по
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О защите авторских прав > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law" > Содержание № 05, 2014
Выходные данные сетевого издания "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law"
Номер подписан в печать: 1-8.57142857143-2014
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор:
ISSN: 1991-3222
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 05, 2014
Гийо Д. - Кодекс Наполеона: прошлое и будущее c. 768-770

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65885

Аннотация: В данной статье описываются современные тенденции в развитии гражданского права, а также в его унификации с точки зрения французского правоведа и юриста. Автором рассматриваются особенности регулирования гражданских правоотношений французским Гражданским кодексом (также известным как Кодекс Наполеона) и влияние этих особенностей на развитие судебной практики и доктрины во Франции. Отмечается, что, вопреки распространенному мнению, юридические инструменты защиты гражданских прав, предоставляемые кодифицированным законодательством стран семьи романо-германского права, по гибкости не уступают таковым, предусмотренным прецедентным правом стран англо-саксонской правовой семьи. Критически оцениваются перспективы общеевропейской унификации гражданского права путем принятия единого Европейского гражданского кодекса. На примере Франции автор подчеркивает необходимость сохранения национальной юридической традиции и, а также демонстрирует читателю необходимость внимательно относиться к самобытному правовому наследию каждой страны, чтобы не допустить подмены понятий, когда вместо обеспечения единства Европы на практике решаются проблемы единообразия Европы. При написании данной статьи автором использовались труды как французских, так и российских правоведов.
Марку Ж. - Социальные функции институтов гражданского права (на примере законодательства о защите прав потребителей) c. 771-773

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65886

Аннотация: В статье видного французского ученого рассматривается влияние Гражданского кодекса Французской Республики – Кодекса Наполеона – на современное состояние и развитие гражданского законодательства. Исследуются причины и условия, в которых формировался привычный континентальному юристу взгляд на собственность как отношение лица к вещи, а также изменения, которые претерпели установленные Кодексом Наполеона подход к пониманию права собственности и места договора в регулировании отношений между субъектами оборота, к пониманию роли и места государства в регулировании частноправовых отношений по мере развития законодательства и органов государственного управления. В исследовании нашли отражение идеи авторов, чьи теоретические изыскания сформировали господствующее в современной французской юриспруденции представление о роли права и государства в регулировании основанных на договоре отношений. Также анализируются положения Закона Французской Республики от 17 марта 2014 г. № 2014-344 «О потреблении», который отражает присущие современному праву европейских государств тенденции и направления развития гражданского законодательства.
Доронина Н.Г. - Кодекс Наполеона и унификация гражданского права в рамках Гаагской конференции по международному частному праву c. 774-780

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65887

Аннотация: В статье дается оценка значению Кодекса Наполеона с точки зрения унификации права. На момент принятия Кодекса Наполеона в стране существовали две системы права: система «писаного права» (Римское частное право в южной части Франции) и система обычного права (в северной части Франции). Кодекс Наполеона в силу этих причин содержит мощный потенциал для унификации права. Положительный эффект в области унификации иллюстрируется не на историческом, а на современном материале унификации права в области международного частного права. Гаагская конференция по международному частному праву постепенно становится специализированной международной организацией, решающей проблемы унификации глобального масштаба. Современные проекты Гаагской конференции по международному частному праву переросли задачу региональной унификации. Проект Принципов выбора права дает основание для гармоничного взаимодействия международных документов, разработанных Межамериканской конференцией по международному частному праву и Европейского Союза. Такая работа на современном этапе стала возможной благодаря особенностям первого законодательного акта направленного на унификацию гражданского права Франции в начале 19 века – Кодексу Наполеона.
Арсланов К.М. - Влияние германского и французского правового опыта на развитие современного российского законодательства c. 781-788

