ГЛАВНАЯ
> Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law"
> Содержание № 01, 2014
Выходные данные сетевого издания "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law"
Номер подписан в печать: 1-1.71428571429-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор:
ISSN: 1991-3222
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php
Содержание № 01, 2014
Хабриева Т.Я. - Гармонизация правовой системы РФ в условиях международной интеграции: вызовы современности |
|
c. 4-15
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64835
Аннотация: В представленной статье исследуются процессы гармонизации национальных правовых систем, которые развиваются в двух направлениях: по «горизонтали» – в разнообразных формах взаимовлияния и взаимопроникновения национальных правовых систем, и по «вертикали» – через имплементацию, иные формы реализации правовых актов универсальных, региональных, межрегиональных и субрегиональных международных организаций. Особое внимание обращено на вопросы обеспечения правовой гармонизации в рамках формирующегося Евразийского экономического союза, а также других интеграционных объединений с участием Российской Федерации.
Исин Уруджу - Восприятие распространенного: четыре круга распространенного, воспринятого в правовой системе Турции |
|
c. 16-29
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64836
Аннотация: Статья посвящена двум теориям распространения научных знаний: диффузии и инфузии. В ней рассматривается и анализируется интеграция указанных научных теорий в правовую систему Турции.
Морозов П.Е. - Влияние концепции достойного труда МОТ на развитие трудового законодательства Афганистана |
|
c. 71-76
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64843
Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам влияния на трудовое законодательство Афганистана программы достойного труда МОТ. Автор подчеркивает, что существенные изменения под воздействием концепции достойного труда МОТ в трудовом праве Афганистана находят свою реализацию, прежде всего, в реформировании правового регулирования рабочего времени и охраны труда. Отмечается, что трудности, связанные с реализацией концепции достойного труда в Афганистане, определяются необходимостью, с одной стороны, изменения трудового законодательства под ее влиянием и экономической детерминированностью правового регулирования, с другой стороны. Реформа трудового права страны -результат имплементации международных трудовых стандартов. Методология исследования включает в себя ряд уровней: философский, общенаучный и отраслевой, который подразумевает использование в качестве основного сравнительно-правового метода. Научная новизна статьи состоит в том, что впервые на новом научном уровне были проанализированы изменения в трудовом законодательстве Афганистана под воздействием концепции достойного труда МОТ. Анализ изменений трудового законодательства Афганистана в современных условиях позволяет сделать ряд выводов: реализация концепции достойного труда МОТ привела к существенным изменениям, прежде всего, правового регулирования рабочего времени и охраны труда; правовой статус работников был расширен за счет включения в него дополнительных прав и гарантий их реализации; усилилась защитная функция трудового прав Афганистана; по некоторым аспектам правового регулирования охраны труда наблюдается сильное влияние Трудового кодекса РФ.
Серегина Л.В. - Тенденции развития законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны труда в государствах-участниках СНГ |
|
c. 77-84
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64844
Аннотация: В статье рассмотрены основные этапы развития законодательства государств-участников СНГ, регулирующего отношения в сфере охраны труда. Автор прослеживает изменение подходов к регулированию отношений в сфере охраны труда в государствах-участниках СНГ в разные периоды времени и отмечает, что в последние годы наблюдается тенденция расхождения в правовом регулировании указанных отношений в государствах-участниках СНГ, несмотря на то, что в рамках СНГ принято значительное число актов, направленных на гармонизацию правовых норм, регулирующих отношения в сфере охраны труда. Основными методами, использованными в работе, являются историко-правовой и сравнительно-правовой методы. Автором также использовались общенаучные методы системного анализа и формально-логический. В статье автор приходит к выводу, что комплексный механизм охраны труда работников, трудовая функция которых связана с профессиональными рисками, находится в стадии формирования и окончательно не выработан ни в одном государстве. Введение в некоторых государствах системы управления профессиональными рисками и отставание в ее создании в других государствах усиливает тенденцию расхождения в правовом регулировании отношений в области охраны труда в государствах-участниках СНГ.
Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. - Аналитический обзор работы 98-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) |
|
c. 117-123
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64849
Аннотация: В статье представлен обзор заключений и докладов, рассмотренных и принятых на 98-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии). Наиболее актуальными вопросами, рассмотренными на данной сессии, стали заключения о соответствии решения Верховного Совета Автономной Республики Крым о проведенном 16 марта 2014 года референдуме конституционным принципам соответствии международному праву и заключение по проекту Федерального конституционного закона Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Также был принят ряд заключений в отношении законодательства Боснии и Герцеговины, Болгарии, Молдовы, Черногории, Косово.
