Актуальные проблемы российского права - рубрика Актуальные проблемы права Европейского Союза
по
Актуальные проблемы российского права
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Авторам > Контакты > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Актуальные проблемы российского права" > Рубрика "Актуальные проблемы права Европейского Союза"
Актуальные проблемы права Европейского Союза
Кашкин С.Ю., Слепак В.Ю. - Основные направления общей политики безопасности и обороны, служащие обеспечению национальной безопасности государств-членов ЕС

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.7995

Аннотация: Статья посвящена анализу все более важной для Европейского Союза Общей политике безопасности и обороны. Целью ее является объективное и современное представление этой политики в свете изменений, внесенных в нее Лиссабонским договором, вступившим в силу в конце 2009 г. В ней показаны новейшие процессы военно-политической интеграции в ЕС, которые нередко остаются за рамками научных исследований. Рассмотрен процесс постепенного формирования общей обороны в рамках Европейского Союза. Изучены конкретные направления военно-политического сотрудничества государств-членов ЕС, их цели, задачи, механизмы правового регулирования. Показаны пути и средства урегулирования споров и кризисных ситуаций, применение военных потенциалов, а также использование Европейским Союзом так называемой «мягкой силы». Рассматриваются договоры между странами-членами ЕС в этой сфере, формирование тактических групп и деятельность различного рода миссий. Интерес представляет и анализ гражданских операций, дополняющих военные возможности ЕС.
Четвериков А.О. - Европейские силы жандармерии – новый инструмент поддержания национальной и международной безопасности государств-членов Европейского Союза

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.8103

Аннотация: Статья посвящена исследованию правовых основ интеграции военно-полицейских сил государств-членов ЕС (сил национальной жандармерии), результатом которой стало создание «Европейских сил жандармерии». В статье рассматриваются исторические предпосылки, этапы создания Европейских сил жандармерии и их современный правовой статус, вытекающий из действующего учредительного договора (Договора о создании Европейских сил жандармерии от 18 октября 2007 г.), вступившего в силу 1 июня 2012 г. Особое внимание уделяется внутренней структуре Европейских сил жандармерии, порядку их использования при проведении миротворческих операций, правовой природе Европейских сил жандармерии, а также взаимоотношению и взаимодействию Европейских сил жандармерии с Европейским союзом, другими универсальными и региональными международными организациями.
Четвериков А.О. - Правовые аспекты двусторонней интеграции Европейских государств в области обеспечения национальной безопасности: пример Франко-Германской бригады

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.8.8109

Аннотация: Статья посвящена анализу правового статуса уникального воинского формирования, созданного на двусторонней основе двумя крупнейшими государствами-членами ЕС – Франко-Германской бригады. Рассматриваются общие закономерности правового регулирования двусторонней интеграции современных государств в военной и других сферах, исторические предпосылки и этапы франко-германского военного сотрудничества, порядок создания и функционирования Франко-Германской бригады, ее внутренняя структура и механизм применения в миротворческих и иных военных операциях.
Кашкин С.Ю., Слепак В.Ю. - Организационный механизм проведения военных операций Европейского Союза как средство обеспечения национальной безопасности государств-членов ЕС

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.8102

Аннотация: В статье анализируется организационный механизм проведения военных операций ЕС, который рассматривается как современное средство обеспечения безопасности государств-членов Союза. Для проведения военных операций нередко используется механизм НАТО или применяется венный штаб «рамочной нации» (одного из государств-членов). Подробно рассматривается Военный комитет ЕС и Военный штаб ЕС, система руководства силами быстрого реагирования. Обстоятельно рассматриваются новеллы управлениями военными операциями в результате принятия Лиссабонского договора. Рассмотрены компоненты личного статуса военнослужащего. Делаются выводы о своеобразных чертах организации проведения военных операций ЕС.
Калиниченко П.А., Михайлова С.А. - Эволюция норм и стандартов ЕС в сфере признания и исполнения решений по гражданским делам

