по
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О защите авторских прав > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law" > Содержание № 04, 2014
Выходные данные сетевого издания "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law"
Номер подписан в печать: 1-6.85714285714-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор:
ISSN: 1991-3222
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 04, 2014
Хабриева Т.Я. - Основные векторы и проблемы развития социального законодательства c. 608-615

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65587

Аннотация: В статье, посвященной правовому прогнозу основных направлений развития социального законодательства Российской Федерации, делается вывод о стремительном и опережающем развитии этого блока российской системы права. К числу масштабных тенденций, характерных для социального законодательства, автором отнесены: расширение сферы регулирования (юридификация) и соответствующее разрастание нормативного массива, дифференциация социального законодательства на новые отрасли (миграционное законодательство), появление внутри существующих отраслей новых подотраслей (трудовые отношения на публичной службе) и институтов (биотехнологии). Рассмотрены отдельные «проблемы роста» социального законодательства: тенденция коммерциализации сферы приводит к снижению качества услуг, ослаблению действия гарантий в отношении наиболее уязвимых категорий граждан (например, отмена норм о предварительном согласии органов опеки и попечительства на совершение сделок с жилыми помещениями, где проживают дети, привела к ухудшению жилищных условий многих несовершеннолетних граждан Российской Федерации). В результате под сомнение ставится само содержание конституционных прав. В то же время подчеркнуто, что позитивной стороной юридификации социального законодательства становится появление новых обязательств государства в социальной сфере. Для преодоления существующих проблем и предотвращения появления новых предлагается усилить роль науки в определении основных ориентиров развития социального законодательства, систематизации социального законодательства, унификации регионального законодательства в социальной сфере, недопущении отклонений от законодательно установленных подходов при разработке актов подзаконного характера, сокращении объема подзаконного регулирования, усилении согласованности норм иных отраслей законодательства Российской Федерации с нормами социального законодательства. Оптимизация законодательного регулирования посредством принятия федерального закона «О нормативных правовых актах» будет способствовать как устранению многих дефектов социального законодательства, так и большей устойчивости всего законодательства Российской Федерации.
Торгейрсдоттир Х. - Защита экономических и социальных прав детей в период финансового кризиса: проблемы и перспективы c. 616-618

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65588

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы защиты экономических и социальных прав детей в период финансового кризиса, проблемы и перспективы в этой сфере. Автором указывается, что в настоящий момент созданы достаточные международно-правовые механизмы защиты прав детей, к числу которых относится Конвенция о правах ребенка. В Конвенции четко указывается, что дети являются самостоятельными носителями прав, которые государства обязаны отстаивать и защищать. Статья 4 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государства-участники принимают все необходимые меры для признания, защиты и осуществления прав ребенка. Также важное значение имеет Европейская социальная Хартия, дополняющая европейскую Конвенцию о правах человека в области экономических и социальных прав, которая гарантирует широкий круг прав в области обеспечения жильем, здравоохранения, образования, занятости, социальной защиты, передвижения лиц. Также автором указывается, что признание прав детей проникает внутрь правовых систем различных государств, пронизывая различные уровни правотворческой и правоприменительной деятельности. Автором подчеркивается, что в настоящий момент основную угрозу защите и реализации прав детей представляет экономический кризис, самый глубокий, начиная со времен Второй мировой войны. Правительства вводят меры жесткой экономии, что приводит к снижению масштабов социальной поддержки семей, уменьшению финансирования основных публичных услуг, и отказу в поддержке некоммерческого сектора. Автором указывается на опасность растущего социального неравенства, незаконной эксплуатации детей, торговли людьми, отсутствия должного социального обеспечения и недостаточных усилий государственных органов и бизнес-сектора. В этой связи отмечается необходимость более серьезного вовлечения международных организаций, включая Комитет ООН по правам ребенка, Международной организации труда, Комиссара Совета Европы по правам человека в деятельность по защите экономических и социальных прав детей.
Бусурманов Ж.Д. - Евразийский экономический союз как новая гуманистическая ценность c. 619-621