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65888

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления воздействия западноевропейского законодательства (и прежде всего французского и германского законодательства) на российскую гражданскую кодификацию 90 г.г. XX столетия. Анализ проводится по отдельным институтам французского, германского и англо-американского права. В качестве примера используются институты ренты, юридического лица, дееспособности несовершеннолетних лиц, доверительного управления имуществом, агентирование и др. Делается вывод о необходимости взвешенного подхода к восприятию иностранного правового опыта с учетом российских правовых традиций. В работе использованы методы сравнительного правоведения и исторического анализа. Автор исходит из позиции, что для понимания современного российского права необходимо использовать как иностранный правовой опыт, так и достижения российской правовой науки XIX, XX столетий Исследуется категория иностранного правового опыта, особенности его влияния (воздействия, восприятия) на современное российское гражданское право. Сделан вывод о существенном влиянии на формирование современного российского гражданского права со стороны французского (ФГК 1804 г.) и германского (ГГУ 1896 г.) права. Связь российского, французского и германского права свое начало берет в XIX столетии и объясняет многие правовые институты ГК РФ 1996 – 2006 г.г. Значительно влияние англо-американского права на российское право (институт доверительного управления имуществом, агентирование, институт юридического лица / корпоративное право). Необходим взвешенный подход к восприятию иностранного правового опыта с учетом российских правовых традиций и современный отечественных реалий.
Выонг Т.Л., Чан Т.Т. - Виды и характеристика уголовно-процессуального задержания в праве Социалистической Республики Вьетнам c. 884-886

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65901

Аннотация: Задержание является одним из важных процессуальных действий. Эффективность проведения данного действия может влиять на процесс расследования преступления. В статье анализируются правовые основания задержания, регламентированные Уголовно-процессуальным кодексом Социалистической Республики Вьетнам, и даются их отличия от правовых оснований задержания, регламентированные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Проводить анализ проблемы реализации правоохранительными органами Социалистической Республики Вьетнам правовых уголовно-процессуальных норм, регламентирующих основание задержания. Исследуется влияние правового основания на тактику проведения задержания, эффективность задержания при расследовании преступлений. Выявляется коллизия в институте задержания. Обосновывается необходимость внесения некоторых изменений по задержанию в уголовно-процессуальный кодекс Социалистической Республики Вьетнам. В данной статье использованы следующие общие научные методы познания: индукция, дедукция, анализ, сравнительноправовой, синтез, обобщение. Целью данной статьи является выявление правовых факторов, влияющих на тактику проведения задержания. На основе анализа правоприменительной практики следственных органов Министерства общественной безопасности Вьетнама даются предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства Социалистической Республики Вьетнам для повышения эффективности применения задержания при расследовании преступлении.
Меньших А.А. - Защита половой неприкосновенности несовершеннолетних в уголовном законодательстве Франции c. 887-893

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65902

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам уголовной защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних во Франции. В частности, рассматриваются законодательные акты, принятые во Франции и посвященные данной проблеме. Определяется круг деяний, которые признаются как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, которые традиционно делятся на следующие категории правонарушений: сексуальное насилие, плохое обращение (физическое насилие) и нарушения, связанные с воспитанием несовершеннолетних.Известно, что Уголовный кодекс Франции пресекает противозаконные действия. В статье рассматриваются ситуации, при наличии которых статьи кодекса ужесточают уголовные санкции. Ужесточение санкций за совершение противозаконных действий возможно, если потерпевшим является несовершеннолетний или если виновный является родственником по восходящей линии или лицом, который имеет власть над ребенком; правонарушения, вследствие которых несовершеннолетние подвергаются опасности, объединены в особую группу.Под сексуальным насилием во Франции понимается: изнасилование (акт «сексуальной пенетрации, какой бы природы он ни был»), сексуальная агрессия и сексуальные домогательства (ласки, агрессия, являющаяся домогательством, совершенное с применением силы, угроз или неожиданного нападения), сексуальный эксгибиционизм. Приводятся санкции, применяемые к виновным за совершение сексуального насилия. Кроме того, в статье рассматривается такое сексуальное насилие, которое стало в последние годы распространенно не только во Франции. Это так называемый «сексуальный туризм», а также ответственность за него. В статье также приведены службы, которые созданы для того, чтобы уменьшить, а подчас и совсем ликвидировать почву для совершения сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего ребенка во Франции. В статье используется совокупность общенаучных и частно-научных методов познания: диалектический метод, метод анализа и синтеза, логический метод, метод сравнительного правоведения, социологический, исторический, формально-логический и другие методы. Данная проблема характерна не только для Франции, но и для России. Следует отметить, что в России в 2012 году был принят Федеральный закон № 14-ФЗ от 29 февраля «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних».
Кичигин Н.В. - Правовое регулирование в сфере обращения с отходами в Чешской республике и Российской Федерации c. 894-902

