Актуальные проблемы российского права - рубрика Актуальные проблемы юридического образования
по
Актуальные проблемы российского права
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Авторам > Контакты > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Актуальные проблемы российского права" > Рубрика "Актуальные проблемы юридического образования"
Актуальные проблемы юридического образования
Шугрина Е.С. - автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.8.9001

Аннотация: Аннотация. На основании анализа международных правовых актов статье раскрывается содержание термина «академические свободы» под которыми предлагается понимать свободу преподавания и научного исследования; свободу обучения; институциональную автономию вуза. В статье последовательно исследуются особенности правового регулирования названных элементов. В работе показывается, что в зависимости от содержания термина «академические свободы» субъектами (носителями этого права) являются преподаватели, научные сотрудники; студенты, иные обучающиеся; образовательные учреждения. Показывается, что по обозначенным в названии статьи вопросам внутрироссийское законодательство в целом соответствует международным нормам. Однако, анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин академическая свобода больше раскрывался в отношении образовательных учреждений, научно-педагогических работников. Для студентов академическая свобода означала возможность получать знания согласно своим склонностям и потребностям; выбирать государственный, муниципальный или частный вуз. В работе исследуется практика Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда Российской Федерации.
Захаров В.В. - Юридическая клиника в структуре академической подготовки юристов в России XIX – начала XX века

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.7686

Аннотация: В работе рассмотрен генезис юридической клиники как способа формирования практический умений и навыков студентов юридических факультетов дореволюционной России. В контексте развития в целом юридического образования и практической подготовки студентов показано зарождение идеи юридической клиники в середине XIX века и первые формы ее реализации. Юридическая клиника занимала самостоятельное место среди разнообразных форм практических занятий. Она являлась полигоном для отработки профессиональных компетенций юриста в реальных условиях. Усилиями Д.И. Мейера и А. Люблинского были разработаны все основные вопросы организации и функционирования юридических клиник. Отмечена зависимость между переходом к модели юридического образования с явным практическим уклоном и актуализацией идеи внедрения клинического обучения в структуру академической подготовки юристов. Показаны причины слабого распространения юридических клиник, что связано с континентальной традицией подготовки юристов, которая носила родовой, а не специализированный характер. По содержанию навыков, которые прививались в процессе обучения, формировался юрист-теоретик или юрист-судья.
Шугрина Е.С. - ЮРИДИЧЕСКАЯ КЛИНИКА В РОССИИ: НОВОЕ ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.7674

Аннотация: В статье рассматривается история юридических клиник в России, анализируются цели создания юридических клиник, исследуются различные виды юридических клиник. Предлагаются следующие основания классификации: по типу организационной формы (базовой структуры); по видам юридической помощи, оказываемой в юридической клинике (по способу организации работы с клиентом); по специализации юридической клиники (категории дел, особенности клиентов); по типу общения с клиентом; по степени погружения в реальную практику; по степени обязательности для студентов. Отдельное внимание уделяется характеристике правовых основ организации и деятельности юридических клиник. Кроме того, приводится перечень вопросов, ответы на которые необходимо продумывать при создании юридической клиники.
Нарутто С.В. - Образовательные технологии в юридической клинике

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.7677

Аннотация: Автор анализирует интерактивные продуктивные технологии, применяемые в юридической клинике, среди которых мозговой штурм, малые группы, направляемая дискуссия, дебаты, симпозиум, форум, переговоры, демонстрация, творческие задания, ролевая игра, дерево проблем и другие. Обосновывается необходимость стимулирования студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе разрешения дела клиентов. Формулируется вывод о том, что методы обучения в клинике позволяют в большей мере приблизиться к модернизации высшего профессионального юридического образования. Интерактивные методики направлены на развитие у студентов профессиональных умений и навыков юриста. Данные методы направлены на проблемное обучение через действие. Автор формулирует требования, которым должен следовать преподаватель юридической клиники, утверждая, что повышение качества и эффективности обучения непосредственно зависит от личности преподавателя, его творчества, знаний и опыта.
Терехова Э.Б. - Применение интерактивных методов обучения иностранным языкам в сфере профессиональной коммуникации c. 335-338
Аннотация:
Захаров В.В. - Юридическая клиника в структуре академической подготовки юристов в России XIX — начала XX вв. c. 888-897

