по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шкиртиль Людмила Вячеславовна
Философия и культура, 2023-1
Шкиртиль Л.В. - Духовные горизонты «оттепели»: к вопросу о новой поэзии в «женском» вокальном цикле в отечественной музыке 1960–1970-х годов c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0757.2023.1.39583

Аннотация: Статья посвящена новой поэзии, вошедшей в отечественную музыкальную культуру с хрущевской «оттепелью». Особый ракурс исследования – «женский» камерно-вокальный цикл 1960–1970-х годов. Волна интереса отечественных композиторов к камерно-вокальной музыке, возникшая в этот период, связана с невиданным доселе богатством поэтических тем и образов, появлением современной литературы. Духовные горизонты расширялись стремительно, оригинальные тексты влекли за собой свежие жанровые и технологические решения. Новая поэтическая «информация», как и информация научная, раскрепощала творческие силы музыкантов, требовала нового языка, стилистики, формы. Поэзия оказалась одним из важнейших стимулов к обновлению композиторских концепций. Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что развитие вокальной музыки, образное и тематическое расширение «женских» камерно-вокальных циклов связано, прежде всего, с современной поэтической традицией, с расширением духовных горизонтов советской культурной жизни во второй половине прошлого века. Отечественная камерно-вокальная музыка впервые изучается в подобном ракурсе и это направление необходимо признать плодотворным, более полно раскрывающим важнейшие векторы развития музыкально-поэтической традиции. Совершенно очевидно, что современные литературные предпочтения композиторов стали основой коренного обновления камерно-вокального жанра в 1960–1970-е годы.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2022-6
Шкиртиль Л.В. - Новый «звучащий образ» фортепиано в отечественном «женском» вокальном цикле 1960–1970-х годов c. 1-12

DOI:
10.7256/2453-613X.2022.6.39459

Аннотация: Предметом исследования является новый «звучащий образ» фортепиано в камерно-вокальных циклах отечественных композиторов 1960–1970-х годов. Избранный ракурс – «женские» вокальные циклы, т.е., те, что должны исполняться исключительно женскими голосами. Автор рассматривает фортепианные партии в вокальных циклах Б. Тищенко, Д. Шостаковича, А. Кнайфеля, А. Шнитке, Э. Денисова, Г. Банщикова, В. Гаврилина и других отечественных мастеров, выявляет то новое, оригинальное, свежее, что на волне хрущевской «оттепели» принесли они в музыку фортепианного аккомпанемента. Прежде всего, в области фактуры, ритма, авангардных приемов исполнения, тембрально-регистровой организации музыкальной ткани.   Основным выводом проведенного исследования становится мысль о том, что плодотворный синтез достижений европейского авангарда и отечественного опыта привел к возникновению нового «звучащего образа» фортепиано в советской музыке 1960-х, который в полной мере оказался востребован и в вокальном цикле. Каждый из композиторов шел в искусстве своим, неповторимым путем, индивидуально преломлял традицию, но общая панорама музыкального искусства, камерно-вокального творчества оказалась богатой и насыщенной выдающимися достижениями. Новизна исследования заключается в том, что фортепианный аккомпанемент отечественного вокального цикла впервые подвергся отдельному и достаточно широкому анализу.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.