- Заключение Венецианской комиссии CDL-AD(2014)002 «О соответствии конституционным принципам решения Верховного Совета Автономной Республики Крым в Украине по организации референдума по вопросу вхождения в качестве субъекта в Российскую Федерацию или восстановления Конституции Крыма 1992 года» |
|
c. 124-128
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64850
Аннотация: Принято Венецианской комиссией на 98-й пленарной сессии (Венеция, 21-22 марта 2014 г.) на основе комментариев г-на Питера Пакзолай (почетный президент) г-жи Ханны Сукоцка (член, Польша) г-на Евгения Танчева (член, Болгария) г-на Каарло Туори (член, Финляндия)
Хабриева Т.Я., Лафитский В.И. - Комментарии к проекту заключения Венецианской комиссии «О соответствии конституционным принципам решения Верховного Совета Автономной Республики Крым в Украине по организации референдума по вопросу вхождения в качестве субъекта в Российскую Федерацию или восстановления Конституции Крыма 1992 г.» |
|
c. 129-135
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64851
Аннотация: В материале представлена позиция представителей Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право по вопросу о проведении референдума в Республике Крым о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации в качестве субъекта РФ.
Уголовное право: проблемы теории и практики |
Мусаелян М.Ф. - Квалифицирующие признаки террористического акта: толкование, квалификация, совершенствование (сравнительно-правовой анализ) |
|
c. 97-109
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64847
Аннотация: В статье исследуются квалифицирующие признаки террористического акта на основе сравнительного уголовно-правового анализа ст. 205 УК РФ со статьями об ответственности за терроризм (террористический акт) Модельного УК и УК государств – участников СНГ. Исследование проведено на основе сравнительного уголовно-правового анализа ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации со статьями об ответственности за терроризм (террористический акт) Модельного Уголовного кодекса и Уголовных кодексов государств – участников СНГ. Автор формулирует конкретные предложения по усовершенствованию квалифицирующих признаков террористического акта, предусмотренных ч. 2 ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации, путем анализа, обобщения и использования законодательных положений и уголовно-правовых конструкций статей о террористических деяниях Модельного Уголовного кодекса и Уголовных кодексов государств – участников СНГ. В статье предлагается и обосновывается новая редакция ч. 2 ст. 205 УК РФ, которая позволит более точно квалифицировать террористические деяния и повысить эффективность противодействия терроризму.
Исследования молодых ученых |
Смирнова М. Г. - Форс-мажорные обстоятельства в российском, зарубежном и международном праве |
|
c. 136-142
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64852
Аннотация: Действующее российское законодательство, внутреннее законодательство зарубежных стран и нормы международного права по-разному трактуют категорию «форс-мажор», а также применяют различные термины для определения указанных обстоятельств. В настоящей статье, основываясь на нормах действующего законодательства, юридической литературе, судебной практике, предпринята попытка произвести сравнительно-правовой анализ категории «форс-мажор» на разных уровнях источников права.
Белякова А.В. - «Разумный срок» и принцип разумности в законодательстве ряда зарубежных стран |
|
c. 143-150
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64853
Аннотация: В статье рассматривается принцип разумности в странах Европейского союза; анализируется правовая категория «разумный срок», а также рассматриваются ключевые моменты реализации права на судопроизводство в разумный срок в соответствии со статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, определяется соотношении принципа разумности с понятием «разумный срок».
Судоустройство и судебная практика |
Селезнев В.А. - Особенности института медиации в законодательстве некоторых государств ближнего зарубежья |
|
c. 110-116
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64848
Аннотация: В статье рассмотрены некоторые проблемы, связанные с применением медиации, как наиболее востребованным способом альтернативного урегулирования споров, а также особенности законодательного регулирования медиации в государствах ближнего зарубежья – в республиках Беларусь, Казахстан и Молдова. Проблемными вопросами формирования и применения нового института отечественного права – медиации является соответствие его норм ментальным представлениям граждан, формирование культуры ведения переговоров, общественное доверие частным медиаторам и авторитет судебной системы. Анализ проблем и перспектив применения института медиации связан с определением соотношения медиации и судебной защиты права. Совершенствование законодательных актов об альтернативных методах разрешения споров, в частности медиации, должно осуществляться с учетом востребованности обществом данного метода разрешения споров. Тенденция к решению споров в судебном порядке обусловливает целесообразность законодательного закрепления такого вида примирительных процедур, как судебное примирение, что будет способствовать повышению доверия сторон конфликта к процедуре урегулирования спора, гармонизации социальных отношений.
