|
ГЛАВНАЯ
> Журнал "Актуальные проблемы российского права"
> Рубрика "Актуальные проблемы экологического права"
Актуальные проблемы экологического права |
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. - Теоретические проблемы формирования Концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности Росс |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.1.6870
Аннотация: Статья содержит комплексное исследование доктринальных документов природоресурсного законодательства Российской Федерации (стратегий, концепций, доктрин, определяющих основные векторы развития законодательства в области использования и охраны отдельных природных ресурсов на среднесрочную и долгосрочную перспективу), а также иных стратегических документов в области обеспечения национальной и экологической безопасности (Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Экологической доктрины Российской Федерации, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и т.д.), на основе которого с учетом теоретического и эмпирического изучения правовых норм, устанавливающих порядок осуществления рационального природопользования, формулируется Концепция формирования природоресурсного законодательства
Практическая значимость исследования состоит в том, что, что результаты исследования, теоретические выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности.
Методологическую основу исследования составляют методы нормативно-правового и институционально-функционального анализа. Помимо этого, в качестве научно-познавательных инструментов и приемов также использованы такие научные методы, как диалектический, логический, прогностический, системный анализ, контент-анализ, а также частнонаучные методы, в частности, такие, как статистический, технико-юридический, сравнительно – правовой. Характер проблем, исследуемых в статье, обусловил системно-структурный подход к изучению проблем формирования единой Концепции формирования природоресурсного законодательства в переходный период.
Результатом исследования является Проект Концепции формирования природоресурсного законодательства, содержащий теоретические основы системы природоресурсного законодательства, уровни и очередность законодательных решений в области совершенствования природоресурсного законодательства, единую терминологию, понятийный аппарат для пакета законодательных актов в данной сфере, а также перечень законодательных актов, которых необходимо принять в целях реализации Концепции на основе пакетного принципа.
Артамонова В.О. - Правовое регулирование охраны и защиты лесов. |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.6.7399
Аннотация: В данной статье проводится анализ правового регулирования охраны и защиты лесов. Лесным кодексом РФ, закрепляющим основные принципы лесного законодательства в области охраны, защиты и воспроизводства лесов и признающим одним из важнейших направлений деятельности государства в области сохранения состояния леса охрану и защиту лесов, которые представляют собой отдельный институт лесного права, в то же время не дается понятийного аппарата, что негативно сказывается на правоприменительной практике. Так, отсутствуют определения понятий «охрана лесов», «защита лесов» и «воспроизводство лесов», неясно их соотношение. В статье содержатся результаты исследования теоретических позиций, посвященных охране лесов, изучены мнения о понятиях охраны и защиты лесов - узкое, более широкое и широкое. Автором подробно рассмотрены различные направления деятельности по охране лесов: охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов. В заключении сформулировано понятие охраны лесов, под которым следует понимать сохранение лесов, осуществляемое путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов, применения мер юридической ответственности.
Чхутиашвили Л.В. - АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АУДИТОРОВ КАК СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.6.7472
Аннотация: Глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом человечества в ХХ веке, научно – техническим прогрессом, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, породил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида.
Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями.
Статья посвящена подготовке экологических аудиторов – специалистов по охране окружающей среды. В России рынок услуг по экологическому аудиту формируется без должного правового регулирования и система подготовки и аттестации экологических аудиторов.