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65903

Аннотация: Целью работы является выявление недостатков национального законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и подготовка предложений его совершенствованию на основе сравнительно-правового анализа законодательства Чешской Республики и законодательства Российской Федерации. Предмет работы составляют правовые нормы, юридическая литература, правоприменительная практика в области обращения с отходами в Чешской Республике и Российской Федерации. Результатом работы являются материалы сравнительно-правового анализа законодательства Чешской Республики и законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами, содержащие следующие выводы. Анализ национального законодательства Российской Федерации и Чешской Республики в сфере обращения с отходами свидетельствует о том, что в данной сфере применяются в целом аналогичные правовые механизмы. Но есть и существенные отличия в подходах к правовому регулированию, например, в их гибкости и дифференцированности, а также в степени детализированности, подробности правового регулирования. В статье анализируется понятие «отходы» и их классификация в законодательстве Чешской Республики и Российской Федерации. Сравниваются основные инструменты правового регулирования в области обращения с отходами в Чешской Республике (каталог отходов, специальный режим для опасных отходов, юридические обязанности, разрешения и заключения, менеджер по управлению отходами, планы по управлению отходами, экономические средства, требования по ликвидации объекта размещения отходов, специальные правила для экспорта, импорта и транзита отходов, требования по ведению учета и отчетности, санкции) с аналогичными механизмами в Российской Федерации. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, например, в части внедрения региональных и муниципальных планов по обращению с отходами, создания финансовых фондов, направленных на обеспечение консервации и ликвидации объектов размещения отходов. Область применения результатов: нормативно-правовое регулирование и государственное и муниципальное управление в области обращения с отходами.
Рогожкина Т.В. - Определение предназначения экологических нормативов на примере норм законодательства Республики Беларусь и других государств c. 903-907

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65904

Аннотация: В статье рассматриваются цели экологического нормирования – одного из значимых элементов правового механизма охраны окружающей среды. Определяется предназначение экологических нормативов, обусловленное целями экологического нормирования. Анализ проводится на основании положений Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», Федерального закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды», модельного Экологического кодекса для государств-участников Содружества Независимых Государств, модельного закона «Об экологической безопасности», Кодекса об окружающей среде Франции, экологического права Республики Беларусь, Российской Федерации, Индии и США. При написании статьи использовались общенаучные методы и специальные методы, присущие правовым наукам, – сравнительно-правовой и правового моделирования. Излагаются теоретические выводы, необходимые для дальнейшего формирования концепции экологического нормирования, развития правового регулирования в направлении повышения роли экологического нормирования в реализации экологических прав граждан. Так, в ряду экологических нормативов предлагается выделять экологические нормативы, предусматривающие параметры воздействия факторов окружающей среды на человека.
Чуйко Н.А. - Влияние права Всемирной торговой организации на регулирование безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации c. 908-915

