по
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О защите авторских прав > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law" > Содержание № 03, 2014
Выходные данные сетевого издания "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law"
Номер подписан в печать: 1-5.14285714286-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор:
ISSN: 1991-3222
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2014
Хабриева Т.Я. - Научные подходы к освоению современных стандартов и технологий противодействия коррупции c. 404-412

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65358

Аннотация: Статья посвящена научным подходам к обеспечению реализации антикоррупционной политики государства, а также систематизации современных стандартов и технологий противодействия коррупции. Проводится анализ глубинных проблемы реализации международных антикоррупционных стандартов и региональных контрольно-мониторинговых механизмов. Выявляются доминирующие тенденции развития специального и отраслевых блоков законодательства о противодействии коррупции. На основе анализа правоприменительной практики даются предложения по совершенствованию положений антикоррупционного законодательства. В статье предложена авторская классификация современных технологий противодействия коррупции и даны предложения по их совершенствованию.
Плохой О.А. - Основные направления государственной политики Российской Федерации в свете противодействия коррупции c. 413-417

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65359

Аннотация: Статья посвящена основным направлениям и этапам реализации государственной политики Российской Федерации в сфере противодействия коррупции. В своей статье автор рассматривает организационные звенья системы противодействия коррупции, а также меры по созданию атмосферы неприятия коррупции обществом, по привлечению социально-ориентированных некоммерческих организаций к участию в работе межведомственных антикоррупционных советов, разработке антикоррупционных образовательных программ. Автор отмечает, что в Российской Федерации меры противодействия коррупции выстраиваются последовательно и комплексно в рамках государственной политики в соответствии с Конституцией Российской Федерации под непосредственным руководством Президента Российской Федерации. Автор делает заключение о том, что основой нормативного оформления антикоррупционной политики в Российской Федерации являются: национальная стратегия противодействия коррупции и регулярно обновляемые национальные планы противодействия коррупции, которые утверждаются Указами Президента Российской Федерации. В статье поднимется ряд вопросов, в том числе о том, что одной из проблем, нуждающихся в решении это повышение уровня взаимодействия на уровне субъектов Российской Федерации между органами государственной власти и общественностью – коммерческими, некоммерческими, общественными, научными организациями и средствами массовой информации в вопросах противодействия коррупции. В заключение в статье обосновывается необходимость разработки и активного внедрения собственных – национальных антикоррупционных стандартов для бизнеса, отражающих особенности исторически сформировавшейся правовой системы Российской Федерации.
Михайлов В.И. - Некоторые направления теоретического обеспечения антикоррупционной политики Российской Федерации c. 418-428

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65360

Аннотация: Статья посвящена научному осмыслению основных направлений антикоррупционной политики Российской Федерации и процесса их становления. На основе междисциплинарного подхода анализируется содержание понятия коррупции и делается вывод о затруднительности выработки и использования однозначного понятия «коррупция», а также о том, что понятие коррупции как социального явления в широком смысле выходит за границы исследований не только права, но и любой другой одной научной дисциплины. В статье критикуются инициативы о механическом включении в российскую правовую систему положений международных актов без учета ее специфики. При этом делается вывод о том, что актуальным и соответствующим потребностям времени являются теоретические исследования понятия коррупции, содержания коррупционных отношений, субъектов этих отношений, механизмов противодействия коррупции, которые базируются на реально существующих экономических, социальных, культурных и правовых закономерностях развития российского социума и законодательстве Российской Федерации.
Федоров А.В. - Введение уголовной ответственности юридических лиц – прогнозная тенденция развития российской уголовно-правовой политики c. 429-433

