по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Человек и культура" > Содержание № 02, 2024
Данный номер находится в стадии формирования. Все представленные на данной странице статьи уже вошли в номер, считаются опубликованными, сохранят в окончательной версии номера указанные страницы и другие метаданные статей также не изменятся.
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Главный редактор: Азарова Валентина Владимировна, доктор искусствоведения, azarova_v.v@inbox.ru
Содержание № 02, 2024
Культура и культуры
Языков Д.С. - Стрит-арт как инструмент социального диалога: кейс-стади города Тулы c. 1-17

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.69558

EDN: ZDCLLS

Аннотация: Данная статья представляет собой всестороннее исследование роли стрит-арта как инструмента социального диалога, фокусируясь в первую очередь на городской среде Тулы. Начиная с глубокого исследования исторических корней и современных последствий стрит-арта, эволюция этого вида искусства рассматривается в контексте социальной динамики и перемен. Стрит-арт возникает как гибридное пространство, уравновешивающее личное самовыражение с общественными интересами, подчеркивающее его значение в развитии общественного дискурса, порождении социальных преобразований и закреплении исторической памяти. Детальное изучение конкретных художественных инициатив и произведений в Туле проливает свет на разнообразные темы, которыми занимаются художники. Исследование затрагивает как исторические корни уличного искусства в Туле, так и его современные проявления, охватывая различные аспекты, от отражения городского духа до его роли в формировании общественного дискурса и сохранении исторической памяти. Методология основана на комплексном анализе уличных художественных произведений, а также изучении социальных и исторических контекстов стрит-арта в Туле. Это исследование представляет новый взгляд на стрит-арт как инструмент социального диалога и культурного взаимодействия. Оно раскрывает, как уличное искусство Тулы способствует социальным изменениям, выражая и укрепляя коллективную идентичность города. Статья подчеркивает, что стрит-арт не только отражает текущие социальные настроения, но и служит катализатором общественных преобразований, превращаясь в живой архив городской истории и культуры. Особое внимание уделено взаимодействию искусства с городскими жителями, его влиянию на общественное мнение и способности формировать новую городскую среду, способствующую культурному и социальному развитию. Анализируются конкретные примеры муралов и граффити, их исторические и культурные контексты, а также роль этих произведений в создании диалога между различными социальными группами.
Философия культуры
Беликова Е.К. - Искусственный интеллект как инструмент, встроенный в ценностную систему современной культуры c. 18-31

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70030

EDN: ZULQAN

Аннотация: Объектом исследования является ценностная система современной культуры; предметом исследования — способы встраивания ИИ в современную систему культурных ценностей. В качестве предпосылки выступает суждение о внешнем характере изменений, связанных с ИИ в обществе и системе актуальных для него ценностей, в то время как ценностная система является внутренней, зафиксирована в представлениях и убеждениях личности, сформированных в течение жизни (причём не одного поколения) и постоянно дополняющейся инновациями. ИИ выступает как феномен современной культуры, обладающий ценностно-смысловой природой. Его активное использование в различных сферах жизни современным человеком происходит в условиях, когда до конца не определена его суть, не установлены его возможности по сохранению или трансформации ценностной структуры культурного пространства. Исследование проводилось на основе методов анализа и синтеза, наблюдения, описания и др. Применялись системно-структурный, диалектический, культурно-исторический, ценностный, междисциплинарный подходы к проблеме. Научная новизна исследования состоит в попытке выявить специфику ИИ, выступающего в качестве феномена культуры и оказывающего влияние на культурные ценности. Отмечено, что ИИ, будучи актуальным и значимым феноменом культуры, несомненно, влияет на ценности, но по-разному. Относительно одних ценностей можно говорить о положительном воздействии на них ИИ (интеллект и знания, наука и познание, равенство, коллективизм, удовольствие, гедонизм, успех, признание), относительно других — об отрицательном (доверие, безопасность), относительно третьих, которых большинство, — о сложном, двояком влиянии (свобода, сохранение человеческой идентичности, семья, гуманистические и духовно-нравственные ценности, здоровье). Делается вывод, что оценка специалистами характера развития ценностно-смысловой структуры ИИ зависит от уровня их осведомлённости, а также от наличия у них технофобии.
Этнология и культурная антропология
Брижан Е.В. - Алхалалалай как форма культурной памяти ительменов c. 32-39