Артамонова В.О. - Государственное управление в сфере охраны и защиты лесов. |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.7.7422
Аннотация: В данной статье проведен анализ государственного управления в сфере охраны и защиты лесов. Проанализированы несколько теоретических подходов к понятию государственного управления природными ресурсами: как правовой институт и как организующая деятельность государственных органов. Сформулировано понятие государственного управления в сфере охраны и защиты лесов как основанная на лесном законодательстве исполнительная деятельность органов государственной власти по организации охраны и защиты лесов. В статье содержится классификация полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений на нормативно-правовое, финансовое и административное регулирование лесных отношений. Частично полномочия по управлению лесами передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации . Из трех главных "рычагов управления" региональные власти в достаточно полной мере получают административный. Дана характеристика трех основных государственных органов, осуществляющих в настоящее время управление охраной и защитой лесов в Российской Федерации: Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. - Теоретические проблемы формирования концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности России |
|
c. 32-39
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.1.62106
Аннотация: Статья содержит комплексное исследование доктринальных документов природоресурсного законодательства Российской Федерации (стратегий, концепций, доктрин, определяющих основные векторы развития законодательства в области использования и охраны отдельных природных ресурсов на среднесрочную и долгосрочную перспективу), а также иных стратегических документов в области обеспечения национальной и экологической безопасности (Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Экологической доктрины Российской Федерации, Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и т.д.), на основе которого с учетом теоретического и эмпирического изучения правовых норм, устанавливающих порядок осуществления рационального природопользования, формулируется Концепция формирования природоресурсного законодательства Практическая значимость исследования состоит в том, что, что результаты исследования, теоретические выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности. Методологическую основу исследования составляют методы нормативно-правового и институционально-функционального анализа. Помимо этого, в качестве научно-познавательных инструментов и приемов также использованы такие научные методы, как диалектический, логический, прогностический, системный анализ, контент-анализ, а также частнонаучные методы, в частности, такие, как статистический, технико-юридический, сравнительно – правовой. Характер проблем, исследуемых в статье, обусловил системно-структурный подход к изучению проблем формирования единой Концепции формирования природоресурсного законодательства в переходный период. Результатом исследования является Проект Концепции формирования природоресурсного законодательства, содержащий теоретические основы системы природоресурсного законодательства, уровни и очередность законодательных решений в области совершенствования природоресурсного законодательства, единую терминологию, понятийный аппарат для пакета законодательных актов в данной сфере, а также перечень законодательных актов, которых необходимо принять в целях реализации Концепции на основе пакетного принципа.
Шарифуллина А.Ф. - Правовое регулирование доступа к газотранспортным системам |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2014.1.8965
Аннотация: Транспортировка газа осуществляется в основном трубопроводным транспортом. В условиях ограниченной пропускной способности газотранспортной системы наиболее актуальным является вопрос недискриминационного доступа независимых организаций. В статье проведен анализ правового регулирования недискриминационного доступа к газотранспортным системам: принадлежащей ОАО "Газпром" и к местным газораспределительным сетям. Транспортировка газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии. При этом в отличие от транспортировки нефти (естественно монопольным видом деятельности признается только транспортировка нефти по магистральным трубопроводам) естественной монополией признается транспортировка газа по любым видам трубопроводов. Доступ независимых организаций к газотранспортным системам осуществляется на основании договоров только при наличии свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предлагаемый поставщиком газа период поставки газа. В случае недостаточности мощности для транспортировки всего запрашиваемого объема законодательством установлена очередность удовлетворения заявок на транспортировку. При этом приоритет отдается поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения. Отказ в предоставлении доступа может быть обжалован в ФАС России. В свою очередь, в судебной практике встречаются дела об обжаловании собственниками систем газоснабжения решений ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства. Начиная с 2007 года ФАС России безуспешно инициирует принятие нового постановления Правительства, в соответствии с которым ОАО «Газпром» и его аффилированные лица должны получать доступ к магистральны газопроводам в общем порядке наравне с независимыми производителями газа. В отношении доступа к газораспределительным сетям ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации», предусматривающий замену действующего положения о доступе от 1998 года.
