рассмотрен вопрос о возможности заявления встречного иска против встречного иска.
Василькова С.В. - Проблемы защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе c. 305-311

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62467

Аннотация: Статья посвящена проблемам защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе. Автор утверждает, что групповой иск представляет собой сочетание института судебного представительства и процессуального соучастия. Исследуя вопрос защиты интересов группы лиц в арбитражном процессе, автор приходит к выводу, что содержащееся в АПК РФ общее условие для предъявления группового иска является некорректным, дающим возможность различного толкования.
Егорова Л.В. - Лица, заявляющие встречный иск c. 312-318

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62468

Аннотация: Статья посвящена «субъектам» встречного иска, а именно, рассмотрение вопросов о том, кто может заявлять встречный иск. Проведен анализ существующих в литературе позиций относительно возможности заявления встречного иска «новыми» лицами. В частности, решение двух дискуссионных вопросов: вопрос о том, может ли быть предъявлен встречный иск совместно ответчиком и лицом, ранее не участвовавшим в деле, а также вопрос о том, может ли быть предъявлен встречный иск к истцу и к лицу, ранее не участвующему в деле. Рассмотрен вопрос о том, вправе ли третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, а также третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, предъявлять встречные иски и могут ли встречные иски быть предъявлены к ним. Автором рассмотрен вопрос о том, обладает ли правом на предъявление встречного иска прокурор при участии в гражданском процессе в двух формах, допускаемых законом. А именно, исходя из анализа действующего законодательства и судебной практики, рассмотрены следующие вопросы: во-первых, вопрос о том, обладает ли прокурор правом на предъявления встречного иска в целях защиты прав и интересов других лиц, т.е. может ли прокурор вступить в уже начатое дело со встречным иском, если ранее в деле не участвовал; во-вторых, при участии прокурора в процессе с целью дачи заключения по делу и при выявлении условий нарушения закона, может ли прокурор изменить форму своего участия и заявить встречный иск в защиту прав и интересов ответчика по первоначальному иску. Высказаны предложения по совершенствованию законодательства. Также рассмотрен вопрос о возможности заявления встречного иска против встречного иска.
Ершова Н.В. - История развития норм о подложности судебного доказательства в российском процессуальном законодательстве c. 319-324

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62469

Аннотация: В статье исследуются основные источники российского права, начиная со времен Русской правды и заканчивая действующими АПК и ГПК РФ, на предмет содержания норм о подложности судебного доказательства. Устанавливается закономерность между процессом усиления роли письменных доказательств и изменениями в регламентации вопросов, связанных с их достоверностью (подложностью). Отмечается, что детальная разработка норм о подложности судебного доказательства приходится на середину XIX века, в связи с принятием Устава гражданского судопроизводства 1864 года. Высказывается мнение о необходимости внесения изменений в действующие АПК и ГПК РФ, поскольку существующая законодательная регламентация вопросов подложности (фальсификации) судебных доказательств не обеспечивает всех потребностей правоприменительной практики.
Папулова З.А. - К вопросу о процедурных особенностях современного приказного производства России c. 325-330

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62470

Аннотация: В статье рассматривается институт приказного производства в гражданском процессе с точки зрения существующих сегодня дискуссионных вопросов, связанных с процедурными особенностями вынесения судебного приказа. Предлагаются формулировки возможных поправок в законодательство, с целью устранения данных проблем. Кроме того, анализируется вопрос о взаимодействии приказного производства в гражданском процессе и упрощенного производства в арбитражном процессе относительно дел, связанных с протестом векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта на современном этапе, в связи с внесенными изменениями в главу 29 АПК РФ.
Актуальные проблемы криминалистики и судебной экспертизы
Артюшенко Д.В. - Некоторые процессуальные аспекты классификации судебных экспертиз

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.6867

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы процессуально-правового регулирования следующих видов судебных экспертиз: основной и дополнительной, первичной и повторной, комиссионной и комплексной. Различия в нормах процессуального (административного, арбитражного, гражданского, уголовного) законодательства, позволяют говорить о том, что унификация правового регулирования единого по своей природе института судебной экспертизы не завершена. Отмечается, что единая природа судебной экспертизы не должна ставиться в зависимость от вида процесса, в рамках которого она проводится. Требующим устранения недостатком необходимо признать отсутствие закрепления в административном процессуальном законодательстве норм об указанных видах экспертиз. Отдельно рассматривается вопрос о включении в процессуальное законодательство положений о единоличном производстве комплексной экспертизы лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями. Предложены конкретные формулировки изменений, которые в этом случае должны быть включены в текст закона, в частности, в текст статьи 201 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Шурухнов В.А. - Особенности противодействия организаторов и руководителей преступных сообществ, реализуемого на этапе их создания

