Актуальные проблемы российского права - рубрика Актуальные проблемы теории государства и права
по
Актуальные проблемы российского права
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Авторам > Контакты > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Актуальные проблемы российского права" > Рубрика "Актуальные проблемы теории государства и права"
Актуальные проблемы теории государства и права
Потапов М.Г. - Научно – теоретические и методологические проблемы исследования регионального права

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.7466

Аннотация: В статье обозначены научно-теоретические и методологические проблемы исследования регионального права. К ним автор, в частности, относит проблемы научного инструментария, понятийного аппарата, соответствующих терминов и определений, а также проблемы их применения в процессе исследования явлений регионального права. В качестве одного из вариантов автор предложил определения понятий регионального, федерального и федеративного права, которые могут быть применимы в научном исследовании вопросов истории и теории регионального права.
Варламова Н.В. - Публично-правовое представительство: теоретические аспекты

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.7901

Аннотация: Политическое представительство - основной принцип осуществления публичной власти в современных государствах. Концепция публично-правового представительства сформировалась в новое время как институциональная конкретизация принципов республиканизма и народного (национального) суверенитета, обеспечивающая условность, ограниченность, ответственность и срочность осуществления политической власти. В статье рассматриваются такие неотъемлемые составляющие концепции публично-правового представительства как публично-властное полномочие, представительные органы, свободный мандат; анализируются основные тенденции развития представительного правления в современных условиях. Автор выделяет отличительные признаки и виды представительных органов публичной власти и обосновывает, что в силу специфики порядка формирования и деятельности именно коллегиальные представительные органы являются надлежащим институтом для установления первичных, абстрактных, общеобязательных правил поведения.
Сулейманов Б.Б. - Суд в системе государственной власти (методологические аспекты)

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.8606

Аннотация: Судебная власть является не только ветвью государственной власти, частью механизма государства, но и надежным гарантом прав и свобод человека. Безусловно, независимый суд является атрибутом, как правового государства, так и гражданского общества. Однако отношение к судебной власти не было однозначно-положительным: даже родоначальники концепции разделения государственной власти (Д. Локк, Ш. Монтескье) недооценивали роль и значение суда. Проведенный анализ показывает, что независимый суд, его возможности были оценены «отцами» американской конституции. Для них эффективная система власти была скорее практической необходимостью, поскольку сложилось новое государство, причем на иных социальных ценностях. Можно отметить, что в отечественной правовой системе суду относились и относятся по - разному. Лишь судебная реформа 1864 г. в некоторой степени смогла изменить отношение к суду. Однако в начале XXв. известные исторические события привели судебную власть в подчинение партийной номенклатуре. На наш взгляд, в сознании российского общества суд еще не стал безусловной ценностью.
Джамалова Э.К. - Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.7017

Аннотация: Особую угрозу национальной безопасности России и Дагестана на сегодня составляют действия по разжиганию религиозной розни, получившие название религиозного экстремизма. Максимальную остроту религиозный экстремизм в северокавказском регионе приобретает в случаях использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях. Религиозный фактор используется в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных интересов различных сил и субъектов политического действия. Социально-правовая опасность для Дагестана кроется сегодня в тотальном эгоизме, часто выдаваемом как позитив самоорганизованного общества. Необходимо подойти к решению политических, социально-экономических и национально-культурных проблем Республики Дагестан с учетом ментальности и ценностей, уровня правовой культуры народов Дагестана. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления являются решение следующих задач: - усиление взаимодействия территориальных органов исполнительной власти с различными религиозными организациями и гражданами; - развитие системы регулярного правового мониторинга дагестанской среды и информированности населения Дагестана; - привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной политики по предотвращению религиозного экстремизма, представителей различных социальных слоев и групп, представителей правоохранительных органов, учащейся и работающей молодежи. В целях предотвращения распространения экстремизма могут быть приняты следующие меры: - правовое просвещение населения Дагестана; - приобщение к лучшим традициям народов Дагестана; - развитие толерантности к другим национальностям, религиям, конфессиям; - включение общественных институтов, воздействующих на процесс формирования правовой культуры дагестанцев и активизация их позитивного влияния; - осуществление анализа СМИ и информационных материалов в Республике Дагестан на предмет выявления асоциальных материалов с привлечением информационных технологий; - создание учреждений, занимающихся проблемами общественного мнения по вопросам работы правоохранительных органов и правоприменения.
Бачмага О.П. - Оценка правотворческого процесса в Российской Федерации на современном этапе: сравнительно-правовой анализ

