по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Журнал "Философская мысль" > Содержание № 07, 2023
Выходные данные сетевого издания "Философская мысль"
Номер подписан в печать: 04-08-2023
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Спирова Эльвира Маратовна, доктор философских наук, elvira-spirova@mail.ru
ISSN: 2409-8728
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 07, 2023
Философия культуры
Григорьев С.Л. - Экран как детерминанта ускорения времени c. 1-8

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.43516

EDN: SCJFRA

Аннотация: Предметом исследования является современная тенденция ускорения культурной динамики, а также реальная причина возникновения субъективного ощущения ускорения социокультурного времени – ускорение темпов НТП и разнообразия окружающей индивида техносферы. Другая такая причина – перепотребление информации. Классическая модель времени, предполагающая, что все возможные изменения непрерывно движущегося мира взаимосвязанно происходят в пространстве и во времени, в условиях современной информационной культуры является частично деформированной, частично аннулированной. Начало процессу пересмотра классических моделей восприятия времени в сочетании с его индивидуализацией было положено философскими направлениями экзистенциализма и постмодерна.    Исследование опирается на концепцию цифрового капитализма Дж. Вайсман, является целенаправленным рассмотрением и всесторонним анализом ряда новых взглядов на феномен экрана, а также на особенности структурирования и репрезентирования для реципиента его внутреннего виртуального пространства, оказывающие прямое и непосредственное влияние на восприятие, результатом чего становится возникновение эффекта субъективно ощущаемого ускорения времени. Особое внимание уделено анализу особенностей характера формируемых интеракций между экраном и зрителем (пользователем, зрителем, геймером и т.п.). Экзистенция современного человека все более превращается в симуляцию, а время экзистенции коммерциализируется и становится предметом символического обмена и потребления. По результатам исследования выделены и проанализированы наиболее заметные черты формируемых интеракций, их имитационный и симуляционный характер, принудительно моделирующий эффект ускорения времени. Находящийся рядом с человеком экран электронного устройства (смартфона, планшета, телевизора) в условиях сетевого общества формирует новый тип интерсубъективности, внутри которой он обрастает множеством функций, число которых постоянно растет. В заключение представлена авторская философская интерпретация проблемы взаимодействия экрана и человека, опирающаяся на концепцию Дж. Вайсман, производится анализ современных культурных тенденций ускорения и замедления, оцениваются общие социокультурные перспективы этих процессов.
Онтология: бытие и небытие
Кузьмин В.Г. - Абстрагирование объектов на примере понятия-концепта «цвет». Феноменологический аспект c. 9-23

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.40076

EDN: UCOHXF

Аннотация: Исследуются особенности абстрагирования объектов в трёх различающихся по «размеру» сегментах реальности: «ситуация», «со-бытие» (ситуаций) и «универсум». При этом абстрагирование объектов может быть двух видов: «внутреннее» и «внешнее». В первом случае оно представляет собой идеализацию по внутренне присущему свойству, во втором случае – отвлечение от каких-то внешних аспектов, заданных в соответствующем сегменте реальности, в том регионе бытия, в котором объект имеет значение. Цель работы – выявить особенности абстрагирования объектов при феноменологическом подходе. Общая концепция обусловлена интервальной методологией. Отмечено, что при феноменологическом подходе характер абстрагирования целиком зависит от «размера» соответствующего сегмента реальности (в методологии – интервала абстракции).    Подробно излагаются представленные новации на примере понятия-концепта «цвет». Выявлено различие между понятием «цвет» (как результатом «внутреннего» абстрагирования) и концептом «цвет» («внешнего» абстрагирования). Разграничена роль конкретного цвета, категорий цвета и цветности в интендировании объектов цветовой реальности. Изучается абстрагирование цвета в различающихся сегментах реальности, в частности, конкретный цвет в «ситуации», категория цвета в «со-бытии» и, наконец, цветность в «универсуме». Выявлена особая роль серого (ахроматического) цвета в видении. Абстракция серого цвета играет большую роль в восприятии цветов как в обыденной жизни, так и в эстетике (живописи).
Циклы и волны глобального мира
Суслов А.В., Гусев Д.А. - Мост через бездну? Цифровизация и трансгуманизм как новая антропологическая и социальная реальность в контексте мировоззренческих поисков личности (историко-философский и общетеоретический аспекты) c. 24-37