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65589

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы защиты прав человека и основных свобод сквозь призму евразийской интеграции. Отдельное внимание уделяется подписанию главами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан Договора о Евразийском экономическом союзе, который призван, в том числе, содействовать реализации прав граждан государств-участников Евразийского экономического союза в различных областях, включая важнейшую область общественных отношений – социальную сферу. Отмечается, что концепция прав человека должна опираться не только на международно-правовые и внутригосударственные нормативные правовые документы, но и особо учитывать менталитет, культуру, мировоззрение, мировосприятие, т.е. такие категории, которые оказывают на права человека не меньшее, а порой даже и более ярко выраженное влияние, чем правовые акты. В этой связи автор предлагает научно-обоснованную Евразийскую концепцию прав человека, основу которой должна составить Евразийская Декларация прав человека и народов как нового международного документа в этой области, распространяющегося на евразийский континент. Кроме того, Евразийская Декларация прав человека и народов, как полагает автор, может стать важным системообразующим документом в сфере прав человека Евразийского экономического союза. Отдельное внимание уделено идеи создания Евразийского суда по правам человека, который в полной мере учитывал бы специфику и особенности государств евразийского региона, существующее правовое регулирование, культуру и традиции населения. Подчеркивается, что Евразийский суд по правам человека может сыграть роль органа правосудия в случаях, когда исчерпаны все внутринациональные возможности и механизмы устранения фактов попрания гражданских прав и основных свобод человека и народов на евразийском пространстве.
Воронин Ю.В. - К вопросу о роли социального обеспечения в рыночной экономике c. 622-626

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65590

Аннотация: В рамках статьи предпринята попытка соотнести экономические аспекты деятельности современного государства с его социально-правовой природой. Сделан вывод о том, что имеющиеся социальные обязательства – это правовая данность, которую Россия, как правопреемник СССР, как правовое и социальное государство обязана исполнять и развивать дальше. Социальное обеспечение рассматривается не как бремя, а предпосылка экономического роста, что соответствует духу международных документов последних лет. Это позволяет утверждать, что адекватное социальное обеспечение является ни в коем случае не результатом экономического роста, а его необходимым предварительным условием. Правовое содержание социальной политики уже длительное время зафиксировано посредством минимальных стандартов социального обеспечения, закрепленных в Конвенции МОТ № 102. Вслед за скорейшей ратификацией этой конвенции, Россия для создания надлежащей системы ориентиров социальной политики готовится к ратификации трех других базовых конвенций МОТ в области социального обеспечения – Конвенции 1962 г. № 118 «О равноправии в области социального обеспечения», Конвенции 1967 г. № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» и Конвенции 1982 г. № 157 «О сохранении прав в области социального обеспечения».
Махник Д.И., Крысенкова Н.Б., Цомартова Ф.В. - Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей (Обзор работы Девятой международной школы молодых ученых-юристов) c. 627-645

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65591

Аннотация: 29-30 мая 2014 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации состоялась IX Международная школа-практикум молодых ученых-юристов на тему «Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей». Участие в мероприятии приняли молодые ученые более чем из 20 стран мира, а также представители органов государственной власти, бизнес-структур, различных научных и учебных центров. Актуальность избранной темы для проведения Международной школы-практикума молодых ученых-юристов обусловлена необходимостью совершенствования социального законодательства, в частности, вопросы защиты и обеспечения социально-экономических прав, развития культурно-образовательного пространства, решения существующих проблем в сфере здравоохранения и спорта. Высокое значение поднятых молодыми учеными вопросов подтверждается участием в мероприятии Председателя Государственной Думы Российской Федерации С.Е. Нарышкина, Заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т.Я. Хабриевой, представителей иностранных государств, а именно: Вице-президента Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Хердис Торгейрсдоттир, профессора Университета Париж-I Пантеон-Сорбонна Жерара Марку и других.
Тагаева С.Н. - Коллизионно-правовое регулирование семейно-правовой ответственности c. 665-676