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.69988

EDN: JFSMNJ

Аннотация: В статье рассмотрен наиболее значимый народный праздник ительменов - Алхалалалай в контексте культурой памяти этого малочисленного коренного народа, проживающего на Камчатке. Объектом исследования является культурная память ительменов, а его предметом – культура праздника Алхалалалай, связанные с нею верования, обряды, традиции, обычаи. Отмечается, что Алхалалалай имеет большое значение в культуре ительменов, представляя собой традиционное осеннее торжество, посвящённое окончанию хозяйственных работ, возданию благодарности силам Природы, единению с природой, очищению от злых духов, изгнанию неудач, бед, страхов и болезней перед новым циклом. Для современных ительменов по-прежнему важно, что основной целью Алхалалалая издревле было подготовиться к новому годовому циклу и обеспечить с помощью карнавального действа его успешность. Исследование проводится на основе системного подхода с помощью теоретико-аналитического, описательно-аналитического, типологического, историко-генетического, семиотического, аксиологического и других методов. В статье уделено внимание вопросу о допустимости метода реконструкции применительно к древним формам культурной памяти; отмечается, что реконструкция является одним из актуальных способов возрождения элементов культурной памяти, на время, по объективным историческим причинам, утративших свою значимость. Акцентируется внимание на том, что культура не может быть статичной, перестать развиваться; она сочетает традиционную и новационную составляющие, в связи с чем изменения в праздновании Алхалалалая, его «осовременивание» вполне закономерны и допустимы. Делается вывод об исключительной роли ительменского торжества Алхалалалай в сохранении культурной идентичности камчатского народа, о его значимости в контексте возрождения древних элементов культурной памяти на новом историческом этапе существования народа.
Искусство и искусствознание
Пшеничный П.В. - Святые жены в составе древнейших новгородских икон с центральным изображением святителя Николая мирликийского и образами избранных святых на полях c. 40-50

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70147

EDN: IBHYOL

Аннотация: Почитание святителя Николая мирликийского было исключительно широко распространено в культуре Древней Руси, что нашло выражение не только во множестве вариантов изображения этого святого, но и в тех оттенках смысла, которые передаются стилистическими особенностями конкретных произведений. Особый интерес представляют те иконы, где в среднике дан образ св. Николая, а на полях – избранные святые. Предметом нашего исследования является группа памятников, где на полях икон с центральным изображением св. Николая в составе избранных святых присутствуют образы женской святости. Несмотря на определенный интерес к проблеме интерпретации интересующего нас чина святых в составе рассматриваемых икон, исследователи недостаточно активно обращались к данному аспекту темы. Одной из целей настоящей статьи является интерпретация этого извода, подразумевающая применение иконографического метода исследования. Не в последнюю очередь мы опираемся на стилистические особенности исследуемых изображений. В результате всестороннего анализа необходимо сделать вывод, что образы святых жен, во-первых, играют в новгородской художественной культуре значительную роль. Во-вторых, эти образы предстают как персонажи, соотносящиеся с экклесиологической тематикой, что связано и с особенностями их почитания, и со спецификой их размещения в иконографической программе памятников, в том числе на богослужебных предметах. Важен и еще один аспект восприятия рассмотренных нами композиций: святые жены, при вероятной их патрональной функции по отношению к семье заказчика, одновременно предстают как заступницы и покровительницы новгородцев и, шире, православных христиан. Данная грань восприятия изображений святых жен в составе интересующих нас икон с образом св. Николая в среднике станет особенно заметна при анализе более позднего материала – произведений XV–XVI столетий.
Культура и цивилизация
Розин В.М. - Персоналистические обертоны в реализации идей Просвещения (на материале истории ордена иллюминатов) c. 51-57

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.69811

EDN: POUOKN

Аннотация: В статье рассматривается одна из линий осмысления и реализации идей Просвещения, обусловленная особенностями новоевропейской личности. Личность это индивид, действующий самостоятельно и поэтому вынужденный выстраивать мир и приватные представление о себе, частично не совпадающие с общепринятыми. Кант связывает эти особенности именно с Просвещением, с компетенцией пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Рассматриваются два социальных института, молодое национальное государство и католическая церковь, стремящиеся поставить личность, Общество и сообщества под свой контроль и управление. Автор высказывает предположение, что Общество и сообщества создавались в ответ на давление и экспансию указанных социальных институтов. Анализируется сходство и различия социальных институтов и сообществ, которые представляли союзы и ордена.  Отношения между этими тремя субъектами и социальными силами (институтами церкви и государства, Обществом и сообществами) были достаточно напряженные, между ними шла борьба, результатом которой, с одной стороны, было размежевание и разделение зон влияния, с другой ‒ подавление противника, которым нередко оказывались именно Общество, сообщества и личность. В таком контексте, по мнению автора, складывается конспирологический дискурс, который чем ближе к нашему времени, тем больше используется против сообществ и личности. Эта борьба в рамках институтов государства и церкви, а также в искусстве иллюстрируется на примере истории иллюминатов. Направляла деятельность иллюминатов и других Орденов (сообществ) новоевропейская личность, которая стремилась, как писал Кант, к совершеннолетию, что входило в противоречие с желанием государства и католической церкви направлять и контролировать рассудок и поступки человека. Автор считает, что противостояние личности, Общества и сообществ с государством и его институтами сохраняется и в наше время. Речь, конечно, идет об определенном типе личности, так сказать, кантианской, а не любой; существуют личности и сообщества, поддерживающие государство.
Искусство и искусствознание
Беляков В.К. - Фотография и дореволюционный неигровой кинематограф c. 58-74