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.1.10106

Аннотация: Настоящее исследование посвящено эволюции нормативных положений в сфере признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, выработанных на уровне Европейского Союза (ЕС), интеграционной организации 28 государств Европы. Методологически в настоящей работе используется диалектический метод, историко-правовой и сравнительно-правовой на основе системного подхода. Научная новизна исследования определяется тем, что, на сегодняшний день Европейский Союз обладает обширной компетенцией в сфере сотрудничества судебных органов государств-членов по гражданским, торговым и семейным делам и сближения норм гражданского процесса, закрепленной в положениях Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) среди норм о создании пространства свободы, безопасности и правосудия и на основе целей, закрепленных в пар. 2 ст. 3 Договора о Европейском Союзе (ДЕС). К выводам исследования можно отнести следующее. Современный механизм судебной защиты по гражданским делам в рамках Европейского Союза, прошел несколько эволюционных этапов в своем развитии. На первом этапе, берущем начало в далекие 1960-е гг., в рамках Европейских сообществ применялись исключительно международно-правовые средства гармонизации законодательства государств-членов в области юрисдикции, признания и исполнения судебных решений. Второй этап развития механизма судебной защиты по гражданским делам на европейском уровне, берущий начало со вступлением в силу Амстердамского договора в 1999 г., примечателен сменой правового инструментария, используемого Европейским Союзом. В этот период коренным образом была реформирована правовая основа системы признания и исполнения судебных решений на Европейском уровне – в 2000 году Брюссельская конвенция I была заменена Брюссельским регламентом I. Наконец, современный этап развития механизма судебной защиты по гражданским делам в европейском праве характеризуется совершенствованием системы на основе комбинации международно-правовых и европейско-правовых инструментов гармонизации гражданско-процессуального права государств-членов. Новации были подвергнуты Луганская конвенция (путем заключения в 2007 г. Луганской конвенции II) и Брюссельский регламент I (Регламент № 44/2001).
П.А. Калиниченко, С.А. Михайлова - Эволюция норм и стандартов ЕС в сфере признания и исполнения решений по гражданским делам c. 125-136

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.1.63807

Аннотация: Настоящее исследование посвящено эволюции нормативных положений в сфере признания и исполнения судебных решений по гражданским делам, выработанных на уровне Европейского Союза (ЕС), интеграционной организации 28 государств Европы. Методологически в настоящей работе используется диалектический метод, историко-правовой и сравнительно- правовой на основе системного подхода.Научная новизна исследования определяется тем, что, на сегодняшний день Европейский Союз обладает обширной компетенцией в сфере сотрудничества судебных органов государств-членов по гражданским, торговым и семейным делам и сближения норм гражданского процесса, закрепленной в положениях Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС) среди норм о создании пространства свободы, безопасности и правосудия и на основе целей, закрепленных в пар. 2 ст. 3 Договора о Европейском Союзе (ДЕС). К выводам исследования можно отнести следующее. Современный механизм судебной защиты по гражданским делам в рамках Европейского Союза прошел несколько эволюционных этапов в своем развитии. На первом этапе, берущем начало в далекие 1960-е гг., в рамках Европейских сообществ применялись исключительно международно- правовые средства гармонизации законодательства государств-членов в области юрисдикции, признания и исполнения судебных решений. Второй этап развития механизма судебной защиты по гражданским делам на европейском уровне, берущий начало со вступлением в силу Амстердамского договора в 1999 г., примечателен сменой правового инструментария, используемого Европейским Союзом. В этот период коренным образом была реформирована правовая основа системы признания и исполнения судебных решений на Европейском уровне – в 2000 году Брюссельская конвенция I была заменена Брюссельским регламентом I.Наконец, современный этап развития механизма судебной защиты по гражданским делам в европейском праве характеризуется совершенствованием системы на основе комбинации международно-правовых и европейско-правовых инструментов гармонизации гражданско-процессуального права государств-членов. Новации были подвергнуты Луганская конвенция (путем заключения в 2007 г. Луганской конвенции II) и Брюссельский регламент I (Регламент № 44/2001).
Митрохина А.Х. - Эволюция развития европейской космической политики (правовые аспекты)