А.Ф. Шарифуллина - Правовое регулирование доступа к газотранспортным системам |
|
c. 57-65
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2014.1.63799
Аннотация: Транспортировка газа осуществляется в основном трубопроводным транспортом. В условиях ограниченной пропускной способности газотранспортной системы наиболее актуальным является вопрос недискриминационного доступа независимых организаций. В статье проведен анализ правового регулирования недискриминационного доступа к газотранспортным системам: принадлежащей ОАО "Газпром" и к местным газораспределительным сетям.Транспортировка газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии. При этом в отличие от транспортировки нефти (естественно монопольным видом деятельности признается только транспортировка нефти по магистральным трубопроводам) естественной монополией признается транспортировка газа по любым видам трубопроводов. Доступ независимых организаций к газотранспортным системам осуществляется на основании договоров только при наличии свободных мощностей в газотранспортной системе от места подключения до места отбора газа на предлагаемый поставщиком газа период поставки газа.В случае недостаточности мощности для транспортировки всего запрашиваемого объема законодательством установлена очередность удовлетворения заявок на транспортировку. При этом приоритет отдается поставщикам газа для коммунальных и бытовых нужд населения.Отказ в предоставлении доступа может быть обжалован в ФАС России. В свою очередь, в судебной практике встречаются дела об обжаловании собственниками систем газоснабжения решений ФАС России о нарушении антимонопольного законодательства.Начиная с 2007 года ФАС России безуспешно инициирует принятие нового постановления Правительства, в соответствии с которым ОАО «Газпром» и его аффилированные лица должны получать доступ к магистральным газопроводам в общем порядке наравне с независимыми производителями газа. В отношении доступа к газораспределительным сетям ФАС России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об обеспечении недискриминационного доступа к газораспределительным сетям в Российской Федерации», предусматривающий замену действующего положения о доступе от 1998 года.
Зиновкин Н.С. - Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2014.2.10042
Аннотация: Предмет исследования данной статьи составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. Актуальность исследуемого вопроса подтверждается обширной судебной практикой, характеризующейся чрезвычайной противоречивостью вкупе с несовершенством законодательства в данной сфере. Главным образом проблематика заключается в определении субъекта, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. На данный момент параллельно существуют две основные позиции: платит производитель отходов; платит специализированная организация, занимающаяся их размещением. В статье анализируются несколько подходов к вопросу определения субъектов, обязанных вносить платежи: с точки зрения общих принципов экологического законодательства и его духа, и с точки зрения перехода права собственности на отходы. На основе этих подходов автором предлагаются соответствующие изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления», подразумевающие указание на собственника отходов в качестве плательщика; и в ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающие плату за производство, а не размещение отходов.
Зиновкин Н.С. - Обзор судебной практики по вопросу платы за размещение отходов производства и потребления |
|
c. 204-211
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2014.2.63852
Аннотация: предмет исследования данной статьи составляет плата за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления. Актуальность исследуемого вопроса подтверждается обширной судебной практикой, характеризующейся чрезвычайной противоречивостью вкупе с несовершенством законодательства в данной сфере. Главным образом проблематика заключается в определении субъекта, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. На данный момент параллельно существуют две основные позиции: платит производитель отходов; платит специализированная организация, занимающаяся их размещением. В статье анализируются несколько подходов к вопросу определения субъектов, обязанных вносить платежи: с точки зрения общих принципов экологического законодательства и его духа, и с точки зрения перехода права собственности на отходы. На основе этих подходов автором предлагаются соответствующие изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления», подразумевающие указание на собственника отходов в качестве плательщика; и в ФЗ «Об охране окружающей среды», устанавливающие плату за производство, а не размещение отходов.
Артамонова В.О. - Правовое регулирование охраны и защиты лесов |
|
c. 706-711
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.6.62736
Аннотация: В данной статье проводится анализ правового регулирования охраны и защиты лесов. Лесным кодексом РФ, закрепляющим основные принципы лесного законодательства в области охраны, защиты и воспроизводства лесов и признающим одним из важнейших направлений деятельности государства в области сохранения состояния леса, охрану и защиту лесов, которые представляют собой отдельный институт лесного права, в то же время не дается понятийного аппарата, что негативно сказывается на правоприменительной практике. Так, отсутствуют определения понятий «охрана лесов», «защита лесов» и «воспроизводство лесов», неясно их соотношение. В статье содержатся результаты исследования теоретических позиций, посвященных охране лесов, изучены мнения о понятиях охраны и защиты лесов — узкое, более широкое и широкое. Автором подробно рассмотрены различные направления деятельности по охране лесов: охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов. В заключении сформулировано понятие охраны лесов, под которым следует понимать сохранение лесов, осуществляемое путем охраны лесов от пожаров, защиты лесов от болезней, воспроизводства лесов, применения мер юридической ответственности.