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65361

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с введением в Российской Федерации уголовной ответственности юридических лиц. В частности, обосновывается объективная обусловленность введения такой ответственности ввиду изменения экономических отношений, отхода роли отдельного человека в качестве преступника на второй план, и роста числа преступлений, совершаемых от имени юридических лиц. В рамках описываемой широко распространенной зарубежной практики уголовной ответственности юридических лиц раскрывается проблематика выполнения соответствующих взятых Российской Федерацией международных обязательств. Приводятся доводы, указывающие на недостаточную эффективность существующего института административной ответственности юридических лиц, а также обращается внимание на возможность его использования в качестве теоретической основы для соответствующих законодательных решений в области уголовного права. В заключении статьи констатируется недостаток исследований процессуальных аспектов уголовной ответственности юридических лиц. Постановка вопросов, касающихся введения уголовной ответственности юридических лиц актуализирована характером современной международной политики, нацеленной на ужесточение ответственности юридических лиц и унификацию национальных законодательств в этой области, а также национальной политики Российской Федерации, о чем свидетельствует утвержденный Президентом Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы.
Нечаев В.П. - Задачи ФАТФ в сфере противодействия коррупции c. 434-436

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65362

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы деятельности ФАТФ в сфере противодействия коррупции, которые были представлены автором широкой общественности во время выступления в рамках Третьего евразийского антикоррупционного форума «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции», 24–25 апреля 2014 года в г. Москва. Автор акцентирует внимание на том, что ведущие страны мира уже объединили свои усилия на различных международных площадках в целях создания эффективных инструментов, способствующих формированию свободной от коррупции бизнес-среды. ФАТФ разрабатывает глобальные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Cовместная реализация антиотмывочных и антикоррупционных мер позволяет добиться значительных результатов. С учетом этого, начиная с 2011 года ФАТФ проводит ежегодные встречи экспертов совместно с рабочей группой G20 по противодействию коррупции. Результатами совместной работы стали публикации ФАТФ отчетов и руководств, посвященных непосредственно антикоррупционной тематике. По мнению автора, важным является понимание связи между коррупцией и отмыванием денег. Коррупция и взяточничество генерируют определенный поток наличных денег, поэтому используются различные схемы с целью сокрытия источника их незаконного происхождения. В статье особо подчеркивается, что только совместные усилия и обмен опытом между различными международными организациями, местными финансовыми институтами, правительственными органами позволит создать эффективную глобальную систему противодействия коррупции в современном мире.
Марку Ж. - Суждения о противодействии коррупции c. 437-441

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65363

Аннотация: Среди комплекса мер, направленных на противодействие коррупции, основополагающие позиции, по мнению автора, должны занимать меры превентивного характера. Исходя из этого, в статье анализируются стратегии предупреждения и сдерживания коррупции. К числу таких стратегий автор относит две. Первая основана на либерализации экономики и развитии конкуренции. Согласно данной стратегии существует корреляция между коррупцией и конкуренцией: усиление конкуренции может способствовать сокращению коррупции. Однако, обеспечить такую корреляцию не просто. Во-первых, либерализация рынка может создавать условия для коррупционных сговоров, во-вторых, необходимо учитывать, что во многих областях государственной и общественной жизни (например, образование, здравоохранение) невозможно организовать условия для развития полноценной конкуренции, поскольку оказание таких услуг не может зависеть от доходов или имущества граждан. Вторая стратегия основывается на открытом управлении обществом, в котором граждане и их негосударственные объединения могут использовать различные средства контроля за работой государственных органов. Важнейшие позиции здесь автор отводит деятельности по предотвращению конфликта интересов; обеспечению прозрачности деятельности административных структур; развитию электронных технологий. В завершении автор обращает внимание на то, что эффективность деятельности по предупреждению и предотвращению коррупционных проявлений в значительной мере зависит от способности следственных органов и судов выявлять и доказывать факты коррупционных правонарушений и назначать соответствующие санкции.
Цирин А.М., Черепанова Е.В., Тулинова О.А. - Обзор работы Третьего Евразийского антикоррупционного форума «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции» (Москва, 24–25 апреля 2014 г.) c. 442-462