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.2.10366

Аннотация: Целью работы является описание историко-правовых аспектов развития европейской космической политики. Историко-правовой аспект европейской космической политики включает в себя четыре этапа развития: 1. 1950-е – 1964 г.: формирование национальных космических программ стран Западной Европы. 2. 1964 – 2003 годы: создание единых органов Европы в космической деятельности. 3. 2003 - 2007 годы: формирование отношений между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Европейским Союзом (ЕС). 4. С 2007 года по настоящее время: Формирование «новой европейской космической политики» в рамках Лиссабонского договора. Стоит подчеркнуть, что ключевую роль в развитии европейской космической политики оказало принятие Лиссабонского договора, который выделил ее в отдельную отрасль. До сих пор характерной чертой европейской космической политики является ее направленность на гражданские аспекты исследования и использования космического пространства, и только в последнее время европейская космическая политика стала уделять больше внимания обеспечению международной и региональной безопасности. За последние 60 лет произошло колоссальное развитие европейской космической политики: от развития космической деятельности на национальном уровне стран Западной Европы до образования европейской организации специальной компетенции в области исследования и использования космического пространства, которая в настоящее время занимает лидирующие позиции в мире, а также к стремлению ЕКА в будущем стать агентством ЕС.
Митрохина А.Х. - Эволюция развития европейской космической политики (правовые аспекты) c. 281-286

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.2.63863

Аннотация: целью работы является описание историко-правовых аспектов развития европейской космической политики. Историко-правовой аспект европейской космической политики включает в себя четыре этапа развития: 1. 1950-е – 1964 г.: формирование национальных космических программ стран Западной Европы. 2. 1964 – 2003 годы: создание единых органов Европы в космической деятельности. 3. 2003 – 2007 годы: формирование отношений между Европейским космическим агентством (ЕКА) и Европейским Союзом (ЕС). 4. С 2007 года по настоящее время: Формирование «новой европейской космической политики» в рамках Лиссабонского договора. Стоит подчеркнуть, что ключевую роль в развитии европейской космической политики оказало принятие Лиссабонского договора, который выделил ее в отдельную отрасль. До сих пор характерной чертой европейской космической политики является ее направленность на гражданские аспекты исследования и использования космического пространства, и только в последнее время европейская космическая политика стала уделять больше внимания обеспечению международной и региональной безопасности. За последние 60 лет произошло колоссальное развитие европейской космической политики: от развития космической деятельности на национальном уровне стран Западной Европы до образования европейской организации специальной компетенции в области исследования и использования космического пространства, которая в настоящее время занимает лидирующие позиции в мире, а также к стремлению ЕКА в будущем стать агентством ЕС.
Кашкин С.Ю., Слепак В.Ю. - Основные направления общей политики безопасности и обороны, служащие обеспечению национальной безопасности государств-членов ЕС c. 614-618

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.5.62689

Аннотация: Статья посвящена анализу все более важной для Европейского Союза Общей политике безопасности и обороны. Целью ее является объективное и современное представление этой политики в свете изменений, внесенных в нее Лиссабонским договором, вступившим в силу в конце 2009 г. В ней показаны новейшие процессы военно-политической интеграции в ЕС, которые нередко остаются за рамками научных исследований. Рассмотрен процесс постепенного формирования общей обороны в рамках Европейского Союза. Изучены конкретные направления военно-политического сотрудничества государств-членов ЕС, их цели, задачи, механизмы правового регулирования. Показаны пути и средства урегулирования споров и кризисных ситуаций, применение военных потенциалов, а также использование Европейским Союзом так называемой «мягкой силы». Рассматриваются договоры между странами-членами ЕС в этой сфере, формирование тактических групп и деятельность различного рода миссий. Интерес представляет и анализ гражданских операций, дополняющих военные возможности ЕС.
Кашкин С.Ю., Слепак В.Ю. - Организационный механизм проведения военных операций Европейского Союза как средство обеспечения национальной безопасности государств-членов ЕС c. 864-868