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65905

Аннотация: Нормы права Всемирной торговой организации, регулирующие функционирование международной торговли, оказывают серьезное влияние почти на все экономические и правовые сферы ее государств-членов, в следствие которого они изменяют и дополняют внутреннее законодательство, унифицируя и гармонизируя его. Сложность системы права ВТО также усиливается отсылками к другим международным актам, в том числе стандартам, разрабатываемым Комиссией Кодекс Алиментариус. Особую роль играет и механизм разрешения споров. Все это создает предпосылки для развития нового направления в правовом регулировании вопросов, связанных с обеспечением безопасности пищевых продуктов. С одной стороны, ВТО трансформируется в более прогрессивную организацию с точки зрения понимания влияния международных экономических отношений на безопасность продуктов питания. С другой стороны, автором отмечаются недостатки правового регулирования в данной сфере и рассматриваются дополнительные меры, которые требуется принять как на международном, так и на национальном уровне с целью обеспечения надлежащего уровня безопасности пищевых продуктов в условиях членства России в ВТО.
Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. - Обзор работы XIX Международного конгресса сравнительного права c. 916-933

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65906

Аннотация: Настоящая статья представляет собой обзор отдельных семинаров (сессий) и обсуждений состоявшихся на XIX Международном конгрессе сравнительного права, проходившему в Вене 20-26 июля 2014г. На конгрессе обсуждался самый широкий спектр проблем сравнительного права. Обзор позволяет увидеть наиболее важные проблемы, стоящие перед современным сравнительным правоведением, а также получит представление об основных тенденциях и направлениях развития ученой мысли в области сравнительно правоведения. В качестве отдельных тенденций авторы отмечают общую тенденцию гуманизации права, с одной стороны и конституционализации частного права. В качестве отельной темы на Конгрессе обсуждались проблемы эволюции правовой системы в странах Восточной Европы, недавно принятых в ЕС. Вопросы регулирования финансовых рынков и построения нового проекта «юриспруденции финансов также рассматривались на Конгрессе. Влияния коррупции на частные контракты, новые формы противодействия коррупции, такие как изъятие неправомерно полученных доходов (disgorgement of profits), проблема защиты сигнальщиков (whistleblowers), являлись предметом обсуждения на Конгрессе. Большой интерес вызвали проблемы разрешения споров как в государственных юрисдикционных органах, как и в органах международного коммерческого арбитража. Общие выводы по итогам Конгресса сформулированы авторами в завершении обзора.
Левоненкова Т.А. - Обзор работы научно-практической конференции «Органы государственной власти и местного самоуправления в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций» c. 934-945

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65907

Аннотация: Информационный обзор научно-практической конференции, в ходе которой обсуждались пути совершенствования системы управления и правового регулирования в сфере гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время; рассматривались задачи по обеспечению безопасности страны, общества, граждан, а также актуальные вопросы правоприменительной практики относительно реализации полномочий органами государственной власти и местного самоуправления; состоялся обмен мнениями о современных мерах по повышению способности государства противостоять внешним и внутренним угрозам. методологическую основу составила совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод; использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (сравнительно-правовой метод, метод правового моделирования, метод системного толкования правовых норм). по итогам работы научно-практической конференции участниками были приняты рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное и военное время.
Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М., Демина А.Н. - Аналитический обзор докладов и заключений, принятых на 100-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) c. 946-953

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65908

Аннотация: В статье представлена краткая информация о 100-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы), на которой был принят ряд заключений по законодательствам стран – членов Венецианской комиссии.
Конституционное право
Ившина И.Н. - Федерализация государств в различных правовых системах: общее и особенное c. 789-796