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65364

Аннотация: Завершилась работа Третьего Евразийского антикоррупционного форума «Современные стандарты и технологии противодействия коррупции», проведенного 24–25 апреля 2014 г. Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее – Институт) совместно со Счетной Палатой Российской Федерации при поддержке Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В работе Третьего Евразийского антикоррупционного форума, ставшего ежегодным мероприятием, приняли участие более 350 представителей государственных органов, научных и образовательных учреждений России и более 20 зарубежных государств (Абхазии, Армении, Беларуси, Бенина, Болгарии, Бурунди, Ирана, Казахстана, Киргизии, Китая, Молдовы, Нигерии, Франции, Украины и др.). Участники Форума обсудили роль международных организаций в поисках оптимальных технологий противодействия коррупции, проблемы имплементации требований антикоррупционных международно-правовых актов в национальное законодательство, научные основы измерения уровня коррупции, современные технологии противодействия коррупции и проблемы их реализации, стандарты противодействия коррупции в контрактной системе и другие вопросы. В рамках проведенного форума докладчики акцентировали внимание на объединении усилий ведущих стран на различных международных площадках в целях создания эффективных инструментов, способствующих формированию свободной от коррупции среды.
Риэккинен М.А., Чеботарев Г.Н. - Привлечение общественности к реализации внешней политики Российской Федерации по отношению к Северным странам c. 508-516

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65371

Аннотация: Доступ граждан к реализации внешней политики – это важный, но малоисследованный вопрос. В силу меняющегося подхода к реализации публичной дипломатии, отраженного в целом ряде политических и программных документов, исследования в области доступа индивида к реализации внешней политики представляют собой приоритетное направление развития российской науки. Настоящая статья систематизирует правовые механизмы вовлечения граждан, НПО, университетов и деловых кругов в реализацию внешнеполитического курса РФ по отношению к Северным странам. Под «Северными странами» в настоящей работе понимаются страны, известные в мировой науке под термином «the Nordic States», т.е. Дания (включая Фарерские острова и Гренландию), Финляндия (включая Аландские острова), Норвегия, Исландия, Швеция. В статье рассмотрены такие механизмы, как: участие общественности в проекте «Северное измерение»; участие в региональных международных советах (Арктическом совете, Совете Государств Балтийского Моря, Баренцево и Евро-Атлантическом Совете); использование возможностей российских НПО для реализации внешней политики России по отношению к Северным странам (в том числе через Фонд поддержки публичной дипломатии имени Горчакова; некоммерческое партнерство «Российский Совет по Международным Делам»).
Журавлева О.О. - Правовое регулирование и перспективы интеграции в налоговой сфере государств АСЕАН c. 517-526

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65372

Аннотация: Государства, входящие в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, ставят перед собой задачу создания к 2015 году экономического союза, что предполагает и более тесную кооперацию в налоговой сфере. В этой связи интерес представляют процессы, которые затрагивают налоговые системы стран-участников. Предметом исследования являются процессы: 1) изменения национального налогового законодательства государств АСЕАН (консолидация, кодификация, унификация и гармонизация); 2) формирования сети двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе перспективы перехода к заключению многосторонних соглашений в налоговой сфере; 3) регионального сотрудничества национальных налоговых администраций и формирования региональной организации налоговых администраций. Основными методами исследования были: 1) метод анализа национального правового регулирования в налоговой сфере, международных соглашений государств региона, в том числе в сфере региональной интеграции государств АСЕАН; 2) сравнительно-правовой метод, применявшийся при исследовании национальных налоговых систем. Исследование правовых аспектов формирования и развития региональных объединений, возникающих проблем и подходов к их разрешению является актуальным как в связи с формированием ЕЭП, так и в связи с необходимостью повышения конкурентоспособности отечественной правовой системы. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что реализация принципов Хартии АСЕАН требует гармонизации налоговых систем, более тесной региональной кооперации в сфере налогового администрирования, завершения формирования региональной сети двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения. Перспективы интеграции в налоговой сфере государств АСЕАН состоят в: 1) гармонизации национальных налоговых систем в соответствии с целями создания АЭС; 2) завершении формирования сети внутрирегиональных СИДН, заключении многосторонних СИДН между государствами региона, позволяющими максимально реализовывать преимущества и получать выгоды АЭС; 3) развитии внутрирегионального сотрудничества между национальными налоговыми администрациями, создании единого регионального объединения.
Юртаева Е.А. - Гуманитарное сотрудничество стран СНГ: деятельность и регулирование c. 527-533