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.62876

Аннотация: В статье анализируется организационный механизм проведения военных операций ЕС, который рассматривается как современное средство обеспечения безопасности государств-членов Союза. Для проведения военных операций нередко используется механизм НАТО или применяется военный штаб «рамочной нации» (одного из государств-членов). Подробно рассматривается Военный комитет ЕС и Военный штаб ЕС, система руководства силами быстрого реагирования. Обстоятельно рассматриваются новеллы управлениями военными операциями в результате принятия Лиссабонского договора. Рассмотрены компоненты личного статуса военнослужащего. Делаются выводы о своеобразных чертах организации проведения военных операций ЕС.
Четвериков А.О. - Европейские силы жандармерии — новый инструмент поддержания национальной и международной безопасности государств-членов Европейского Союза c. 869-877

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.62877

Аннотация: Статья посвящена исследованию правовых основ интеграции военно-полицейских сил государств-членов ЕС (сил национальной жандармерии), результатом которой стало создание «Европейских сил жандармерии». В статье рассматриваются исторические предпосылки, этапы создания Европейских сил жандармерии и их современный правовой статус, вытекающий из действующего учредительного договора (Договора о создании Европейских сил жандармерии от 18 октября 2007 г.), вступившего в силу 1 июня 2012 г. Особое внимание уделяется внутренней структуре Европейских сил жандармерии, порядку их использования при проведении миротворческих операций, правовой природе Европейских сил жандармерии, а также взаимоотношению и взаимодействию Европейских сил жандармерии с Европейским союзом, другими универсальными и региональными международными организациями.
Арабей Е.А. - Специализированные органы Европейского Союза в области защиты прав потребителей

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.11336

Аннотация: Статья «Специализированные органы Европейского Союза в области защиты прав потребителей» посвящена анализу деятельности институтов и органов Европейского Союза в области защиты прав потребителей. В статье автор анализирует деятельность институтов Европейского Союза: Европейской Комиссии, Европейского Парламента и Совета, которая направлена на реализацию компетенции Европейского Союза в области защиты прав потребителей. В составе каждого их этих институтов автор выделяет те структурные подразделения, ответственные за реализацию компетенции ЕС в сфере защиты прав потребителей, анализирует их правовой статус и определяет круг их полномочий. Также автор приводит краткий анализ деятельности институтов и органов Европейского Союза в рамках комитологии. Помимо деятельности институтов и их структурных подразделений в статье также рассматривается деятельность органов Европейского Союза: Экономического и социального комитета, Европейского органа по безопасности продуктов питания. Автор в своей статье производит анализ деятельности институтов и органов ЕС, анализ законодательства ЕС, регламентирующего деятельность органов и институтов ЕС, которые реализуют компетенцию Европейского Союза в области защиты прав потребителей В заключение статьи автор делает вывод о наличии развитой системы институтов и органов, которые реализуют компетенцию Европейского Союза в области защиты прав потребителей, а также относительно наличия совокупности законодательства, регламентирующего деятельность институтов и органов ЕС в сфере защиты прав потребителей.
Арабей Е.А. - Специализированные органы Европейского Союза в области защиты прав потребителей c. 953-958