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.62879

Аннотация: В работе рассмотрен генезис юридической клиники как способа формирования практических умений и навыков студентов юридических факультетов дореволюционной России. В контексте развития в целом юридического образования и практической подготовки студентов показано зарождение идеи юридической клиники в середине XIX в. и первые формы ее реализации. Юридическая клиника занимала самостоятельное место среди разнообразных форм практических занятий. Она являлась полигоном для отработки профессиональных компетенций юриста в реальных условиях. Усилиями Д.И. Мейера и А. Люблинского были разработаны все основные вопросы организации и функционирования юридических клиник. Отмечена зависимость между переходом к модели юридического образования с явным практическим уклоном и актуализацией идеи внедрения клинического обучения в структуру академической подготовки юристов. Показаны причины слабого распространения юридических клиник, что связано с континентальной традицией подготовки юристов, которая носила родовой, а не специализированный характер. По содержанию навыков, которые прививались в процессе обучения, формировался юрист-теоретик или юрист-судья.
Шугрина Е.С. - Юридическая клиника в России: новое или хорошо забытое старое? c. 898-906

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.62880

Аннотация: В статье рассматривается история юридических клиник в России, анализируются цели создания юридических клиник, исследуются различные виды юридических клиник. Предлагаются следующие основания классификации: по типу организационной формы (базовой структуры); по видам юридической помощи, оказываемой в юридической клинике (по способу организации работы с клиентом); по специализации юридической клиники (категории дел, особенности клиентов); по типу общения с клиентом; по степени погружения в реальную практику; по степени обязательности для студентов. Отдельное внимание уделяется характеристике правовых основ организации и деятельности юридических клиник. Кроме того, приводится перечень вопросов, ответы на которые необходимо продумывать при создании юридической клиники.
Нарутто С.В. - Образовательные технологии в юридической клинике c. 907-916

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.7.62881

Аннотация: Автор анализирует интерактивные продуктивные технологии, применяемые в юридической клинике, среди которых мозговой штурм, малые группы, направляемая дискуссия, дебаты, симпозиум, форум, переговоры, демонстрация, творческие задания, ролевая игра, дерево проблем и другие. Обосновывается необходимость стимулирования студентов к самостоятельному добыванию и применению знаний в процессе разрешения дела клиентов. Формулируется вывод о том, что методы обучения в клинике позволяют в большей мере приблизиться к модернизации высшего профессионального юридического образования. Интерактивные методики направлены на развитие у студентов профессиональных умений и навыков юриста. Данные методы направлены на проблемное обучение через действие. Автор формулирует требования, которым должен следовать преподаватель юридической клиники, утверждая, что повышение качества и эффективности обучения непосредственно зависит от личности преподавателя, его творчества, знаний и опыта.
Щепанский И.С. - О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юридической области

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.10692

Аннотация: В данной статье описывается краткая история попыток разработки профессиональных стандартов в юридической области России в начале XXI века, а также возможные способы решения этой задачи в ближайшем будущем. Исследуются различные виды профессиональной деятельности юристов: от научной и преподавательской до профессиональной деятельности сообществ адвокатов, нотариусов и судей. В настоящем исследовании делается попытка адаптации разработанной в 2012-2013 годах при непосредственном участии Минтруда России нормативной правовой базы в области создания профессиональных стандартов к устоявшимся в юриспруденции видам деятельности и потребностям профессионального сообщества. В данном исследовании используются как общие, так и специально-юридические методы исследования. При помощи историко-правового и формально-юридического подхода в настоящей работе формируется представление о развитии регулирования профессиональной деятельности: от идеи до нормативного закрепления. Были проанализированы потребности реального рынка труда, полученные при анализе и сопоставлении более 1500 резюме и объявлений о вакансиях, находящихся в открытом доступе сети Интернет, а также опрошены представители юридических компаний и работники правовой отрасли. неоднократно обсуждалась на заседаниях и рабочих группах Ассоциации юристов России, Ассоциации юрисдического образования, УМО по юридическому образованию, межведомственных комиссиях, однако результаты такой деятельности не были представлены профессиональному сообществу. В 2012-2013 годах Минтруда России был разработан и утвержден пакет документов регламентировавших данную деятельность. На их основе в статье, впервые делается попытка выделить виды профессиональной юридической деятельности и определить перспективы разработки профессиональных стандартов в каждой из них. В некоторых сферах на основе ранее проведенного анализа предлагаются конкретные квалификационные уровни делаются краткий анализ трудовых функций каждого их них. В работе выделяются урегулированные направления деятельности юристов (адвокаты, нотариусы и судьи) с хорошо организованной внутренней структурой, сфера государственной службы, научно-педагогической деятельности и область частно-практикующей юриспруденции: корпоративных юристов и работников специализированных (юридических) компаний. Для всех указанных групп даются предложения о реальных перспективах и востребованности разработки профессиональных стандартов. В статье анализируется также разница в подходах к регулированию труда в Едином квалификационном справочнике, использующего метод директивного описания стандартов с позиции должностных обязанностей, и современных профессиональных стандартов, использующих функциональный метод.
Щепанский И.С. - О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юридической области c. 988-994