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65373

Аннотация: В статье обосновывается интернациональная важность и практическая значимость общеправовой, правотворческой и практической деятельности, проводимой государствами-участниками СНГ в области гуманитарного развития и международного сотрудничества. Предлагается взгляд на социально-культурное взаимодействие соседних стран как на важнейшую область международных контактов, где проявляется гуманистический потенциал общества, опирающегося на общую историю развития культур и традиционного быта народов. В гуманитарном сотрудничестве государств и развитии соответствующего законодательства автор видит значительные перспективы для социального прогресса в странах СНГ.
Социальная политика и право
Сенюта И.Я. - Права человека в сфере охраны здоровья: конституционные контуры и нормотворчество гражданского общества c. 534-539

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65374

Аннотация: В статье проведен сравнительный анализ законодательства в сфере охраны здоровья граждан в Украине и европейской нормативной базы по вопросам защиты прав пациентов. Рассматривается медико-правовой регламент проведения профилактических медицинских вмешательств: вакцинопрофилактики, туберкулинодиагностики. Сопоставляется право на согласие и отказ от выполнения медицинского вмешательства. Анализируются возможности реализации прав граждан на получение доступной, бесплатной и качественной медицинской помощи и запрет любых видов дискриминации по признакам финансовых ресурсов, местожительства, вида заболевания или времени обращения за помощью. Представлена классификация видов медицинской помощи, оказываемой в государственной системе здравоохранения Украины: скорая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная, а так же нормативно-правовое обеспечение медицинской деятельности. Подвергнуто анализу право граждан на доступ к информации о своем состоянии и обеспечение конфиденциальности личной информации пациента, как при его жизни, так и после смерти, особенности предоставления медицинской информации членам семьи пациента, в зависимости от состояния пациента и заключения лечащего врача.
Уголовное право: проблемы теории и практики
Голованова Н.А. - Домашнее насилие в свете Стамбульской конвенции 2011 г. c. 555-562

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65377

Аннотация: Проблема домашнего насилия в России является злободневной и давно привлекает к себе внимание. Статья посвящена этой важной теме, в ней исследуется законодательство России и зарубежных государств в этой области, а также Стамбульская Конвенция Совета Европы о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье 2011 г. Эта Конвенция стала первым международным юридическим документом, в котором подтверждается неприкосновенность прав женщины как человека, а насилие признается одной из форм дискриминации женщин. Конвенция отражает необходимость комплексного подхода к защите всех жертв насилия в семье. Конвенция также содержит практический инструментарий для решения проблем насилия в отношении женщин с помощью создания специального механизма контроля. В России до сих пор такой механизм отсутствует. Существующие государственные программы в первую очередь предусматривают защиту детей, для женщин и остальных членов семьи (включая инвалидов) таких федеральных программ нет, и помощь они получают на уровне субъектов федерации. Кроме того, в России нет отдельного закона о предотвращении домашнего насилия. В статье дан критический анализ российского законодательства (в том числе, уголовного и уголовно-процессуального) – УК РФ не предусматривает уголовной ответственности за принудительный брак несовершеннолетних; калечащие операции на половых органах женщин и детей; сексуальные домогательства, приставание и запугивание; санкции за совершенные акты насилия не соотносятся с фактом родственных отношений преступника и жертвы и т.д. Отсутствует законодательный механизм издания чрезвычайных приказов запретительного характера (охранных приказов), направленных на предотвращение непосредственной опасности, вызванной домашним насилием. Автор считает необходимым издание специального закона о борьбе с насилием в семье.
Теория и методология сравнительного правоведения
Трощинский П.В. - Особенности правового регулирования безопасности сети Интернет Китая c. 488-497