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.64905

Аннотация: Статья «Специализированные органы Европейского Союза в области защиты прав потребителей» посвящена анализу деятельности институтов и органов Европейского Союза в области защиты прав потребителей. В статье автор анализирует деятельность институтов Европейского Союза: Европейской Комиссии, Европейского Парламента и Совета, которая направлена на реализацию компетенции Европейского Союза в области защиты прав потребителей. В составе каждого их этих институтов автор выделяет те структурные подразделения, ответственные за реализацию компетенции ЕС в сфере защиты прав потребителей, анализирует их правовой статус и определяет круг их полномочий. Также автор приводит краткий анализ деятельности институтов и органов Европейского Союза в рамках комитологии. Помимо деятельности институтов и их структурных подразделений в статье также рассматривается деятельность органов Европейского Союза: Экономического и социального комитета, Европейского органа по безопасности продуктов питания. Автор в своей статье производит анализ деятельности институтов и органов ЕС, анализ законодательства ЕС, регламентирующего деятельность органов и институтов ЕС, которые реализуют компетенцию Европейского Союза в области защиты прав потребителей В заключение статьи автор делает вывод о наличии развитой системы институтов и органов, которые реализуют компетенцию Европейского Союза в области защиты прав потребителей, а также относительно наличия совокупности законодательства, регламентирующего деятельность институтов и органов ЕС в сфере защиты прав потребителей.
Двенадцатова Т.И. - Завершающий этап создания единого энергетического рынка ЕС: когда жесткость залог успеха c. 959-969

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.64906

Аннотация: В статье рассматривается вызывающая в последнее время неподдельный интерес практика Европейской Комиссии и Суда Европейского Союза по реализации и воплощению в жизнь положений Энергопакетов (главным образом, Третьего Энергопакета) с той целью, чтобы подчеркнуть первостепенную роль Комиссии и Суда ЕС в деле строительства единого европейского энергетического рынка на его завершающем этапе. Автор преследует цель показать, как Комиссия в тесном взаимодействии с Судом ЕС использует имеющиеся у нее в распоряжении средства принуждения по отношению к государствам и компаниям в целях выполнения ими своих обязательств в сфере энергетики. Автор подробно описывает ряд дел как против энергокомпаний, так и в отношении государств-членов ЕС, инициированных Комиссией, часть из которых дошла до Суда ЕС. В заключении делается вывод о том, что именно жесткий подход Европейской Комиссии и принципиальные позиции Суда ЕС при толковании положений законодательства ЕС в сфере энергетики есть основополагающая составляющая успеха в деле создания единого внутреннего энергетического рынка ЕС в 2014 году.
Трубачева К.И. - Правовые основы построения взаимоотношений между Европейским Союзом и республикой Беларусь c. 970-974

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.64907

Аннотация: Европейская политика добрососедства представляет собой особую систему построения международных взаимоотношений между Европейским Союзом (ЕС) и третьими странами, что в настоящее время является неотъемлемой частью проводимой ЕС его внешней политики. Правовую базу же Европейской политики добрососедства составляют, так называемые, «смешанные соглашения», с одной стороны заключаемые Европейским Союзом, и третьей страной с другой. В свою очередь, подобные заключенные «смешанные соглашения» оказывают непосредственное влияние на правовою систему как самого ЕС, так и заключившего его государство. Именно исходя из этого, Суд Европейского Союза признал их «неотъемлемой частью» всей правовой системы ЕС. В качестве методологической основы исследования использовались как общенаучные методы познания объективной реальности, так и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук: диалектический, исторический, структурно-юридический, метод логической дедукции и индукции, системный подход и др. А также потребовалось использования других специальных юридических методов познания, в числе которых следует выделить сравнительно-правовой, метод стратегических оценок, структурно-юридический и статистический метод. Научная новизна и сделанные в статье выводы представляют собой попытку систематизировать и проанализировать накопленный Европейским Союзом опыт построения, регулирования и ведения специфического рода отношений с Республикой Беларусь. Уделяется особое внимание у анализу юридического закрепления компетенции ЕС в сфере внешних действий в отношении третьих стран, основных направлений правового регулирования рассматриваемой сферы. Новизна работы проявляется также в попытке автора выявить существующие недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие Европейского Союза и Республики Беларусь.
Четвериков А.О. - Правовые аспекты двусторонней интеграции Европейских государств в области обеспечения национальной безопасности: пример Франко-Германской бригады c. 1031-1040