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.1.10251

Аннотация: Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства. В связи с тем, что сегодня ряд отраслей законодательства подвергается активному изменению и корректировке, проблемы правотворчества имеют первостепенное значение. В статье анализируется и оценивается правотворческий процесс современного Российского государства. Выявляются теоретические и практические проблемы данного аспекта, рассматриваются возможные последствия реализации правовых актов. Отслеживается скорость изменения законодательства, оценивается соответствие цели нормативно-правовых актов фактическим результатам. Также, проводятся сравнительные параллели с правотворчеством других государств, исследуются статистические данные, в качестве доказательной базы приводятся конкретные примеры. Исследуя данный вопрос, автором был проведен мониторинг официальных источников опубликования нормативно-правовых актов и соответствующих электронных правовых систем. Особо акцентируется внимание на качестве принимаемых законов. Отдельно рассматриваются существующие на сегодняшний день принципы правотворчества, после чего автором предлагается и обосновывается необходимость дополнения уже существующих принципов
О.П. Бачмага - Оценка правотворческого процесса в Российской Федерации на современном этапе: сравнительно-правовой анализ c. 41-46

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.1.63797

Аннотация: Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства. В связи с тем, что сегодня ряд отраслей законодательства подвергается активному изменению и корректировке, проблемы правотворчества имеют первостепенное значение. В статье анализируется и оценивается правотворческий процесс современного Российского государства. Выявляются теоретические и практические проблемы данного аспекта, рассматриваются возможные последствия реализации правовых актов. Отслеживается скорость изменения законодательства, оценивается соответствие цели нормативно-правовых актов фактическим результатам. Также, проводятся сравнительные параллели с правотворчеством других государств, исследуются статистические данные, в качестве доказательной базы приводятся конкретные примеры. Исследуя данный вопрос, автором был проведен мониторинг официальных источников опубликования нормативно-правовых актов и соответствующих электронных правовых систем. Особо акцентируется внимание на качестве принимаемых законов. Отдельно рассматриваются существующие на сегодняшний день принципы правотворчества, после чего автором предлагается и обосновывается необходимость дополнения уже существующих принципов.
Сокольская Л.В. - Рецепция как историческая форма правовой аккультурации

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.1.8908

Аннотация: В статье исследуется рецепция как историческая форма правовой аккультурации. Под правовой аккультурацией понимается продолжительный контакт правовых культур различных социумов, использующий в зависимости от исторических условий разнообразные методы и способы воздействия, необходимым результатом которого является изменение первоначальных структур контактируемых культур и формирование единого правового пространства. В зависимости от конкретных культурно-исторических условий различаются такие исторические формы правовой аккультурации как рецепция, экспансия, ассимиляция, интеграция, конвергенция и др. Наиболее изученной формой правовой аккультурации является правовая рецепция При научном исследовании правовой рецепции, как исторической формы правовой аккультурации, применялся историко-культурологический подход и историко-правовой и сравнительно-правовой методы. Сформулировано авторское понятие правовая рецепция - это историческая форма правовой аккультурации, под которой понимают односторонний добровольный процесс передачи элементов правовой культуры социума-донора с обязательным их усвоением социумом-реципиентом. Инициатором рецепции выступает принимающая сторона в лице правящей элиты, которая хочет внедрить у себя частично или полностью правовую систему донора. Результатом рецепции является частичное усвоение обществом-реципиентом культурно-правовых традиций, идей, ценностей общества-донора при сохранении своих национальных особенностей. Правовая рецепция как историческая форма правовой аккультурации обладает родовыми признаками последней и имеет ряд существенных особенностей.
Л.В. Сокольская - Рецепция как историческая форма правовой аккультурации c. 47-56