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65594

Аннотация: Статья посвящена коллизионным проблемам семейно-правовой ответственности. Проведен анализ имеющихся международных соглашений в данной области и национального законодательства Республики Таджикистан. В рамках статьи рассмотрены основные положения международных конвенций, регулирующих вопросы семейно-правовой ответственности. Особое внимание уделено положениям Кишиневской конвенции о правовой помощи и правовым отношениям 2002 г. и ее соответствию положениям Семейного кодекса Республики Таджикистан. Высказана точка зрения, что «хромающие отношения» являются последствием несоблюдения императивных принципов отечественного права участниками семейных правоотношений. В статье впервые обращено внимание на вопросы правового регулирования семейно-правовой ответственности. Высказано мнение о возможности употребления термина «трансграничная семейно-правовая ответственность». Проведено комплексное сравнительное исследование формирующейся правовой базы, по вопросам ответственности членов семьи.
Смирнова В.М. - Правовая природа переработки хореографического произведения в современном российском и зарубежном авторском праве c. 677-683

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65595

Аннотация: Автор в статье отмечает, что право использования произведения в системе исключительного права занимает особое место. Рассматривается такой способ использования хореографического произведения как его переработка. К наиболее распространенным способам использования хореографического произведения относятся воспроизведение и распространение произведения, публичное исполнение, право на сообщение в эфир, переработка произведения. Отмечается, что в результате творческой переработки произведение является производным от оригинального, что служит основанием для признания его новым объектом авторского права. Аналогичный правовой режим производных произведений действует и в зарубежных странах. Автор акцентирует внимание на том, что в настоящее время наиболее распространенным понятием в сфере хореографического искусства является его редакция. Автором делается вывод, что понятие «редакция хореографического произведения» в гражданском законодательстве и в самом хореографическом искусстве не однозначно, в него зачастую вкладывается различный смыл и содержание. Особенностью переработки применительно к хореографическому искусству является необходимость отнесения к ней «редакции хореографического произведения», в рамках которой происходит создание нового объекта авторского права – производного. Делается вывод, что решающую роль в переработке хореографического произведения играет материальная форма фиксации хореографических произведений, которая позволяет сохранить и оградить их от произвольных и непроизвольных переработок.
Богдан В.В. - Закон «О защите прав потребителей» России и Украины: сравнительно-правовой анализ c. 684-691

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65596

Аннотация: В статье анализируются положения Законов о защите прав потребителей России и Украины. Основное внимание уделено специфике нормативных предписаний, закрепляющих права потребителей и механизмы их реализации, общим и отличительным чертам. Отдельные теоретические выводы подтверждаются примерами из российской и украинской судебной практики. В целях изучения подходов правоприменителей к вопросам защиты прав потребителей, отдельное внимание уделяется Постановлениям Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» и Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения гражданских дел по искам о защите прав потребителей». Схожесть правовых систем и одинаковый временной опыт применения законов на практике, позволяет автору сделать вывод об объективной возможности и перспективности взаимного заимствования отдельных правовых норм, содержащихся в национальных законах, в целях наиболее эффективного регулирования правоотношений с участием потребителей и обеспечения правового баланса сторон.
Басыров Р. Н. - Зарубежный опыт обеспечения выполнения недропользователями завершительных мероприятий c. 699-705

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65598

Аннотация: В настоящей статье поднимется проблема отсутствия в законодательстве Российской Федерации действенного механизма обеспечения выполнения недропользователями работ по рекультивации земель, ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений различного назначения, которые предлагается объединить в единую группу работ – «Завершительные мероприятия». Автор обращает внимание на то, что к моменту наступления необходимости выполнить Завершительные мероприятия недропользователь может оказаться неплатежеспособным, а окончание процесса недропользования делает недейственной санкцию за их невыполнение в виде досрочного прекращения права пользования недрами. Актуальность темы подкрепляется наличием на территории России многочисленных отработанных и заброшенных участков недр, что, безусловно, усугубляет экологическую обстановку. Все это свидетельствует о необходимости закрепления в законодательстве дополнительных гарантий выполнения недропользователями указанных обязательств. В статье анализируется горное законодательство США, ряда стран Западной Европы и СНГ. Делается вывод о результативности метода депонирования денежных средств (формирования недропользователями ликвидационных фондов) и его применения на практике рядом стран. Учитывая значительную обременительность для недропользователей подобных мер, автором предлагается для начала обеспечить информированность органов, предоставивших лицензию, о платежеспособности недропользователей для возможности оперативного реагирования в случае её падения.
Осминин Б.И. - Особенности заключения и имплементации международных договоров Нидерландами c. 714-721