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70131

EDN: QKGVPF

Аннотация: Целью настоящей работы является выявление сущности неигрового кинематографа в процессе его становления в дореволюционный период времени в сопоставлении с его предшественником – фотографией. Автор подробно рассматривает основные свойства фотографии и основные свойства кинематографа, не совпадающие между собой, а также их функционирование в дореволюционном российском обществе. Анализируется использование фотографии в массовых иллюстрированных журналах той поры. Уделяется внимание формированию свойств кинематографа на раннем этапе, когда зрительская аудитория первых иллюзионов ещё осваивала восприятие нового зрелища, что одновременно приводило к овладению умением считывать язык экранной действительности. Особо подчёркивается, что массовый кинематограф, фактически, использовал и развил приемы массовых иллюстрированных журналов. Рассматриваются также особенные свойства кинематографа, связанные с качествами фотогении. Проводится изучение имеющихся документов о функционировании первых кинотеатров. Обсуждается вопрос о возникновении эффекта остраненния в применении к дореволюционному кинематографу, что приводит к мифологизации экранных образов. Поставленные вопросы изучаются на основе искусствоведческого метода исследований с использованием исторического анализа имеющихся фактов. Новым в данной работе является то, что изученные свойства фотографии и неигрового кинематографа на раннем этапе позволяют развить полученные результаты на процесс использования архивных фото- и кинодокументов в современном кинематографическом процессе. На основе проведённого исследования было установлено, что кинематограф, в сравнении с фотографией, обладает свойством служить делу идентификации утраченной исторической действительности с приданием экранной реальности качеств мифичности, поскольку для визуальных картин на киноэкране не существует приёмов достоверной проверки. Фотография воспроизводит зеркально картины бытия с демонстрацией самых мельчайших деталей и подробностей, но кинематограф затмевает ее за счёт присущей ему фотогении, которая не имеет адекватных вербальных описаний. Кинематографическая фотогения способствует воспроизведению на экране дыхания самой жизни. В процессе работы были изучены эмпирические свойства фотографии и кинематографа с раскрытием отдельных важных исторических обстоятельств, помогающих лучше понять их функционирование в обществе. Полученные результаты способствуют лучшему пониманию и расшифровке дореволюционных кинодокументов.
Социология культуры, социокультура
Кузнецова М.В. - Козьма Солдатёнков (1818-1901) и его коллекция в контексте художественной жизни Москвы второй половины XIX века c. 75-86

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70309

EDN: QZEXXW

Аннотация: Статья посвящена анализу роли купца, мецената и коллекционера Козьмы Терентьевича Солдатёнкова (1818-1901) в художественной жизни Москвы 1850-х – 1890-х годов. К.Т. Солдатёнков прославился не только как предприниматель и потомственный купец, общественный деятель, издатель русской и зарубежной литературы, но и коллекционер русского искусства, создававший художественное собрание на протяжении более пятидесяти лет. Его галерея находилась в особняке собирателя на Мясницкой улице, а сам он поддерживал художественные и музейные сообщества. Целью исследования является выявление вклада собирателя в формирование музейно-выставочной деятельности в Москве в период усиления интереса не только к коллекционированию отечественного искусства, но и к разрешению теоретических и практических вопросов художественной деятельности.  Исследование проводится на основе системного историко-фактологического метода анализа художественной коллекции и деятельности коллекционера. Научная новизна исследования предопределена отсутствием в отечественной историографии работ, суммирующих достижения московских коллекционеров второй половины XIX века в культурной сфере, посвященных позиционированию Солдатёнкова как одного из первых московских собирателей в культурной среде, а также особенностям восприятия его коллекции современниками. Актуальность же обусловлена интересом к изучению различных аспектов истории коллекционирования в XIX столетии. Ознакомление с источниками позволяет сделать вывод о том, что коллекция Солдатёнкова в течение долгого времени была хорошо известна художественной публике, а её владелец не оставался в стороне от главных событий культурной жизни, вкладывая значительные средства в основание публичных музейных пространств в Москве. Само же его собрание служило показателем культурного и общественного статуса коллекционера, выступало наглядным отражением поддержки русских мастеров, желания упрочить художественную жизнь города.
Этнология и культурная антропология
Неретин А.И. - Муссолини и еврейский вопрос в дневниках Кларетты Петаччи c. 87-94