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.1.63798

Аннотация: В статье исследуется рецепция как историческая форма правовой аккультурации. Под правовой аккультурацией понимается продолжительный контакт правовых культур различных социумов, использующий в зависимости от исторических условий разнообразные методы и способы воздействия, необходимым результатом которого является изменение первоначальных структур контактируемых культур и формирование единого правового пространства. В зависимости от конкретных культурно-исторических условий различаются такие исторические формы правовой аккультурации, как рецепция, экспансия, ассимиляция, интеграция, конвергенция и др. Наиболее изученной формой правовой аккультурации является правовая рецепция - это историческая форма правовой аккультурации, под которой понимают односторонний добровольный процесс передачи элементов правовой культуры социума-донора с обязательным их усвоением социумом-реципиентом. Инициатором рецепции выступает принимающая сторона в лице правящей элиты, которая хочет внедрить у себя частично или полностью правовую систему донора. Результатом рецепции является частичное усвоение обществом-реципиентом культурно-правовых традиций, идей, ценностей общества-донора при сохранении своих национальных особенностей. Правовая рецепция как историческая форма правовой аккультурации обладает родовыми признаками последней и имеет ряд существенных особенностей.
Кузьмина М.В. - Компенсационная функция в системе функций права: теоретико-правовой аспект

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.2.9305

Аннотация: Статья посвящена компенсационной функции права: ее понятию, содержанию, реализации, сущности, месте в системе функций права, соотношению с восстановительной функцией права. Проведенное автором статьи исследование, позволяет сделать вывод о том, что основанием компенсационной функции выступает сущностное предназначение права как инструмента восстановления социальной справедливости, что обусловливает её постоянный характер. В результате анализа способов реализации компенсационной функции (осуществляется через компенсационные охранительные и регулятивные правоотношения) сделан вывод о принадлежности компенсационной функции к числу производных собственно-юридических функций права. Проведенный анализ норм права, обеспечивающих действие компенсационной функции, содержащихся в отраслях как публичного, так и частного права, как внутригосударственного, так и международного права, позволяет относить данную функцию к числу общеправовых функций. Рассматривая понятия, содержания, способы реализации и взаимосвязь компенсационной и восстановительной функций права, автор статьи приходит к выводу о необходимости разграничения данных функций.
Кузьмина М.В. - Компенсационная функция в системе функций права: теоретико-правовой аспект c. 174-179

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.2.63848

Аннотация: статья посвящена компенсационной функции права: ее понятию, содержанию, реализации, сущности, месте в системе функций права, соотношению с восстановительной функцией права. Проведенное автором статьи исследование позволяет сделать вывод о том, что основанием компенсационной функции выступает сущностное предназначение права как инструмента восстановления социальной справедливости, что обусловливает её постоянный характер. В результате анализа способов реализации компенсационной функции (осуществляется через компенсационные охранительные и регулятивные правоотношения) сделан вывод о принадлежности компенсационной функции к числу производных собственно-юридических функций права. Проведенный анализ норм права, обеспечивающих действие компенсационной функции, содержащихся в отраслях как публичного, так и частного права, как внутригосударственного, так и международного права, позволяет относить данную функцию к числу общеправовых функций. Рассматривая понятия, содержания, способы реализации и взаимосвязь компенсационной и восстановительной функций права, автор статьи приходит к выводу о не обходимости разграничения данных функций.
Шульга И.В. - Юридическая природа правовых позиций Верховного Суда РФ

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.2.10342

Аннотация: Объектом исследования являются правовые позиции как особый правовой феномен в российской правовой системе. В предмет исследования входят правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации как самостоятельная разновидность судебных правовых позиций. Изучение осуществляется исходя из представления о судебных правовых позициях как мнения правоприменителя, выраженного в актах правоприменения. В связи с этим правовые позиции Верховного Суда РФ рассматриваются в качестве мнения высшей судебной инстанции по вопросам применения норм права, которое отражено в судебных постановлениях по конкретным делам и разъяснениях судебной практики. Судебные правовые позиций выделяются по типу правоприменения. Правовые позиции Верховного Суда РФ относятся к их разновидности, что является методологической основой дальнейшего исследования. Формирование позиций Верховного Суда РФ происходит в процессе индивидуального судебного регулирования спорных правоотношений. В связи с этим в содержание правовых позиций включаются интерпретационные положения, результаты преодоления коллизий и пробелов в праве, применения принципов права. В тексте судебных постановлений правовые позиции Верховного Суда РФ обеспечивают переход от абстрактных норм права к обстоятельства конкретного спора. По своей природе правовые позиции Верховного Суда РФ имеют не нормативный, а интерпретационный характер, что следует учитывать при их употреблении в судебных решениях. В сравнении с нормами права правовые позиции Верховного Суда РФ служат дополнительным обоснованием выводов суда и не могут подменять нормативных предписаний.
Шульга И.В. - Юридическая природа правовых позиций Верховного Суда РФ c. 180-187