Чхутиашвили Л.В. - Актуальные вопросы подготовки экологических аудиторов как специалистов по охране окружающей среды |
|
c. 712-715
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.6.62737
Аннотация: Глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом человечества в ХХ в., научно-техническим прогрессом, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, п ородил ряд проблем, по сути дела поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями. Статья посвящена подготовке экологических аудиторов — специалистов по охране окружающей среды. В России рынок услуг по экологическому аудиту формируется без должного правового регулирования и системы подготовки и аттестации экологических аудиторов.
Артамонова В.О. - Государственное управление в сфере охраны и защиты лесов |
|
c. 981-986
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.8.63035
Аннотация: В данной статье проведен анализ государственного управления в сфере охраны и защиты лесов. Проанализированы несколько теоретических подходов к понятию государственного управления природными ресурсами: как правовой институт и как организующая деятельность государственных органов. Сформулировано понятие государственного управления в сфере охраны и защиты лесов как основанная на лесном законодательстве исполнительная деятельность органов государственной власти по организации охраны и защиты лесов. В статье содержится классификация полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений на нормативно-правовое, финансовое и административное регулирование лесных отношений. Частично полномочия по управлению лесами передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Из трех главных «рычагов управления» региональные власти в достаточно полной мере получают административный. Дана характеристика трех основных государственных органов, осуществляющих в настоящее время управление охраной и защитой лесов в Российской Федерации: Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Спиридонов Д.В. - Особенности юридической ответственности в сфере использования и охраны недр |
|
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.12.9797
Аннотация: Данная работа посвящена детальному исследованию ответственности, возникающей при нарушении норм горного законодательства. В статье обосновывается необходимость более тщательного закрепления и регулирования всей системы юридической ответственности в сфере использования недр, обуславливается это тем, что недра земли, как источники жизненно необходимой минерально-сырьевой базы, являются важной составляющей всей природоресурсной базы человечества. В процессе анализа дается попытка выделить концептуальные особенности ответственности в сфере недропользования, изучаются аспекты административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности. В процессе анализа автор затрагивает проблемы правоприменения, которые существуют на практике в данной отрасли. Обоснован тот факт, что действующая в рамках горной ответственности система наказаний не обеспечивает должных превентивных и пресекающих мер по предотвращению и снижению преступлений и правонарушений в данной области. Так же в работе дается обоснование ответственности за нарушение законодательства о недрах как составной части эколого-правовой ответственности и предлагаются пути изменения некоторых положений закона в рамках ответственности в сфере использования недр.
Спиридонов Д.В. - Особенности юридической ответственности в сфере использования и охраны недр |
|
c. 1599-1605
|
DOI: 10.7256/1994-1471.2013.12.63509
Аннотация: Данная работа посвящена детальному исследованию ответственности, возникающей при нарушении норм горного законодательства. В статье обосновывается необходимость более тщательного закрепления и регулирования всей системы юридической ответственности в сфере использования недр, обуславливается это тем, что недра земли, как источники жизненно необходимой минерально-сырьевой базы, являются важной составляющей всей природоресурсной базы человечества. В процессе анализа дается попытка выделить концептуальные особенности ответственности в сфере недропользования, изучаются аспекты административной, уголовной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности. В процессе анализа автор затрагивает проблемы правоприменения, которые существуют на практике в данной отрасли. Обоснован тот факт, что действующая в рамках горной ответственности система наказаний не обеспечивает должных превентивных и пресекающих мер по предотвращению и снижению преступлений и правонарушений в данной области. Так же в работе дается обоснование ответственности за нарушение законодательства о недрах как составной части эколого-правовой ответственности и предлагаются пути изменения некоторых положений закона в рамках ответственности в сфере использования недр.
|
|