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65889

Аннотация: Предметом данного исследования является историко-правовой опыт учреждения федеративной формы государственно-территориального устройства (федерализации) более чем в пятидесяти государствах, принадлежащих к различным правовым системам мира. Более половины этих государств являются федерациями в настоящее время. Были исследованы предпосылки и причины, процесс федерализации, комплекс конституционно-правовых норм, закрепивший основы федерализма в федерациях англо-американской, романо-германской (в том числе латино-американской и бывшей социалистической), а также мусульманской правовых систем. В рамках целостно-системного подхода применены сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-юридический методы, методы системного анализа и многофакторного детерминизма в сочетании с принципом историзма. В результате исследования выделены особенности федерализации государств каждой правовой системы, а также общие черты федерализации любого государства, безотносительно принадлежности к какой-либо правовой системе. К последним относятся: необходимость наличия комплекса предпосылок, сложившихся в разных сферах общественных отношений; наличие объективных причин федерализации; прохождение трех обязательных стадий федерализации: протофедерализма; конституционного закрепления федеративного устройства,способов согласования интересов и правовых механизмов разрешения споров, гарантий целостности федерации, учреждения институтов федеральной государственности на основе вступившей в силу писаной федеральной конституции.
Остапович И.Ю. - «Позитивное» нормотворчество в практике органов конституционного контроля России и зарубежных стран c. 797-804

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65890

Аннотация: В статье анализируется законодательство и доктрина Российской Федерации, а также зарубежных стран в области «позитивного» нормотворчества осуществляемое органами конституционного контроля. В ряде стран роль органа конституционного контроля как «позитивного» законодателя не предусмотрена (Австрия). Отмечается, что спецификой в рассматриваемой сфере отличаются исламские государства. В исследуемой сфере интересны положения о Конституционном суде Хорватии, Румынии, Сербии. Кроме всего в статье анализируются особенности правового регулирования конституционного контроля в азиатских государствах, на примере которых можно увидеть либо рецепцию австрийской модели (с категорическим отрицанием роли судебного прецедента, например в Узбекистане, Таджикистане), либо практическое ограничение полномочий вопросами отстранения от должности высших должностных лиц (Монголия, Тайвань) либо вообще полное отсутствие специального органа как такового с возложением контрольных функций на орган законодательной власти (Китай, Вьетнам, Туркменистан). для раскрытия обозначенной проблемы при исследовании используется сравнительно-правовой метод, а также метод системного анализа законодательства Комплексный анализ обозначенной проблемы исследуется впервые. Анализ российского и зарубежного опыта «позитивного» нормотворчества в практике органов конституционного контроля позволяет сделать следующие выводы. В России орган конституционного контроля может выполнять функцию «негативного» законодателя, «позитивного» законодателя, а равно в его деятельности могут смешиваться эти начала. В большинстве стран, где используется судебный конституционный контроль, суды не выступают в качестве «позитивного» законодателя, хотя соответствующее решение, которым положение закона признано противоречащим Конституции, становится общеобязательным. Решение может быть применено в дальнейшем при рассмотрении аналогичного дела, но не подменяет собой закон. В странах, в которых функционируют квазисудебные органы конституционного контроля, деятельность «позитивного» законодателя осуществляется ограниченно и как правило в результате предварительного конституционного контроля.
Гончаров В.В. - Эффективность формирования и функционирования исполнительной власти в Беларуси: конституционно- правовой анализ c. 805-810

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65891

Аннотация: В настоящей статье проведено исследование оценки эффективности формирования и функционирования системы исполнительной власти на примере Республики Беларусь. Отмечается, что существование эффективной и централизованной системы государственного управления является необходимым условием сохранения страной своего государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности. Автор выделяет ряд основных критериев оценки эффективности формирования и функционирования системы исполнительной власти в отдельно взятом государстве на основе анализа различных показателей правового, политического и социально-экономического характера. В статье обосновывается, что в Республике Беларусь (одном из немногих государств, образовавшихся на территории бывшего СССР) достигнуты достаточно крупные успехи в построении эффективной системы исполнительной власти, что подкрепляется рядом критериев оценки эффективности формирования и функционирования системы исполнительной власти в данной стране. Вместе с тем, в работе проводится анализ ряда современных внутренних и внешних проблем в формировании и функционировании системы исполнительной власти в Республике Беларусь. Автор считает, что для их разрешения следует осуществить ряд последовательных мероприятий политико-правового и социально-экономического характера.
Миц Д.С. - Защита конституционного строя государства: международные и конституционно- правовые вопросы c. 811-818