Актуальные проблемы публичного права |
Лафитский В.И. - Сецессия в современном мире: конституционно- правовые и международно-правовые аспекты |
|
c. 30-33
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64837
Аннотация: В статье рассматриваются конституционно-правовые и международно-правовые аспекты сецессии как формы частичного распада единого государства, выделения из его состава отдельных территориальных образований, формирующих собственную государственность либо входящих в состав других государств. Анализируются основные черты сецессии и выявляются те проблемы, которые предстоит решить в конституционно-правовом и международно-правовом восприятии и освоении этого явления современного мира.
Нематов А.Р. - Законодательная инициатива и формы ее реализации по Конституции Республики Таджикистан и Российской Федерации (сравнительно- правовой анализ) |
|
c. 34-43
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64838
Аннотация: В статье рассматривается осуществления законодательной инициативы субъектами правотворческой деятельности в соответствии с Конституциями Республики Таджикистан и Российской Федерации. Статья также проводит параллели между субъектами законодательной инициативы Таджикистана и России и указывает на многообразие форм осуществления законодательной инициативы. Конституция Республики Таджикистан и Российской Федерации закрепляя почти одинаковы составы субъектов право законодательной инициативы, в то же время в них прослеживается некоторая специфичность. Отличие института законодательной инициативы также прослеживается в форме её реализации в вышеназванных странах. В процессе исследования использовался такие методы научного познания, как сравнительно-правовой метод, социологический, статистический методы исследования проведенный нами анализ дает право сделать некоторые выводы. Во-первых, законодательная инициатива, состоит из совокупности правовых отношений, направленных на регулирования отношений возникающих по поводу внесения и обязательного рассмотрения законопроекта в Парламенте. Настоящие правоотношения возникают между Парламентом, с одной стороны и субъектами законодательной инициативы с другой. Во-вторых, круг субъектов обладающих правом законодательной инициативы и формы её реализации в государстве обусловлено его устройством, формой правления и правовой системой. В – третьих, носителями права законодательной инициативы, в основном, обладают органы государственной власти в лице парламента, главы государства и правительства, местные и/или региональные представительные органы, в некоторых странах также высшие судебные органы. Это право закрепляется на конституционном уровне. В-четвертых, на современном этапе в условиях демократизации всех сфер общественной жизни требуется расширения круга субъектов законодательной инициативы и включение в этот круг также граждан и высших судебных органов страны (на практике Таджикистана – Верховный суд и Высший экономический суд).
Актуальные проблемы частного права |
Гайдаенко Шер Н.И. - Применение принципов УНИДРУА и Принципов упрощения переговоров МТП в переговорах при заключении внешнеэкономических сделок |
|
c. 44-48
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64839
Аннотация: Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА могут применяться, в том числе, и как руководство для составления договоров. В первую очередь, они задают стандарты поведения в международных коммерческих отношениях, которые стороны добровольно обязуются соблюдать. Следование принципам, принимаемым и признаваемым всеми сторонами, важно не только при формулировании договоров, но и в процессе согласования их условий. Одиннадцать принципов упрощения коммерческих переговоров, сформулированные Международной торговой палатой (МТП) в 2013 году, призваны создать благоприятную обстановку для формирования сторонами взаимовыгодных исполнимых обязательств. В статье проводится анализ Принципов МТП в сопоставлении с Принципами УНИДРУА и делаются выводы о том, что они носят взаимодополняющий характер и их применение способно оказать благотворное воздействие на развитие международных коммерческих отношений.
Семилютина Н.Г., Соловьева С. В. - Правовое регулирование схем коллективного инвестирования по праву Великобритании и США |
|
c. 49-55
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64840
Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию правового регулирования схем коллективного инвестирования в Великобритании и США. В последнее время коллективному инвестированию в Великобритании и США законодатели уделяют большое внимание. В статье исследуются как традиционные так и новые формы коллективного инвестирования в Великобритании и США. Наряду с формами, направленными на привлечение средств неопределенного круга потенциальных инвесторов, в Великобритании и США активно развиваются формы, которые были традиционны для вовлечения рабочих в систему коллективного накопления и сбережения имущества. В Великобритании к таким формам относятся: объединения вкладчиков для совместного строительства жилья, индустриальные и сберегательные общества, дружеские общества, в США – инвестиционные фонды доверительной собственности.