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7199

Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности противодействия, осуществляемого организаторами и руководителями преступных сообществ, в процессе их создания. Дается классификация преступных сообществ в зависимости от «криминального» статуса их лидеров, пока-зано, каким образом, они влияют на выбор средств и методов организации, структуру и построение деятельности преступного сообщества на этапе его создания, а также выбор средств и методов противодействия, которое будет осуществляться в процессе деятельности преступного сообщества. Для эффективной борьбы с проявлениями организованной преступной деятельности и ее лидерами, правоохранительным органам необходимо знать и использовать в своей деятельности данные знания
Артюшенко Д.В. - Некоторые процессуальные аспекты классификации судебных экспертиз c. 331-337

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62471

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы процессуально-правового регулирования следующих видов судебных экспертиз: основной и дополнительной, первичной и повторной, комиссионной и комплексной. Различия в нормах процессуального (административного, арбитражного, гражданского, уголовного) законодательства позволяют говорить о том, что унификация правового регулирования единого по своей природе института судебной экспертизы не завершена. Отмечается, что единая природа судебной экспертизы не должна ставиться в зависимость от вида процесса, в рамках которого она проводится. Требующим устранения недостатком необходимо признать отсутствие закрепления в административном процессуальном законодательстве норм об указанных видах экспертиз. Отдельно рассматривается вопрос о включении в процессуальное законодательство положений о единоличном производстве комплексной экспертизы лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями. Предложены конкретные формулировки изменений, которые в этом случае должны быть включены в текст закона, в частности, в текст статьи 201 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации.
Шурухнов В.А. - Особенности противодействия организаторов и руководителей преступных сообществ, реализуемого на этапе их создания c. 338-343

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62472

Аннотация: В статье рассмотрены основные особенности противодействия, осуществляемого организаторами и руководителями преступных сообществ, в процессе их создания. Дается классификация преступных сообществ в зависимости от «криминального» статуса их лидеров, показано, каким образом, они влияют на выбор средств и методов организации, структуру и построение деятельности преступного сообщества на этапе его создания, а также выбор средств и методов противодействия, которое будет осуществляться в процессе деятельности преступного сообщества. Для эффективной борьбы с проявлениями организованной преступной деятельности и ее лидерами правоохранительным органам необходимо знать и использовать в своей деятельности данные знания.
Актуальные проблемы международного частного права
Мучак Р.И. - Инструменты саморегулирования международных коммерческих отношений

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.7447

Аннотация: Развитие международных экономических отношений послужило формированию неформальных источников для регулирования международных коммерческих отношений. Характер таких регуляторов позволил участникам международного коммерческого оборота самим регулировать свои отношения, что привело к появлению такого явления как «саморегулирование». Существующие концепции не дают однозначного ответа на природу неформальных регуляторов. Опираясь на существо неформальных источников, опосредующих регулирование, в большей степени зависящее непосредственно от участников коммерческого оборота, целесообразно именовать такие регуляторы «инструменты саморегулирования». В содержание данного понятия необходимо включить регуляторы, адресованные участникам коммерческого оборота в качестве рекомендательных документов и направленные на регулирование международных коммерческих отношений. Сложная система таких регуляторов формирует транснациональную систему инструментов саморегулирования международного коммерческого оборота. Статика инструментов саморегулирования не отражает процесс правового регулирования. Однако такие регуляторы потенциально могут получить динамику в договорном регулировании, поэтому, будучи в статичном состоянии, они входят в механизм правового регулирования. Таким образом, система инструментов саморегулирования дополняет механизм правового регулирования международного коммерческого оборота.
Мучак Р.И. - Инструменты саморегулирования международных коммерческих отношений c. 344-349

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62473

Аннотация: Развитие международных экономических отношений послужило формированию неформальных источников для регулирования международных коммерческих отношений. Характер таких регуляторов позволил участникам международного коммерческого оборота самим регулировать свои отношения, что привело к появлению такого явления, как «саморегулирование». Существующие концепции не дают однозначного ответа на природу неформальных регуляторов. Опираясь на существо неформальных источников, опосредующих регулирование, в большей степени зависящее непосредственно от участников коммерческого оборота, целесообразно именовать такие регуляторы: «инструменты саморегулирования». В содержание данного понятия необходимо включить регуляторы, адресованные участникам коммерческого оборота в качестве рекомендательных документов и направленные на регулирование международных коммерческих отношений. Сложная система таких регуляторов формирует транснациональную систему инструментов саморегулирования международного коммерческого оборота. Статика инструментов саморегулирования не отражает процесс правового регулирования. Однако такие регуляторы потенциально могут получить динамику в договорном регулировании, поэтому, будучи в статичном состоянии, они входят в механизм правового регулирования. Таким образом, система инструментов саморегулирования дополняет механизм правового регулирования международного коммерческого оборота.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.