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.2.63849

Аннотация: объектом исследования являются правовые позиции как особый правовой феномен в российской правовой системе. В предмет исследования входят правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации как самостоятельная разновидность судебных правовых позиций. Изучение осуществляется исходя из представления о судебных правовых позициях как мнения правоприменителя, выраженного в актах правоприменения. В связи с этим правовые позиции Верховного Суда РФ рассматриваются в качестве мнения высшей судебной инстанции по вопросам применения норм права, которое отражено в судебных постановлениях по конкретным делам и разъяснениях судебной практики. Судебные правовые позиций выделяются по типу правоприменения. Правовые позиции Верховного Суда РФ относятся к их разновидности, что является методологической основой дальнейшего исследования. Формирование позиций Верховного Суда РФ происходит в процессе индивидуального судебного регулирования спорных правоотношений. В связи с этим в содержание правовых позиций включаются интерпретационные положения, результаты преодоления коллизий и пробелов в праве, применения принципов права. В тексте судебных постановлений правовые позиции Верховного Суда РФ обеспечивают переход от абстрактных норм права к обстоятельствам конкретного спора. По своей природе правовые позиции Верховного Суда РФ имеют не нормативный, а интерпретационный характер, что следует учитывать при их употреблении в судебных решениях. В сравнении с нормами права правовые позиции Верховного Суда РФ служат дополнительным обоснованием выводов суда и не могут подменять нормативных предписаний.
Сулейманов Б.Б. - Суд в системе государственной власти (методологические аспекты) c. 239-244

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.3.62456

Аннотация: Судебная власть является не только ветвью государственной власти, частью механизма государства, но и надежным гарантом прав и свобод человека. Безусловно независимый суд является атрибутом, как правового государства, так и гражданского общества. Однако отношение к судебной власти не было однозначно-положительным: даже родоначальники концепции разделения государственной власти (Дж. Локк, Ш. Монтескье) недооценивали роль и значение суда. Проведенный анализ показывает, что независимый суд, его возможности были оценены «отцами» американской конституции. Для них эффективная система власти была скорее практической необходимостью, поскольку сложилось новое государство, причем на иных социальных ценностях. Можно отметить, что в отечественной правовой системе к суду относились и относятся поразному. Лишь судебная реформа 1864 г. в некоторой степени смогла изменить отношение к суду. Однако в начале XX в. известные исторические события привели судебную власть в подчинение партийной номенклатуре. На наш взгляд, в сознании российского общества суд еще не стал безусловной ценностью.
Кузьмина М.В. - К вопросу о классификации функций права

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.3.9308

Аннотация: Данная статья посвящена классификации функций права. Автором поставлена задача всесторонне рассмотреть критерии классификации функции права. В юридической литературе предлагаются самые разные критерии, при этом нередко исследователи пытаются применить к теории функций права критерии классификации функций государства, что, на взгляд автора, далеко не всегда возможно и объективно оправданно. Классификация функций права должна иметь самостоятельный характер и отражать сущностные характеристики именно функций права, а не государства. Проведя сравнительный анализ критериев классификации функций права, автор приходит к выводу, что любая классификация функций права носит в определенной степени условный характер, т.к. в действительности все функции взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Наиболее обоснованными и практически ориентированными, автору представляются деления функций на общеправовые, отраслевые, институтов и норм; на собственно-юридические и несобственно-юридические (условно – социальные); на первичные и производные.
Кузьмина М.В. - К вопросу о классификации функций права c. 317-322

