по
Теоретическая и прикладная экономика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакция
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пугачев Андрей Александрович
Теоретическая и прикладная экономика, 2022-4
Пугачев А.А. - Проявления экономического неравенства граждан в России: анализ результатов социологического опроса c. 35-51

DOI:
10.25136/2409-8647.2022.4.39229

Аннотация: Предмет исследования – экономическое неравенство граждан в России. Неравенство граждан в России на протяжении 30 лет находится на стабильно высоком уровне, однако оно не является перманентным или статичным. Неравенство трансформируется: появляются новые формы, такие как цифровое неравенство, неравенство баланса жизни и труда, неравенство в сфере здоровья, неравенство коронакризиса. Различия между самыми богатыми и самыми бедными в потреблении продуктов по объему сокращается, а по качеству продуктов – нарастает. Это свидетельствует о необходимости исследования современных характеристик неравенства граждан в России. Цель исследования – оценка проявлений экономического неравенства граждан в России на основе результатов социологического опроса для определения направлений сглаживания неравенства. Гипотеза исследования заключается в том, что неравенство в России трансформируется, а существующие подходы к его оценке не позволяют объективно определить его современное состояние, что в том числе приводит к неэффективности принимаемых государством мер по сглаживанию неравенства. Научная новизна состоит в интерпретации результатов социологического опроса в части идентификации ключевых проявлений современного неравенства и очерчивании портрета наименее и наиболее обеспеченных граждан: бедность молодежи до 25 лет, бедность сельских жителей, бедность студентов, бедность неработающих пенсионеров и безработных, неравенство доходов граждан в региональном разрезе. Несмотря на то, что 71% респондентов оценивают свои доходы как достаточные для текущих расходов, неравенство по субъективной оценке достаточности дохода проявляется существенно слабее, чем неравенство по фактическим доходам. Потенциал государственных финансовых инструментов сглаживания неравенства не реализован
Налоги и налогообложение, 2022-3
Пугачев А.А. - Налоговые инструменты в системе факторов воздействия государства на неравенство c. 16-31

DOI:
10.7256/2454-065X.2022.3.37827

Аннотация: Монетарное неравенство является серьезной социально-экономической проблемой как для России, так и для многих стран. Имплементация инструментов сглаживания неравенства сегодня становится условием обеспечения национальной безопасности России и устойчивого развития во всем мире. Уровень неравенства и бедности в России находятся на очень высоком уровне. Степень неравенства не удается снизить на протяжении 30 лет, то есть фактически с начала периода рыночных реформ и приватизации, несмотря на предпринимаемые правительством меры. И даже в нынешних очень сложных финансово-экономических условиях задача сокращения неравенства остается ключевым направлением социально--экономической политики. Эта задача поставлена сегодня на самом высоком государственном уровне. Вышесказанное обусловливает актуальность разработки и имплементации комплекса мер по воздействию государства на неравенство. Предметом исследования являются социально-экономические отношения государства и граждан по поводу сглаживания монетарного неравенства в части определения конфигурации факторов государственного воздействия. В рамках исследования систематизированы и классифицированы факторы воздействия государства на неравенство. В качестве таковых рассмотрены: подоходное, имущественное и косвенное налогообложение граждан, государственные социальные трансферты (пенсии, пособия, социальные программы), денежно-кредитная политика, регулирование рынка труда, макроэкономическая политика обеспечения роста. Показано, что основным государственным инструментом в области сглаживания неравенства в России являются государственные социальные трансферты. Потенциал НДФЛ практически не реализован, несмотря на то что мировой опыт сглаживания неравенства ориентирован, в первую очередь, именно на подоходное налогообложение. Определены перспективы развития в воздействии государства на неравенство. Отмечены преимущества и недостатки налоговых инструментов. Предложены направления совершенствования подоходного, косвенного, имущественного налогообложения граждан для сокращения неравенства.
Налоги и налогообложение, 2022-1
Пугачев А.А., Рябинина С.Е. - Налоговые, монетарные и социальные эффекты регулирования инвестиционной активности граждан в России c. 38-56

DOI:
10.7256/2454-065X.2022.1.37468

Аннотация: Инвестиционные ресурсы населения в России обладают высоким потенциалом с позиций обеспечения устойчивого экономического роста. Стимулирование инвестиционной активности населения происходит с помощью различных инструментов, среди которых существенное место имеют налоговые стимулы. Реализация налоговых инструментов стимулирования инвестиционной активности населения должна проводиться с учётом как налоговых и монетарных, так и социальных эффектов, поскольку экономическая спираль такого стимулирования приводит к не только к повышению темпов роста и доходов инвесторов, но и воздействует на монетарное неравенство граждан. Предметом исследования являются социально-экономические отношения государства и налогоплательщиков по поводу налогового стимулирования инвестиционной активности граждан и эффекты этого стимулирования.   В рамках исследования оценены налоговые, монетарные и социальные эффекты действующей системы налогового стимулирования инвестиционной активности граждан. Доказано, что инвестиционный потенциал граждан в российской экономике реализован достаточно слабо. Налоговые льготы являются одним из инструментов государственного стимулирования инвестиционной активности граждан. Инвестиционный вычет по НДФЛ в сумме средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, является одним из таких инструментов. Выявлены недостатки регулирования индивидуальных инвестиционных счетов в России как с позиций собственно механизма стимулирования, так и влияния налогового вычета на монетарное неравенство граждан. Сформированы предложения по устранению недостатков.
Налоги и налогообложение, 2021-1
Пугачев А.А. - Налоговые риски государства: развитие теоретических подходов в контексте актуальных проблем налоговой политики России c. 81-94

DOI:
10.7256/2454-065X.2021.1.35003

Аннотация: Предметом исследования являются налоговые риски государства, а в частности систематизация теоретических подходов к их сущности и исследование практических примеров их реализации на практике. В рамках настоящего исследования использованы методы теоретического и эмпирического познания. Теоретическое исследование нашло свое проявление посредством методов анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также восхождения от абстрактного к конкретному. В частности, в рамках теоретического познания систематизированы подходы к определению налоговых рисков государства и причинам их возникновения. Эмпирическое исследование воплотилось в анализе российской налоговой политики в части идентификации ключевых налоговых рисков государства. Научная новизна исследования состоит в определении налоговых рисков государства в рамках современной концепции теории рисков, систематизации подходов к исследованию налоговых рисков государства и обоснованию разработанной их классификации. Анализ российской налоговой политики в части идентификации ключевых налоговых рисков государства показал, что ими являются риски недостижения заданного объема налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы, неопределенности и нечеткости формулировок налогового законодательства, неэффективности налоговых льгот, снижения конкурентоспособности национальной / региональной налоговой системы. Соответственно, налоговая политика России должна быть ориентирована на минимизацию данных налоговых рисков.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.