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.69981

EDN: XWKYMA

Аннотация: Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как отношение вождя итальянского фашизма Бенито Муссолини к представителям еврейской национальности. В качестве источника в основном используются дневники любовницы Муссолини Кларетты Петаччи, которые она вела с 1932 года по 1937 год. Также в работе исследуется резкая перемена отношения Б. Муссолини к евреям, которое произошло после того, как был заключен союз с лидером нацистской Германии Адольфом Гитлером в 1937 году. Прослеживается связь между этими событиями, так как до 1937 года в дневниках Петаччи ничего не сказано о еврейском вопросе. Рассматривается и отношение итальянского общества к расовым законам 1938 года против евреев, которое было совсем не однозначным. В качестве аналитического метода будет использован интерпретативный поворот американского антрополога Клиффорда Гирца, который считал, что анализ культуры – дело не экспериментальное, а герменевтическое, занятое поиском значений, символов и идей. Научная новизна приведенного исследования заключается в конкретном рассмотрении еврейского вопроса Муссолини и его же изучение по воспоминаниям его любовницы Кларетты Петаччи. Исследований, посвященных именно этому вопросу и конкретно по указанному историческому источнику, не так много. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что именно заключенный в 1937 году союз с Адольфом Гитлером кардинально повлиял на решение Бенито Муссолини ввести расовые законы в Италии, так как до 1937 года еврейский вопрос несильно волновал дуче. Так же автором работы были сделаны выводы касательно отрицательного отношения к антисемитским законам большей частью итальянского общества: итальянцы не приняли их по причине отсутствия в Италии антисемитизма и неприязни к евреям.
Культура и власть
Былевский П.Г. - Философско-культурное наследие Э.В. Ильенкова в контексте «теоретического завещания» И.В. Сталина c. 95-105

DOI:
10.25136/2409-8744.2024.2.70382

EDN: CMZROP

Аннотация: Предметом исследования является философско-культурная методология, позволяющая включать в производительный труд социально-культурную, педагогическую, журналистскую профессиональную деятельность, а также семейственность и многодетность («производство человека»). Рассматривается творческий, социально-культурный потенциал труда, выходящий за рыночные ограничения производства вещного богатства (товаров) и прибыли. Ярким представителем такого подхода является отечественный философ Э.В. Ильенков, который, исследуя методологию «Капитала» К. Маркса, вывел и успешно применял принципы диалектической логики для решения сложнейшей социально-культурной и педагогической проблематики, включая полноценное развитие слепоглухих детей. Философско-культурное наследие Э.В. Ильенкова создавалось в контексте соответствующей тенденции в отечественной философии (исследований Д.И. Розенберга, М.М. Розенталя А.А. Зиновьева и др.), соотносясь с формулировкой основного экономического закона социализма в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».  Методологической основой исследования служат принципы диалектической логики, разрабатывавшиеся Э.В. Ильенковым: анализ развития и результатов противоборства рыночных и нерыночных (посткапиталистических) тенденций в социально-культурных процессах и их философском осмыслении. Материалами выступают труды Э.В. Ильенкова, а также работы современных исследователей, оценивающих его труды порой с противоположных позиций. Научная новизна статьи заключается в полемике с трактовками теоретического наследия Э.В. Ильенкова как «философского диссидентства» в СССР. Напротив, установлены связи выработанной и применяемой Э.В. Ильенковым методологии с формулировкой основного закона социализма И.В. Сталиным и тогдашним «социальным заказом» на исследования диалектической логики на основе анализа «Капитала» К. Маркса. Разработки Э.В. Ильенкова на время оказались невостребованными; выявленной причиной служит рыночная неоколониальная трансформация СССР. Всё более тормозилось социально-культурное развитие в форме массового формирования гармоничных, всесторонне развитых, творческих личностей и увеличения богатства товарищеских общественных отношений. Сформулированы рекомендации о возможном в современных условиях использовании философского наследия Э.В. Ильенкова для методологического обеспечения усиления государственной социально-культурной политики, в том числе в области улучшения поддержки семейственности и многодетности, решения демографической проблемы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.