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.3.63994

Аннотация: Данная статья посвящена классификации функций права. Автором поставлена задача всесторонне рассмотреть критерии классификации функции права. В юридической литературе предлагаются самые разные критерии, при этом нередко исследователи пытаются применить к теории функций права критерии классификации функций государства, что, на взгляд автора, далеко не всегда возможно и объективно оправданно. Классификация функций права должна иметь самостоятельный характер и отражать сущностные характеристики именно функций права, а не государства. Проведя сравнительный анализ критериев классификации функций права, автор приходит к выводу, что любая классификация функций права носит в определенной степени условный характер, т.к. в действительности все функции взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Наиболее обоснованными и практически ориентированными, автору представляются деления функций на общеправовые, отраслевые, институтов и норм; на собственно-юридические и несобственно-юридические (условно – социальные); на первичные и производные.
Борисов А.М. - О проблеме трактовки категории «объект» в правоведении

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.3.9396

Аннотация: Теория права содержит много нерешённых проблем, которые, «пересекаясь» с проблемами правовой герменевтики, образуют терминологические коконы, опутывающие и скрывающие юридическую истину, препятствующие углубленному изучению правового материала, уточнению направлений научно-юридической рационализации, а также надолго лишающие нас понимания сущностных значений юридических терминов. Одна из дискутируемых проблем – объект в праве. Критически оценивая существующие трактовки, автор считает необходимым выработать единое понимание объекта в праве, которое может быть связано только с поведением субъекта права, образующим материально-правовое содержание правоотношения. Анализируя используемые термины «объект права», «объект воздействия объективного права», «объект нормы права», «объект воздействия правовой нормы», «объект регулирования правовой нормы», «объект субъективного права», «объект прав и обязанностей», «объект правового регулирования», «объект правоотношения», автор приходит к выводу о том, что единая позиция правоведов должна быть основана на признании только объекта правового регулирования (конституционно-правового, административно-правового, гражданско-правового и т.д.) или объекта правоотношения. Связанность юридической формы и правового содержания правоотношения логически приводят к выводу об обоснованности концепта состава правоотношения, включающего юридическую форму, материально-правовое содержание, субъект права, объект и предмет правоотношения.
Борисов А.М. - О проблеме трактовки категории «объект» в правоведении c. 323-329

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.3.63995

Аннотация: Теория права содержит много нерешённых проблем, которые, «пересекаясь» с проблемами правовой герменевтики, образуют терминологические коконы, опутывающие и скрывающие юридическую истину, препятствующие углубленному изучению правового материала, уточнению направлений научно-юридической рационализации, а также надолго лишающие нас понимания сущностных значений юридических терминов. Одна из дискутируемых проблем – объект в праве. Критически оценивая существующие трактовки, автор считает необходимым выработать единое понимание объекта в праве, которое может быть связано только с поведением субъекта права, образующим материально-правовое содержание правоотношения. Анализируя используемые термины «объект права», «объект воздействия объективного права», «объект нормы права», «объект воздействия правовой нормы», «объект регулирования правовой нормы», «объект субъективного права», «объект прав и обязанностей», «объект правового регулирования», «объект правоотношения», автор приходит к выводу о том, что единая позиция правоведов должна быть основана на признании только объекта правового регулирования (конституционно-правового, административно-правового, гражданско-правового и т.д.) или объекта правоотношения. Связанность юридической формы и правового содержания правоотношения логически приводят к выводу об обоснованности концепта состава правоотношения, включающего юридическую форму, материально-правовое содержание, субъект права, объект и предмет правоотношения.
Варламова Н.В. - Публично-правовое представительство: теоретические аспекты c. 508-517

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.62675

Аннотация: Политическое представительство — основной принцип осуществления публичной власти в современных государствах. Концепция публично-правового представительства сформировалась в новое время как институциональная конкретизация принципов республиканизма и народного (национального) суверенитета, обеспечивающая условность, ограниченность, ответственность и срочность осуществления политической власти. В статье рассматриваются такие неотъемлемые составляющие концепции публично-правового представительства, как публичновластное полномочие, представительные органы, свободный мандат; анализируются основные тенденции развития представительного правления в современных условиях. Автор выделяет отличительные признаки и виды представительных органов публичной власти и обосновывает, что в силу специфики порядка формирования и деятельности именно коллегиальные представительные органы являются надлежащим институтом для установления первичных, абстрактных, общеобязательных правил поведения.
Потапов М.Г. - Научно-теоретические и методологические проблемы исследования регионального права c. 518-527