DOI:
10.7256/1994-1471.2014.5.64910

Аннотация: В данной статье описывается краткая история попыток разработки профессиональных стандартов в юридической области России в начале XXI века, а также возможные способы решения этой задачи в ближайшем будущем. Исследуются различные виды профессиональной деятельности юристов: от научной и преподавательской до профессиональной деятельности сообществ адвокатов, нотариусов и судей. В настоящем исследовании делается попытка адаптации разработанной в 2012-2013 годах при непосредственном участии Минтруда России нормативной правовой базы в области создания профессиональных стандартов к устоявшимся в юриспруденции видам деятельности и потребностям профессионального сообщества. В данном исследовании используются как общие, так и специально-юридические методы исследования. При помощи историко-правового и формально-юридического подхода в настоящей работе формируется представление о развитии регулирования профессиональной деятельности: от идеи до нормативного закрепления. Были проанализированы потребности реального рынка труда, полученные при анализе и сопоставлении более 1500 резюме и объявлений о вакансиях, находящихся в открытом доступе сети Интернет, а также опрошены представители юридических компаний и работники правовой отрасли. неоднократно обсуждалась на заседаниях и рабочих группах Ассоциации юристов России, Ассоциации юрисдического образования, УМО по юридическому образованию, межведомственных комиссиях, однако результаты такой деятельности не были представлены профессиональному сообществу. В 2012-2013 годах Минтруда России был разработан и утвержден пакет документов регламентировавших данную деятельность. На их основе в статье, впервые делается попытка выделить виды профессиональной юридической деятельности и определить перспективы разработки профессиональных стандартов в каждой из них. В некоторых сферах на основе ранее проведенного анализа предлагаются конкретные квалификационные уровни делаются краткий анализ трудовых функций каждого их них. В работе выделяются урегулированные направления деятельности юристов (адвокаты, нотариусы и судьи) с хорошо организованной внутренней структурой, сфера государственной службы, научно-педагогической деятельности и область частно-практикующей юриспруденции: корпоративных юристов и работников специализированных (юридических) компаний. Для всех указанных групп даются предложения о реальных перспективах и востребованности разработки профессиональных стандартов. В статье анализируется также разница в подходах к регулированию труда в Едином квалификационном справочнике, использующего метод директивного описания стандартов с позиции должностных обязанностей, и современных профессиональных стандартов, использующих функциональный метод.
Шугрина Е.С. - Автономия вуза и академические свободы: соотношение международного и национального правового регулирования c. 1041-1049

DOI:
10.7256/1994-1471.2013.8.63044

Аннотация: На основании анализа международных правовых актов в статье раскрывается содержание термина «академические свободы», под которыми предлагается понимать свободу преподавания и научного исследования; свободу обучения; институциональную автономию вуза. В статье последовательно исследуются особенности правового регулирования названных элементов. В работе показывается, что в зависимости от содержания термина «академические свободы» субъектами (носителями этого права) являются преподаватели, научные сотрудники; студенты, иные обучающиеся; образовательные учреждения. Показывается, что по обозначенным в названии статьи вопросам внутрироссийское законодательство в целом соответствует международным нормам. Однако, анализ российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что термин «академическая свобода» больше раскрывался в отношении образовательных учреждений, научно-педагогических работников. Для студентов академическая свобода означала возможность получать знания согласно своим склонностям и потребностям; выбирать государственный, муниципальный или частный вуз. В работе исследуется практика Европейского Суда по правам человека, Конституционного Суда РФ.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.