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.8.63043

Аннотация: Статья посвящена анализу правового статуса уникального воинского формирования, созданного на двусторонней основе двумя крупнейшими государствами-членами ЕС — Франко-Германской бригады. Рассматриваются общие закономерности правового регулирования двусторонней интеграции современных государств в военной и других сферах, исторические предпосылки и этапы франко-германского военного сотрудничества, порядок создания и функционирования Франко-Германской бригады, ее внутренняя структура и механизм применения в миротворческих и иных военных операциях.
Молчанов Н.А., Трубачева К.И. - Подходы к применению принципов международного права в новых геополитических условиях

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.11764

Аннотация: Как показывает современная действительность, вопросы строго соблюдения либо игнорирования основных принципов международного права становится все более актуальной. Сегодня, это, в том числе, было еще раз подчеркнуто в связи с новыми сложившимися геополитическими условиями – а именно при подходе к оценке вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Кроме прочего, вопросы использования и соблюдения принципов международного права все чаще обостряются на международной арене. Именно это в полной мере обуславливает значимость изучения в научном плане действующих принципов международного права – как основополагающих начал, норм и руководящих принципов функционирования межгосударственной системы, которые обладают высшей юридической силой и выражающие закрепившиеся устои практики международных отношений. Методология исследования: комплексное использование общефилософских, общенаучных и частнонаучных методов научного познания (системный, исторический, сравнительно-правовой, синергетический, моделирования и др.). Исследование по данной тематике имеет большую теоретическую и практическую значимость для юридической науки, совершенствования законодательства и практики его применения, осмысления пути развития национального и международного права в современных геополитических условиях. Новизна исследования обусловлена последними событиями на международной политической арене, связанными с общественно-политической обстановкой в Украине и решением вопроса о присоединении к России новых субъектов федерации, ранее входивших в состав Украины.
Молчанов Н.А., Трубачева К.И. - Подходы к применению принципов международного права в новых геополитических условиях c. 1254-1261

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.6.65104

Аннотация: Как показывает современная действительность, вопросы строго соблюдения либо игнорирования основных принципов международного права становится все более актуальной. Сегодня, это, в том числе, было еще раз подчеркнуто в связи с новыми сложившимися геополитическими условиями – а именно при подходе к оценке вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Кроме прочего, вопросы использования и соблюдения принципов международного права все чаще обостряются на международной арене. Именно это в полной мере обуславливает значимость изучения в научном плане действующих принципов международного права – как основополагающих начал, норм и руководящих принципов функционирования межгосударственной системы, которые обладают высшей юридической силой и выражающие закрепившиеся устои практики международных отношений. Методология исследования: комплексное использование общефилософских, общенаучных и частнонаучных методов научного познания (системный, исторический, сравнительно-правовой, синергетический, моделирования и др.). Исследование по данной тематике имеет большую теоретическую и практическую значимость для юридической науки, совершенствования законодательства и практики его применения, осмысления пути развития национального и международного права в современных геополитических условиях. Новизна исследования обусловлена последними событиями на международной политической арене, связанными с общественно-политической обстановкой в Украине и решением вопроса о присоединении к России новых субъектов федерации, ранее входивших в состав Украины.
Арабей Е.А. - Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.9841

Аннотация: Статья «Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза» содержит анализ правовых норм, судебной практики и доктринальной литературы относительно определения понятия «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор раскрывает в статье исторический аспект формирования определения термина «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор указывает на множественность определений термина «потребитель» в законодательстве Европейского Союза, а также на употребление сходных по смыслу терминов, таких как пассажир, пациент. В статье автор анализирует признаки потребителя и потребительских сделок, приводит примеры из судебной практики Суда ЕС, которые повлияли на формирование термина «потребитель» и на классификацию сделок в качестве потребительских. Автор также анализирует различия в подходах к определению термина «потребитель» в национальных законодательствах государств-членов ЕС и наднациональном законодательстве Европейского Союза. В заключение автор делает вывод о сложившихся на современном этапе развития права Европейского Союза существенных признаках потребителя и потребительских сделок в праве Европейского Союза.
Арабей Е.А. - Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза c. 1634-1640