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.62676

Аннотация: В статье обозначены научно-теоретические и методологические проблемы исследования регионального права. К ним автор, в частности, относит проблемы научного инструментария, понятийного аппарата, соответствующих терминов и определений, а также проблемы их применения в процессе исследования явлений регионального права. В качестве одного из вариантов автор предложил определения понятий регионального, федерального и федеративного права, которые могут быть применимы в научном исследовании вопросов истории и теории регионального права.
Джамалова Э.К - Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана c. 528-534

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.62677

Аннотация: разжиганию религиозной розни, получившие название религиозного экстремизма. Максимальную остроту религиозный экстремизм в северокавказском регионе приобретает в случаях использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях. Религиозный фактор используется в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных интересов различных сил и субъектов политического действия. Социально-правовая опасность для Дагестана кроется сегодня в тотальном эгоизме, часто выдаваемом как позитив самоорганизованного общества. Необходимо подойти к решению политических, социально-экономических и национально- культурных проблем Республики Дагестан с учетом ментальности и ценностей, уровня правовой культуры народов Дагестана. Основными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления являются решение следующих задач: – усиление взаимодействия территориальных органов исполнительной власти с различными религиозными организациями и гражданами; – развитие системы регулярного правового мониторинга дагестанской среды и информированности населения Дагестана; – привлечение к участию в мероприятиях, проводимых в рамках реализации государственной политики по предотвращению религиозного экстремизма, представителей различных социальных слоев и групп, представителей правоохранительных органов, учащейся и работающей молодежи. В целях предотвращения распространения экстремизма могут быть приняты следующие меры: – правовое просвещение населения Дагестана; – приобщение к лучшим традициям народов Дагестана; – развитие толерантности к другим национальностям, религиям, конфессиям; – включение общественных институтов, воздействующих на процесс формирования правовой культуры дагестанцев и активизация их позитивного влияния; – осуществление анализа СМИ и информационных материалов в Республике Дагестан на предмет выявления асоциальных материалов с привлечением информационных технологий; – создание учреждений, занимающихся проблемами общественного мнения по вопросам работы правоохранительных органов и правоприменения.
Матевосова Е.К. - Доктрина правового нигилизма

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.10982

Аннотация: В настоящей статья исследуется такой социальный феномен современного российской общества, как правовой нигилизм, в особенности его теоретическая (доктринальная) форма. Краткий экскурс в историю формирования и распространения основных мировоззренческих взглядов на государство и право, оформившиеся в научные теории и общественно-политические течения позволяет произвести своеобразную реконструкцию общей картины доктрины правового нигилизма. Сегодня становится очевидным, что обозначение и исследование наравне с практической формой правового нигилизма также его теоретической (доктринальной) формы позволяет ответить на целый ряд вопросов, столь важных для эффективной борьбы с ним на современном этапе развития России. Постановка научной проблемы в настоящей статье предопределила комплексное использование целого ряда философских, общенаучных и частнонаучных методов познания. Под доктриной правового нигилизма предлагается понимать «слепок» всех известных истории теорий и течений, имеющих в своём основании неизменные константы противоборства существующему правовому и государственному порядку. Обосновывается вывод о том, что в современной России доктринальная (теоретическая) форма правового нигилизма не является оформленным идеологическим течением или учением, но, в условиях возрастания общественно-политической активности граждан и усиления их протестных настроений, может получить соответствующее консолидирующее нигилистические силы идейное выражение.
Матевосова Е.К. - Доктрина правового нигилизма c. 1037-1043

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.65073

Аннотация: В настоящей статья исследуется такой социальный феномен современного российской общества, как правовой нигилизм, в особенности его теоретическая (доктринальная) форма. Краткий экскурс в историю формирования и распространения основных мировоззренческих взглядов на государство и право, оформившиеся в научные теории и общественно-политические течения позволяет произвести своеобразную реконструкцию общей картины доктрины правового нигилизма. Сегодня становится очевидным, что обозначение и исследование наравне с практической формой правового нигилизма также его теоретической (доктринальной) формы позволяет ответить на целый ряд вопросов, столь важных для эффективной борьбы с ним на современном этапе развития России. Постановка научной проблемы в настоящей статье предопределила комплексное использование целого ряда философских, общенаучных и частнонаучных методов познания. Под доктриной правового нигилизма предлагается понимать «слепок» всех известных истории теорий и течений, имеющих в своём основании неизменные константы противоборства существующему правовому и государственному порядку. Обосновывается вывод о том, что в современной России доктринальная (теоретическая) форма правового нигилизма не является оформленным идеологическим течением или учением, но, в условиях возрастания общественно-политической активности граждан и усиления их протестных настроений, может получить соответствующее консолидирующее нигилистические силы идейное выражение.
Осипов М.Ю. - Философия права В.С. Нерессянца в контексте русской и советской философии права