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.39835

EDN: UIUYEI

Аннотация: Одним из главных экзистенциалов человека является факт его смертности и, главное, – его знание об этом, которое неизбежно приводит каждого, так или иначе, к мысли о преодолении смерти, к идее бессмертия, или – спасительного моста через бездну небытия, который соединяет нынешнее бытие человека с будущим его бытием. В поисках этого моста человек говорит о различных «вариантах» бессмертия: физическом (натуралистическом); биологическом; социальном; научно-техническом, технологическом и технократическом; религиозном – христианском провиденциальном бессмертии. Совокупность социально-философских и антропологических концепций, группирующихся вокруг идеи научно-технологического усовершенствования человеческой природы, значительного продления жизни и, – в пределе, – преодоления смертности, представляет собой одно из современных направлений философской мысли, известное как трансгуманизм.    В статье предпринимается попытка рассмотреть трансгуманизм в широком идейном контексте материалистически-атеистического, сциентистского, позитивистского и эволюционистского проекта, который, в целом, базируется на постоянно присутствующем в философских поисках человечества «многоликом» антроповолюнтаризме; а также – проанализировать трансгуманистические идеи с позиций противоположного – идеалистически-теистического, креационистского, антипозитивистского мировоззренческого лагеря, – опирающегося на провиденциализм, который на протяжении веков и – в настоящее время – оппонирует антропоцентирическому волюнтаризму и трансгуманизму. Предпринимаемое исследование имеет целью – в контексте многовековой полемики между антроповолюнтаризмом и провиденциализмом – выяснение реальности или иллюзорности предлагаемых стратегий бессмертия, поиск действительного моста, ведущего человека и человечество через бездну грозящего ему небытия.
История идей и учений
Мальцев Я.В. - Прагматизм в образовании: философские основания и педагогическая практика c. 38-50

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.40380

EDN: TXKQNT

Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются идеи в области философии и практики образования, предлагаемые основателями прагматизма: Ч. Пирсом, Дж. Дьюи, Р. Рорти. Концепции этих авторов породили одну из самых удачных философий образования, подвергшуюся и подвергающуюся значительной критике, но до сих пор востребованную и демонстрирующую эффективность. В статье разбираются исходные аксиомы философии прагматизма и принципы, на которых, по мысли философов-авторов, должна работать данная образовательная модель. Также затрагивается современная критика прагматизма в англоязычной литературе. Внимание к философии прагматизма в образовании кажется оправданным в силу тех поисков лучшей образовательной модели, которые сегодня происходят в России.   Научная новизна статьи заключается анализе ключевых философских принципов образовательной модели прагматизма вместе с практическими рекомендациями, а также во внимании, которое уделяется Ч. Пирсу и месту, значению, его идей в образовательной модели прагматизма. Традиционно Ч. Пирс выносится за скобки, когда пишут о прагматизме в образовании. Значительно больше внимания уделяется идеям У. Джеймса, Дж. Дьюи, Р. Рорти, тогда как пролегомены Пирса кажутся принципиально значимыми в осмыслении прагматизма как философии образования. В статье рассматривается текущая полемика вокруг актуальности прагматизма как философии образования, о его сильных и слабых сторонах. Делается вывод, что прагматизм как философия образования несет в себе полезные принципы, связанные с консенсуальными практиками, критическим мышлением, диалогом, повышенным вниманием к опыту и активной познавательной позицией, а потому может использоваться в качестве противовеса деструктивным (коммерциализация, депрофессионализация) тенденциям в образовании.
Философская антропология
Глуздов Д.В. - Взаимодействие философской антропологии и нейронаук в контексте вопросов естественного и искусственного интеллекта c. 51-60

DOI:
10.25136/2409-8728.2023.7.39854

EDN: TXVKDG

Аннотация: Предметом исследования является отношение между философской антропологией, занимающейся вопросами о природе и сущности человека, и нейронауками, которые изучают нейронные процессы – работу мозга и нервной системы. В частности, настоящая статья представляет собой рассмотрение того, как эти две области исследования могут пролить свет на вопросы, связанные с естественным и искусственным интеллектом, такие как природа сознания и интеллекта, а также возможность создания сознательных машин и этические последствия разработки искусственного интеллекта. Исследование предполагает взгляд на междисциплинарный подход. В методологическом плане в данной работе ключевыми являются исторический, диалектический методы, но также используются герменевтический и феноменологический подходы, наиболее часто используемые в философских исследованиях. Новизна исследования заключается в попытке преодолеть разрыв между философской и эмпирической точками зрения в рассматриваемой области. В рамках данного исследования на роль эксперта, способного дать гуманистическую экспертизу предлагается философ – представитель философская антропология, учения о сущности и природе человека, что даёт предположить на наиболее «объективную» оценку. Предмет исследования предлагает формирование многообещающего подхода к разностороннему пониманию человека. Несмотря на проблемы, взаимодействие философской антропологии и нейронаук может дать ценную информацию о некоторых из наиболее фундаментальных и неуловимых аспектов человеческого опыта, таких как сознание, самость и свобода воли. Взаимодействие философской антропологии и нейронаук можно рассматривать как диалог между двумя подходами к пониманию состояния человека. Философская антропология предлагает концептуальную основу для размышлений о природе человеческого опыта, в то время как нейронаука предоставляет эмпирические данные, которые могут помочь проверить и уточнить философские теории. Вместе эти две области могут помочь пролить свет на некоторые из самых фундаментальных вопросов о том, что значит быть человеком.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.