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.12.63514

Аннотация: Статья «Понятие «потребитель» в праве Европейского Союза» содержит анализ правовых норм, судебной практики и доктринальной литературы относительно определения понятия «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор раскрывает в статье исторический аспект формирования определения термина «потребитель» в праве Европейского Союза. Автор указывает на множественность определений термина «потребитель» в законодательстве Европейского Союза, а также на употребление сходных по смыслу терминов, таких как пассажир, пациент. В статье автор анализирует признаки потребителя и потребительских сделок, приводит примеры из судебной практики Суда ЕС, которые повлияли на формирование термина «потребитель» и на классификацию сделок в качестве потребительских. Автор также анализирует различия в подходах к определению термина «потребитель» в национальных законодательствах государств-членов ЕС и наднациональном законодательстве Европейского Союза. В заключение автор делает вывод о сложившихся на современном этапе развития права Европейского Союза существенных признаках потребителя и потребительских сделок в праве Европейского Союза.
Двенадцатова Т.И. - Завершающий этап создания единого энергетического рынка ЕС: когда жесткость залог успеха

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.10762

Аннотация: В статье рассматривается вызывающая в последнее время неподдельный интерес практика Европейской Комиссии и Суда Европейского Союза по реализации и воплощению в жизнь положений Энергопакетов (главным образом, Третьего Энергопакета) с той целью, чтобы подчеркнуть первостепенную роль Комиссии и Суда ЕС в деле строительства единого европейского энергетического рынка на его завершающем этапе. Автор преследует цель показать, как Комиссия в тесном взаимодействии с Судом ЕС использует имеющиеся у нее в распоряжении средства принуждения по отношению к государствам и компаниям в целях выполнения ими своих обязательств в сфере энергетики. Автор подробно описывает ряд дел как против энергокомпаний, так и в отношении государств-членов ЕС, инициированных Комиссией, часть из которых дошла до Суда ЕС. В заключении делается вывод о том, что именно жесткий подход Европейской Комиссии и принципиальные позиции Суда ЕС при толковании положений законодательства ЕС в сфере энергетики есть основополагающая составляющая успеха в деле создания единого внутреннего энергетического рынка ЕС в 2014 году.
Трубачева К.И. - Правовые основы построения взаимоотношений между Европейским Союзом и республикой Беларусь

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.10944

Аннотация: Европейская политика добрососедства представляет собой особую систему построения международных взаимоотношений между Европейским Союзом (ЕС) и третьими странами, что в настоящее время является неотъемлемой частью проводимой ЕС его внешней политики. Правовую базу же Европейской политики добрососедства составляют, так называемые, «смешанные соглашения», с одной стороны заключаемые Европейским Союзом, и третьей страной с другой. В свою очередь, подобные заключенные «смешанные соглашения» оказывают непосредственное влияние на правовою систему как самого ЕС, так и заключившего его государство. Именно исходя из этого, Суд Европейского Союза признал их «неотъемлемой частью» всей правовой системы ЕС. В качестве методологической основы исследования использовались как общенаучные методы познания объективной реальности, так и специальные способы и приемы, характерные для юридических наук: диалектический, исторический, структурно-юридический, метод логической дедукции и индукции, системный подход и др. А также потребовалось использования других специальных юридических методов познания, в числе которых следует выделить сравнительно-правовой, метод стратегических оценок, структурно-юридический и статистический метод. Научная новизна и сделанные в статье выводы представляют собой попытку систематизировать и проанализировать накопленный Европейским Союзом опыт построения, регулирования и ведения специфического рода отношений с Республикой Беларусь. Уделяется особое внимание у анализу юридического закрепления компетенции ЕС в сфере внешних действий в отношении третьих стран, основных направлений правового регулирования рассматриваемой сферы. Новизна работы проявляется также в попытке автора выявить существующие недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей взаимодействие Европейского Союза и Республики Беларусь.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.