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.11317

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является философско - правовое учение В.С. Нерсесянца в контексте русской и советской философии права. В настоящей статье рассмотрена точка зрения В.С. Нерсесянца а также русских и советских философов права на следующие основные проблемы философии права: проблему соотношения права и нравственности, проблему естественного права, проблему сущности права, проблема постсоциализма. В статье были проанализированы также взгляды иных русских философов права на данные проблемы таких как. М.А. Бакунин, К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Петражицкий и ряд других представителей русской философии права. В качестве метода исследования был выбран компаративистский подход, использование которого позволило установить место учения В.С. Нерсесянца в контексте русской и советской философии права Научная новизна исследования по мнению автора состоит в том, что проведенный сравнительный анализ учения В.С. Нерсесянца позволил прийти к выводу о том, что что В.С. Нерсесянц вопреки мнениям многих ученых юристов является одним из крупных представителей русской философии права, поскольку он: а) дал свое оригинальное понятие сущности права; б) переформатировал во – многом задачи философии права; в) разработал теорию цивилизма, чего, к сожалению, не сделали ни Кант, ни Гегель ни иные представители русской философии права и в этом смысле его можно прировнять только к Марксу. В силу этих причин «Философия права» В.С. Нерсесянца имеет достаточно высокое значение в истории политико-правовой мысли, а сам В.С. Нерсесянц должен занять достойное место среди патриархов русской философии права.
Осипов М.Ю. - Философия права В.С. Нерессянца в контексте русской и советской философии права c. 1044-1053

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.65074

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье является философско - правовое учение В.С. Нерсесянца в контексте русской и советской философии права. В настоящей статье рассмотрена точка зрения В.С. Нерсесянца а также русских и советских философов права на следующие основные проблемы философии права: проблему соотношения права и нравственности, проблему естественного права, проблему сущности права, проблема постсоциализма. В статье были проанализированы также взгляды иных русских философов права на данные проблемы таких как. М.А. Бакунин, К.П. Победоносцев, Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, Е.Н. Трубецкой, Л.И. Петражицкий и ряд других представителей русской философии права. В качестве метода исследования был выбран компаративистский подход, использование которого позволило установить место учения В.С. Нерсесянца в контексте русской и советской философии права Научная новизна исследования по мнению автора состоит в том, что проведенный сравнительный анализ учения В.С. Нерсесянца позволил прийти к выводу о том, что что В.С. Нерсесянц вопреки мнениям многих ученых юристов является одним из крупных представителей русской философии права, поскольку он: а) дал свое оригинальное понятие сущности права; б) переформатировал во – многом задачи философии права; в) разработал теорию цивилизма, чего, к сожалению, не сделали ни Кант, ни Гегель ни иные представители русской философии права и в этом смысле его можно прировнять только к Марксу. В силу этих причин «Философия права» В.С. Нерсесянца имеет достаточно высокое значение в истории политико-правовой мысли, а сам В.С. Нерсесянц должен занять достойное место среди патриархов русской философии права.
Соколова М.А. - К вопросу о понятии дефекта юридического документа