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65600

Аннотация: Нидерланды являются государством, правовая система которого открыта для международного права. Все международные договоры, обязательные для Нидерландов по международному праву, автоматически инкорпорируются в национальную правовую систему. Конституция Нидерландов устанавливает, что акты национального законодательства не применяются, если такое применение противоречит положениям договоров, которые являются обязательными для всех лиц. Несмотря на автоматическую инкорпорацию международных договоров в национальную правовую систему и возможность их прямого действия и верховенства, традиционный путь, посредством которого Нидерланды предпочитают выполнять свои договорные обязательства, – это принятие имплементационного законодательства, которое переводит их во внутригосударственное право. Органы исполнительной власти и суды затем применяют национальное право, а не международно-правовые нормы, лежащие в основе такого права. В статье исследуются особенности заключения и имплементации международных договоров Нидерландами, правовая система которых отличается очень большим своеобразием. Конституция допускает возможность подразумеваемого одобрения парламентом международных договоров. В виде исключения договор может быть представлен в парламент для одобрения после того, как он уже вступил в силу. Положение договора, которое вступает в противоречие с Конституцией, может быть одобрено парламентом только большинством в две трети голосов. Особенностями имплементации международных договоров Нидерландами является сравнительно широкая возможность непосредственного применения судами и органами исполнительной власти и верховенство непосредственно действующих договорных положений над законами и даже над Конституцией.
Костин А.А. - История регулирования и современные особенности арбитражного разбирательства в праве Англии и Уэльса c. 722-729

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65601

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы развития и современные особенности развития арбитражного разрешения споров в Англии и Уэльсе. В первой части работы анализируются исторические источники и ранние решения английских судов, касающиеся арбитражного разрешения спора. Автором обращается внимание, что вплоть до принятия решения Палаты Лордов «Scott v. Avery», третейские суды постоянно сталкивались с противодействием со стороны государственных судов. Данное противодействие было вызвано нежеланием английских судов смириться с существованием независимой (альтернативной) системы разрешения споров, а также тем обстоятельством, что возможность разрешения спора в третейских судах существенно снижала размер пошлины, которая в то время уплачивалась непосредственно судье, рассматривавшему спор. Во второй части статьи рассматриваются современные особенности развития третейского разбирательства в Англии и Уэльсе. В частности, обращается внимание на ст. 69 Акта об Арбитраже 1996, согласно которой, арбитражное решение может быть пересмотрено в апелляционном порядке (если стороны не договорились об ином). Вместе с тем, указывается, что отмена арбитражного решения в порядке ст. 69 Акта об Арбитраже 1996 представляет собой действительно исключительное явление. Кроме того, во втором разделе статьи рассматривается практика английских судов и доктрина (Законы Хэлсбэри), касательно возможности передачи спора на рассмотрение третейского суда (арбитрабильность). Завершает статью сравнительный анализ российского и английского законодательского о третейском разрешении споров.
Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М. - Аналитический обзор докладов и заключений, принятых на 99-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) c. 730-740

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65602

Аннотация: В статье представлена краткая информация о 99-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы), на которой был принят ряд заключений по законодательствам стран – членов Венецианской комиссии, в том числе заключение по российским законам о внесении изменений в закон об НКО (относительно лиц, выполняющих функции иностранного агента) и Уголовный кодекс РФ (в части статей о государственной измене и шпионаже). Также на 99-й пленарной сессии было одобрено исследование национального законодательства о свободе мирных собраний, подготовленного по запросу Комиссии немецким Институтом Макса Планка.
- На вершине права: к 90-летию Вениамина Евгеньевича Чиркина c. 741-742

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65603

Аннотация:
- Компаративистский вклад в развитие права: к 75-летию Уильямя Батлера c. 743-745

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65604

Аннотация:
Конституционное право
Лафитский В.И., Трощинский П.В. - Конституционный путь Китая: К шестидесятилетию Конституции КНР 1954 г. c. 646-657