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65369

Аннотация: Статья посвящена исследованию вопросов нормативно-правового регулирования работы сети Интернет в современном китайском государстве. Проводится всесторонний анализ действующего законодательства КНР, положения которого затрагивают вопросы обеспечения безопасности Интернета при работе в нем китайских граждан. Указывается на жесткую политику властей Китая, направленную на ограничение интернет-контента в случаях противоречия содержащейся в нем информации действующим актам правотворчества и политическому курсу государства. Особый акцент в статье делается на исследовании нормативных установлений китайского законодателя, закрепляющих право компетентных органов государства на отключение контента, привлечение интернет-провайдера к различным видам юридической ответственности, включая уголовную. Указывается на расплывчатость и неточность закрепленных в нормативных документах формулировок, что предоставляет китайскому правоприменителю широкие возможности по использованию правовой нормы в интересах государства и общества. Права китайских граждан на доступ к информации существенно ограничиваются в целях обеспечения национальной безопасности и защиты государства от негативного влияния со стороны зарубежного интернет-пространства. Проведенный анализ позволяет констатировать серьезность подхода властей страны к регулированию интернет-сферы, использованию жестких мер по недопущению попадания в сеть подрывающей основы государственного строя информации, а также иного противоречащего морали и нравственности контента.
Жанузакова Л.Т. - Некоторые вопросы совершенствования законодательства Республики Казахстан о нормативных правовых актах c. 498-507

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65370

Аннотация: В статье исследуются содержание понятия «законодательный акт», его соотношение со смежными понятиями, вопросы иерархии нормативных правовых актов. Особое внимание уделяется законам, вносящим изменения и дополнения в кодексы, как самостоятельным видам законов. Отмечается неточность определения термина «конституционный закон» и разные подходы к его пониманию в юридической литературе и законодательстве стран СНГ. Рассмотрены значение и роль нормативных постановлений органов конституционного контроля и Верховного Суда в национальной системе права. В процессе исследования проведен сравнительный анализ законодательства Казахстана, Российской Федерации, Республики Беларусь и Кыргызской Республики. Предложены рекомендации по совершенствованию Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». В частности, сделаны выводы о целесообразности исключения понятия «законодательный акт» из Конституции Республики Казахстан и других законов, о разработке критериев конституционного закона, об определении места закона, вносящего изменения и дополнения в кодекс, в иерархии нормативных правовых актов.
Исследования молодых ученых
Быкова И.Ю. - Сравнение надзорного производства в гражданском процессе Российской Федерации, Казахстана, Беларуси и Украины c. 563-572

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65378

Аннотация: В настоящей статье автор проводит сравнение надзорного производства в гражданском процессе Российской Федерации с соответствующим производством в гражданском процессе Республики Казахстан, Республики Беларусь и Украины. Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие порядок возбуждения (инициирования) надзорного производства и процесс пересмотра (проверки) вступивших в законную силу судебных постановлений, принятых по гражданским делам, в Президиуме Верховного суда Российской Федерации; нормы права, регулирующие надзорное производство в Верховном Суде Республики Казахстан; нормы права, регулирующие производство дел в суде надзорной инстанции Республики Беларусь, а также нормы права, регулирующие пересмотр судебных решений Верховным Судом Украины.
Джимбеева Д.В. - Тенденции коллизионного регулирования обязательств вследствие неосновательного обогащения c. 573-579

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65379

Аннотация: В статье анализируются различные подходы к определению права, подлежащего применению к обязательствам вследствие неосновательного обогащения, в законодательстве и доктрине зарубежных стран на примере Англии, Германии, США и Швейцарии. Приводится обзор основных коллизионных привязок для регулирования рассматриваемых обязательств, которые содержатся в зарубежном законодательстве, актах региональной кодификации международного частного права. Автор рассматривает положения о праве, применимом к обязательствам вследствие неосновательного обогащения, в вышеуказанных правопорядках и проводит их сравнительно-правовой анализ на основе изучения сложившейся иностранной доктрины и материалов зарубежной судебной практики по трансграничным спорам о взыскании неосновательного обогащения. Выявляются общие черты и различия рассматриваемых моделей коллизионного регулирования.
Гоибова М.А. - Основные институты социального законодательства Республики Таджикистан c. 580-585