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.11547

Аннотация: В современном мире роль документооборота существенно возросла, в том числе в нашей стране. С переходом к рыночной экономике юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные субъекты стали полноправными участниками гражданско-правовых отношений, сопровождающихся различными правовыми документами. Также идет активный процесс развития новых сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Однако, несмотря на позитивную тенденцию развития права, многие юридические документы содержат те или иные дефекты, что препятствует должной реализации прав и свобод человека, создает затруднения для развития общества и государства. С целью формулирования качественного определения категории «дефект юридического документа» были проанализированы признаки данного явления. В ходе исследования использовались философский, логический, грамматический и сравнительно-правовой методы. Несмотря на актуальность рассматриваемой темы, на сегодняшний день не существует комплексного исследования, касающегося выявления сущности дефекта юридического документа. Однако невозможно решить частную проблему, не обращаясь к ее фундаментальному основанию. В статье анализируются признаки дефекта юридического документа и формулируется определение данной категории. Это способствует очерчиванию границ проблемы, дальнейшей разработке теоретических и практических механизмов выявления, устранения, предотвращения дефектов юридического документа, а также причин и условий, способствующих их возникновению.
Соколова М.А. - К вопросу о понятии дефекта юридического документа c. 1054-1060

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.65075

Аннотация: В современном мире роль документооборота существенно возросла, в том числе в нашей стране. С переходом к рыночной экономике юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные субъекты стали полноправными участниками гражданско-правовых отношений, сопровождающихся различными правовыми документами. Также идет активный процесс развития новых сфер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Однако, несмотря на позитивную тенденцию развития права, многие юридические документы содержат те или иные дефекты, что препятствует должной реализации прав и свобод человека, создает затруднения для развития общества и государства. С целью формулирования качественного определения категории «дефект юридического документа» были проанализированы признаки данного явления. В ходе исследования использовались философский, логический, грамматический и сравнительно-правовой методы. Несмотря на актуальность рассматриваемой темы, на сегодняшний день не существует комплексного исследования, касающегося выявления сущности дефекта юридического документа. Однако невозможно решить частную проблему, не обращаясь к ее фундаментальному основанию. В статье анализируются признаки дефекта юридического документа и формулируется определение данной категории. Это способствует очерчиванию границ проблемы, дальнейшей разработке теоретических и практических механизмов выявления, устранения, предотвращения дефектов юридического документа, а также причин и условий, способствующих их возникновению.
Беспалова М.В. - Суверенитет как признак государства и как принцип права в контексте его законодательного обеспечения в современных европейских государствах

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.11.9411

Аннотация: В статье дан анализ подходов к суверенитету как к признаку государства и как к принципу права. Сделан вывод о том, что суверенитет как признак государства представляет собой характеристику верховенства и независимости его власти, а как принцип права является собирательным правовым понятием, выраженным во множестве конкретных правовых принципах и нормах права, говорящих о носителе государственной власти, организации ее осуществления, а также о гарантиях установленного порядка властвования внутри государства и его внешней независимости. Автором предложено провести разграничение данных подходов к пониманию суверенитета с помощью применения логических приемов построения описательных и оценочных (нормативных) высказываний. Особое внимание уделено юридическим гарантиям народного суверенитета, содержащимся в законодательных актах современных государств Европы, подчеркнуты проблемные аспекты его обеспечения и необходимость нахождения оптимального баланса распределения полномочий не только между органами государственной власти, но и между представительными и прямыми формами народовластия. На основе сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и иных европейских государств сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования институтов народного суверенитета в нашем государстве, в том числе прямых форм его осуществления.
Беспалова М.В. - Суверенитет как признак государства и как принцип права в контексте его законодательного обеспечения в современных европейских государствах c. 1359-1366

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.11.63424

Аннотация: В статье дан анализ подходов к суверенитету как к признаку государства и как к принципу права. Сделан вывод о том, что суверенитет как признак государства представляет собой характеристику верховенства и независимости его власти, а как принцип права является собирательным правовым понятием, выраженным во множестве конкретных правовых принципах и нормах права, говорящих о носителе государственной власти, организации ее осуществления, а также о гарантиях установленного порядка властвования внутри государства и его внешней независимости. Автором предложено провести разграничение данных подходов к пониманию суверенитета с помощью применения логических приемов построения описательных и оценочных (нормативных) высказываний. Особое внимание уделено юридическим гарантиям народного суверенитета, содержащимся в законодательных актах современных государств Европы, подчеркнуты проблемные аспекты его обеспечения и необходимость нахождения оптимального баланса распределения полномочий не только между органами государственной власти, но и между представительными и прямыми формами народовластия. На основе сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и иных европейских государств сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования институтов народного суверенитета в нашем государстве, в том числе прямых форм его осуществления.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.