Синицын С. А. - Абсолютные и вещные права по гражданскому праву Венгрии: доктрина и законодательство |
|
c. 56-57
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64841
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового регулирования и научного исследования абсолютных и вещных прав. Изучаются вопросы правового регулирования абсолютных и вещных прав в законодательстве и теории гражданского права Венгрии. На примере венгерского гражданского законодательства и доктрины рассматривается понятие абсолютности как признака вещных прав, абсолютности как признака, присущего как праву собственности, так и ограниченным вещным правам.
Оболонкова Е.В. - Реквизиция и национализация: отечественное законодательство и опыт зарубежного регулирования (на примере Республики Казахстан) |
|
c. 58-70
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64842
Аннотация: Предметом исследования является приобретение государством объектов частной собственности, и его конкретные виды – реквизиция и национализация. Анализируется регулирование этих способов изъятия имущества у частного собственника в российском законодательстве, и делается вывод о недостаточности правил, регулирующих эти отношения, что приводит к проблемам в правоприменительной практике. Как следствие, это ведет к нестабильности гражданского оборота и уменьшению инвестиционной привлекательности экономики страны как для российских, так и для зарубежных инвесторов. Между тем, тем законодательный опыт других государств, а именно, Республики Казахстан (Закон Республики Казахстан "О государственном имуществе" ) подсказывают пути выхода из сложившейся ситуации. В ходе исследования использовались: метод системного анализа и диалектический метод; правовой анализ и синтез; метод сравнительного правоведения; метод аналогии; логический метод; исторический метод. На основании анализа действующего российского законодательства, литературы, судебной практики и законодательства Республики Казахстан делается вывод о необходимости принятия специального закона, посвященного изъятию имущества у частных лиц и его переходу в государственную собственность – а именно, реквизиции, национализации и изъятию имущества для государственных нужд. Предлагается примерная структура и содержание такого закона, который должен содержать, в частности, гарантии защиты прав собственника. Возможным является также принятие отдельного закона для каждого из этих способов приобретения права собственности государством.
Противодействие коррупции |
Сидоренко Э.Л. - Антикоррупционные стандарты ОЭСР и их реализация в национальном уголовном праве (опыт прохождения странами третьей фазы оценки) |
|
c. 85-88
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64845
Аннотация: В работе изучен опыт прохождения отдельными европейскими странами третьей фазы оценки национального уголовного и административного законодательства на предмет его соответствия антикоррупционным стандартам ОЭСР. Подробный анализ рекомендаций, данных антикоррупционной Рабочей группой ОЭСР в рамках финальной стадии экспертизы законодательства отдельных стран, позволяет прогнозировать итоги прохождения Россией третьей фазы обзора, иметь четкие представления о характере антикоррупционной политики ОЭСР и объективно оценить шансы России на вступление в эту организацию. В основу исследования заложены ставнительно-правовой, системный, прогностический и документальный методы. Применялись также кибернетический, описательный, лингвистический, метод экспертного опроса и другие методы. В работе определены приоритеты антикоррупционной политики ОЭСР, предложен сравнительный анализ уголовного права европейских стран сквозь призму выполнения ими рекомендаций Рабочей группы ОЭСР, определены стратегии развития отечественного уголовного законодательства и подчеркнута важность создания на международном уровне единого правового поля для противодействия коррупции.
Севальнев В.В. - Противодействие коррупции: опыт КНР |
|
c. 89-96
|
DOI: 10.7256/1991-3222.2014.1.64846
Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы противодействия коррупции в КНР. Автором предложена периодизация противодействия коррупции в Китае, проведен сравнительный анализ антикоррупционного законодательства КНР и РФ и органов, уполномоченных на борьбу с коррупцией в обеих странах. Автор делает вывод, что в РФ уже сложилось комплексное правовое регулирование вопросов противодействия коррупции, поэтому по формальным признакам, антикоррупционное законодательство России более развито по сравнению с КНР. В то же время автором отмечается относительная успешность китайского опыта в противодействии коррупции и делается вывод о допустимости его использования в Российской Федерации.
|