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65892

Аннотация: Предметом работы является законотворческий опыт некоторых государств, регулирующие отношения в области защиты конституционного строя, решения судебных органов, международные правовые акты. Целью работы являются выявление, научное осмысление и анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных ценностей защиты от противоправных посягательств на конституционный строй отдельных государств. Для достижения цели работы использовались следующие методы исследования: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Автором обобщен зарубежный опыт реализации конституционных ценностей отдельных иностранных государств защиты от противоправных посягательств на конституционный строй. Ряд положений данной работы могут быть учтены в практической деятельности правоохранительных органов. Статья посвящена анализу концептуально-доктринальных, конституционно-правовых вопросов в сфере защиты конституционного строя государства и особенностей ее нормативной правовой реализации.
Сонин В.В. - Укрощение «троянского коня»: избирательные фильтры на выборах главы администрации Гонконга c. 819-826

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65893

Аннотация: На протяжении всей истории колониального Гонконга должностные лица государственных органов в нем назначались британским правительством. Накануне восстановления китайского суверенитета были введены выборы как гарантия сохранения экономического и социального устройства Гонконга. Проводимая в настоящее время избирательная реформа предполагает введение прямых выборов Главы администрации с 2017 г. Планируется применение «избирательных фильтров»: номинационной коллегии, выдвигающей кандидатов, и права центрального правительства назначить избранного кандидата на должность, которые и являются предметом исследования. В работе проведен сравнительный анализ элементов избирательного права колониального Гонконга и Специального Административного Района Гонконг (КНР). В российский оборот введена современная китайская и англоязычная литература по проблеме всеобщих выборов в Гонконге. Анализ истории избирательной системы Гонконга и причин избирательной реформы говорит об адекватности проектируемых институтов местной электоральной и политической культуре в ее взаимосвязи с общенациональной политической системой и правопорядком.
Теория и методология сравнительного правоведения
Лафитский В.И. - Универсальные законы развития права c. 827-831

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65894

Аннотация: Статья посвящена анализу универсальных законов развития, определяющих жизнь природы и права. Первый закон – закон выживания более прочных и стабильных формаций. История знает много примеров столкновений сообществ или семей права. Одним из самых драматичных стало крушение еще недавно казавшейся незыблемой социалистической системы права, не выдержавшей столкновения с более мощной западной традицией права. Второй универсальный закон – сохранение многообразия жизни природы и права. Какой бы силой ни обладали процессы глобализации, право сохраняет разнообразие и определенный баланс своих форм. Право современного мира формировалось в рамках разных систем религиозно-правового или этико-правового мировоззрения и сохраняет их основные черты. Так, право государств Европы, Северной и Южной Америки следует в основном в русле христианских ценностей свободы, а право большей части государств Западной Азии и Северной Африки – в соответствии с исламскими заповедями социального единства. В Монголии, Непале, Бутане, Шри-Ланке, ряда других государств – право развивается в системе буддийских представлений о праведной жизни, а законодательство Китая – на основе конфуцианских начал гармонии мира. Такие фундаментальные ценности права действуют вне зависимости от их признания государством, степени отражения в законодательстве, роли церкви в общественной жизни, предопределяя различия правовых сообществ современного мира. Полное их исчезновение невозможно. Они сохранятся если не в законодательстве, то в других измерениях права: в правовых обычаях и традициях, в правовой идеологии и правовом сознании. Третий универсальный закон жизни природы и права – это неуправляемость рожденных в них стихий. Законы редко действуют так, как задумывали их авторы. Государство и гражданское общество, международные сообщества, природные явления по-своему разворачивают течение их жизни, доказывая недальновидность одних либо бессилие других законодателей. Четвертый универсальный закон, присущий законам природы и права – постоянная их эволюция, появление новых их форм под воздействием разнообразных и постоянно меняющихся условий жизни. Необходимо постоянная адаптация правовых систем и, вместе с тем, сохранение их стабильности, как условие выживания в конкурентной борьбе за правовое пространство современного мира.
Карпенко К.В., Евменьева А.Д. - Особенности действующего религиозно-правового режима в Эльзасе и Лотарингии c. 832-845