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65592

Аннотация: Исследование посвящено 60-летней годовщине принятия первой китайской Конституции (сентябрь 1954 г.). В статье приводятся характерные особенности всех известных китайской государственности конституций, включая действующую Конституцию КНР 1982 г., а также исследуется влияние внутренней политики на конституционно-правовое поле КНР. Анализу подвергнуты положения конституций, принятых сразу после Синьхайской революции 1911 г., и четырех конституций образованной в 1949 г. Китайской Народной Республики – 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г. Особое место в работе уделяется Поправкам в действующую Конституцию КНР 1982 г., закрепляющим понятие «социалистического правового государства» и повышение роли института прав человека в жизни общества. Указываются характерные особенности конституционного развития КНР, которые обладают своей особой «китайской спецификой», дается прогноз о конституционном развитии китайского государства в ближайшем будущем. Выявляются прямые параллели закрепленных в конституциях норм с учением великого Конфуция. Авторы делают особый акцент на влиянии учения Конфуция в деле формирования правосознания китайского законотворца и последующего его воздействия на закрепляемые в Основных законах Китая нормы и положения.
Конституционная экономика
Кукушкин В. М. - Закон США «Foreign Account Tax Compliance Act» и его влияние на правовую систему России c. 692-698

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65597

Аннотация: В настоящей работе автор рассматривает закон США «Foreign Account Tax Compliance Act» (FATCA) и его экстерриториальное действие на примере России. Основным вопросом исследования являются положения закона США, которые устанавливают требования к иностранным финансовым организациям. Дается анализ данного закона с позиций норм национального права России и международного права. В результате юридического анализа сделан вывод о том, что FATCA можно рассматривать как закон, не соответствующий нормам международного права. Отмечено, что в настоящее время проблему FATCA следует комплексно рассматривать с политической, экономической и правовой позиций. Проблема FATCA в России должна быть решена через подписание международного соглашения, но никак не путем коррекции национального законодательства, позволяющей исполнять американский закон на территории России.
Теория и методология сравнительного правоведения
Тихомиров Ю.А. - Динамика правовых систем в условиях интеграции государств c. 706-713

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65599

Аннотация: В статье рассматривается комплекс актуальных институционально-правовых проблем, возникающих в процессе межгосударственной интеграции. Расширение границ сравнительного правоведения позволяет вводить в орбиту исследований разные правовые системы, отличающиеся целями, построением и механизмами регулирования. Имеются в виду национальные и международные правовые системы, отражая правовые истоки системы национального законодательства и их правовые компоненты объединяющие решение стратегических задач. Их соотношение напоминает известную «матрешку». На пересечении разных систем возникают межгосударственные объединения, во многом отражающие системы национальных государственно-правовых институтов. Обосновывается такие признаки межгосударственных объединений, как сходство их институтов с институтами государств-членов правовых систем на основе обобщения национального законодательства, взаимной функциональной «связанности», наличие структур и процедур подготовки и принятия согласованных решений. Анализ опыта их развития дает возможность охарактеризовать динамику их структур и правовых регуляторов на основе сочетания принципа государственного суверенитета и принципов международного права. В повестке дня – признание формирующегося интеграционного права.
Актуальные проблемы публичного права
Виноградова П.А. - Правовые меры по урегулированию межнациональных конфликтов c. 658-664

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65593

Аннотация: Создание механизмов предупреждения и нейтрализации межнациональных конфликтов определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в качестве приоритета. В современном мире инструментом провокации межнациональной и межконфессиональной напряженности выступает деятельность различных национальных и религиозных движений, связанная с использованием этнической принадлежности. На фоне активизации работы органов государственной власти по принятию превентивных мер, правовые средства предупреждения межнациональных конфликтов в юридической литературе остаются малоисследованными. Данные обстоятельства предопределяют актуальность рассмотрения содержания понятия межнационального конфликта, классификации, стадий и порядка разрешения данных конфликтов. Проведенный анализ позволил обобщить факторы возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности, обозначить меры по их предупреждению. Разрешение возникших межнациональных разногласий осуществляется, в том числе в судебном порядке. Поэтому особая роль в статье уделяется новым полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, направленным на обеспечение единства правоприменительной практики и суверенитета национальной правовой системы. Рассмотрение обозначенных вопросов позволяет сформулировать основные меры, направленные на обеспечение превенции негативных последствий межэтнических разногласий. Исходя из приоритетности национальных интересов в качестве базовых принципов правового развития в сфере межнациональных отношений определены необходимость следования национальным традициям и обеспечения социальной легитимности права.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.