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65380

Аннотация: Предметом исследования являются общественные отношения в сфере социального обеспечения, регламентируемые законодательством Республики Таджикистан, являющейся членом международного сообщества. Социальная защита – один из важнейших компонентов социальной политики страны и трудовых отношений, таких как материальное обеспечение населения, организация медико-социальной помощи нетрудоспособной категории граждан. В статье определены три основные института социального законодательства:1) государственная социальная помощь, имеющая благотворительный характер, оказываемая установленным категориям граждан, при отсутствии средств в размере прожиточного минимума; 2) обязательное социальное страхование экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) за счет специальных взносов работодателей и работников на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности; 3) добровольное дополнительное и личное страхование, носящие, как правило, частный характер.
Актуальные проблемы публичного права
Тимошенко И.Г. - Открытое правительство за рубежом: современное состояние и проблемы c. 463-473

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65365

Аннотация: Статья посвящена исследованию зарубежного опыта правовой регламентации институтов открытого правительства и практики его внедрения в контексте модернизации государственного управления, расширения прав граждан на информацию и участие в государственном управлении. При подготовке статьи использованы исторический и сравнительно-правовой методы исследования. В частности, на основе сравнительного анализа национального законодательства и практики зарубежных государств, а также международных рекомендаций исследуется эволюция и современное содержание концепции открытого правительства за рубежом, рассматриваются позитивные и негативные аспекты ее практической реализации в государственном управлении. Особое внимание уделено изучению электронного правительства и форм его использования в деятельности органов публичной администрации зарубежных государств. Анализ законодательных основ и практики реализации открытого правительства в зарубежных государствах показывает, что несмотря на определенные успехи в этой сфере, многие государства сталкиваются со значительными правовыми, организационными и финансовыми трудностями. Они обусловлены тем, что на практике очень трудно найти баланс между традиционными требованиями надлежащего государственного управления и современными требованиями обеспечения его открытости. Внедрение информационных технологий, облегчая реализацию открытости, создает новые проблемы, связанные, в частности, с защитой определенных видов информации, а также личных персональных данных. Решение этих проблем в значительной степени связано с совершенствованием информационного законодательства, систем общественного контроля и иных институтов демократизации государственного управления. Оно может быть достигнуто только на основе взвешенного подхода, позволяющего соединить преимущества информационной открытости с обеспечением безопасности как органов государства, так и граждан в этом процессе. Учитывая эти соображения, автором делается вывод о необходимости осторожного подхода к возможному заимствованию отдельных элементов зарубежного опыта в российской государственно-правовой практике.
Аракелян М.Р. - К проблеме функционирования правозащитной системы современного государства c. 474-478

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65366

Аннотация: Правозащитная функция является приоритетным направлением в функционировании современного государства, основанного на современном законодательном обеспечении, отражающего закономерности в развитии общества, а также внешних факторов, определяющих стратегическое его развитие. Правозащитная функция современного государства это, прежде всего, деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждение законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни. В статье рассмотрены проблемы трансформации содержания правозащитной функции современного государства. Особое внимание уделено реализации правозащитной функции современного государства в контексте проводимых правовых реформ. Становление правозащитной системы современного государства вообще, а института адвокатуры в частности, является длительным и сложным процессом. Провозглашение независимости Украины стало толчком к реформированию устаревшей модели адвокатуры советского периода. Принятие Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» отмечает стремление украинского государства и общества, направленное на демократизацию всех сфер жизни граждан. Исследование процесса трансформации правовой системы Украины в период проводимых в последние годы реформ имеет особую важность. Активную роль в этих процессах играет институт адвокатуры, как важнейшее составляющее правозащитной системы Украины, основной функцией которого является обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказание им другой квалифицированной правовой помощи.
Батлер У.Э. - Гармонизация российского права и правовые нормы о трастах c. 479-482

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65367

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме гармонизации российского законодательства на примере траста. Автор показывает преимущества политики гармонизации для экономического развития государств и анализирует ее возможности применительно к законодательству о трастах в РФ, состоящему из главы 53 Гражданского кодекса РФ и Указа Президента РФ 1993 г. «О доверительной собственности (трасте)», который, с точки зрения автора, остается в силе. В статье уделяется большое внимание рассмотрению проблем использования трастов в современной российской экономике. Автор показывает, как элементы англо-американского траста могут быть адаптированы к российским правовым реалиям и какую экономическую выгоду это может дать. Автор анализирует возможности юридической техники, позволяющей российским юридическим и физическим лицам пользоваться системой трастов, не нарушая норм российского права.
Лукоянов Н.В. - Корпоративные бездокументарные ценные бумаги в праве Испании c. 483-487

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65368

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования корпоративных бездокументарных ценных бумаг в праве на примере Испании. В правовой науке России практически отсутствуют исследования корпоративных бездокументарных ценных бумаг зарубежных государств. Однако механизм регулирования общественных отношений, возникающих по поводу корпоративных бездокументарных ценных бумаг в гражданском и торговом обороте Испании, представляет интерес для российского права. Усложняющийся торговый оборот и правила нормативных актов Европейского союза, имплементированные в национальное законодательство, дают толчок появлению новых видов корпоративных ценных бумаг, не известных ранее испанскому праву (отзывные акции, привилегированные корпоративные паи). Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что надежная правовая защита инвесторов, которые вкладывают свои средства в такие финансовые инструменты, до сих пор не обеспечена.
Экологическая безопасность
Боголюбов С.А., Сулейменов М.К. - Место экологического права и его структурных элементов в системе права c. 540-548

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65375

Аннотация: В статье ставится и раскрывается проблема места экологического права и его структурных компонентов в ходе диалога двух ученых. Система права строится законодателем, но при этом должно учитываться реально сложившееся построение норм, институтов и отраслей в системе права конкретного государства. Выход из этой ситуации видится в закреплении в системе права понятия интегрированной отрасли как элемента структуры права. Причем интегрированная отрасль права может быть сконструирована только во вторичной структуре права. При таком подходе следует исходить из того, что земельное, горное, водное, лесное право являются отраслями права. То, что выше этого – это семья отраслей или интегрированная отрасль. Экологическое право, природоресурсовое право и природоохранное право относятся к интегрированной отрасли права: экологическое право как интегрированная отрасль, а природоресурсовое право и природоохранное право как подотрасли интегрированный отрасли. Земельное, горное, водное, лесное право являются обычными отраслями права.
Сиваков Д.О. - Экологическая функция государства и ее финансовые рычаги: сравнительно-правовой анализ c. 549-554

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65376

Аннотация: Статья раскрывает острые экологические вызовы и государственно-правовой ответ на них современного общества. Привлечены воззрения и сведения других наук: экологии, экономики, политологии. Экологическая функция государства дана в тесной взаимосвязи с другими его функциями. Особое внимание уделяется финансовым механизмам перехода на зеленую экономику, которая должна базироваться на безотходном производстве. Острота и масштабность экологического кризиса неизбежно вызывает к жизни многогранную экологическую функцию современного государства. По историческим меркам экологическая функция новая, но значение ее в современном обществе и государстве возрастает. К началу ХХI в. эта функция постоянная, требующая осуществления регулярных мер и затрат. Как и всякая функция государства, она имеет свой предмет, содержание, область деятельности, различные способы воздействия. Выявлены различия между государственно-правовым воздействием на экологические отношения в России и в соседней Норвегии. Дан также опыт стран БРИКС, Евросоюза. Подчеркивается, что Россия еще отстает от многих других членов мирового сообщества в деле охраны природы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.