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65895

Аннотация: В статье рассматриваются особенности применения в современной Франции принципа светского государства и связанного с ним принципа свободы совести.Авторы подробно анализируют режим религиозной исключительности, исторически сложившийся в регионе Эльзас-Мозель, где до сих пор действует Конкордат Наполеона Бонапарта 1801 г. В статье рассматривается административное устройство четырёх официально признанных исповеданий, а также специфика правового статуса местного населения в области образования и трудового законодательства. На примере Франции авторы описывают возможности практической реализации конституционного принципа светского государства, характеризуют соотношение указанного принципа с известным в теории права режимом правовых исключений, а также затрагивают вопрос толкования нормативных актов и допустимых пределов такого толкования. Помимо прочего, статья дает наглядное представление о той роли, которую играет во Франции конституционный контроль в лице Конституционного совета в деле толкования законодательных актов и формирования политико-правовой реальности Пятой Республики. Представленное исследование опирается на диалектический метод познания, позволяющий раскрыть явления правовой действительности в единстве противоположностей. В статье также применяется формально-юридический метод, историко-правовой метод и метод системно-структурного анализа. Новизна проведённого в настоящей статье исследования заключается в том, что авторы рассматривают и анализируют малоизученную в российской науке конституционного права проблему соотношения принципа светского государства и официально признанных религиозных учений. Выбор в качестве страноведческого объекта исследования Франции обусловлен практически полным отсутствием в отечественной науке работ, посвящённых вышеотмеченной проблематике. Новыми являются также выводы авторов о том, что теоретическим обоснованием отсутствия принципа светского государства в Эльзасе и Лотарингии выступает категория правовых исключений, которые позволяют согласовать между собой общенациональные и региональные интересы.
Международное и европейское право
Шрам В.П. - Проблемы и перспективы присоединения Республики Сербия к Европейскому союзу c. 846-850

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65896

Аннотация: В статье освещаются актуальные проблемы и перспективы присоединения Сербии к Европейскому союзу. Проводится анализ проблем имплементации правовых норм и стандартов ЕС в национальное законодательство Сербии. Особое внимание автор обращает на трудности согласования понятийного аппарата Сербии и ЕС. Данная статья включает анализ взаимоотношений Сербии с Международным трибуналом по бывшей Югославии и Международным уголовным судом. Рассматривается позиции политического руководства Сербии в связи с требованиями Европейского союза о необходимости признания независимости Косово как одного из условий присоединения Сербии к Европейскому союзу. При написании настоящей статьи использовались различные методы научного познания, необходимые при проведении исследования такой проблемы, как европейская интеграция и перспективы ее развития. В их числе диалектический метод, метод системного подхода, метод комплексного анализа, метод сравнительного правоведения, историко-правовой метод, метод социологических исследований. Анализ проблем и перспектив присоединения Сербии к Европейскому Союзу невозможно понять и описать без системного анализа комплекса возникающих отношений и без сравнительно-правового анализа основных тенденций развития интеграционных процессов. Анализ социально-экономических и правовых аспектов интеграционных процессов европейских стран в рамках Европейского Союза приобретает особую актуальность на современном этапе. В этом плане большой научный и практический интерес имеет исследование проблем и перспектив присоединения Сербии к Европейскому Союзу. Заслуживает внимания проблема имплементации правовых норм и стандартов Европейского Союза в национальное законодательство Сербии, что является необходимым условием соответствия правовой системы Сербии правовым стандартам ЕС. Особенно остро стоит проблема территориальной целостности Сербии в связи с выходом из ее состава Косово и требованием Европейского Союза о необходимости признания независимости Косово как одного из условий присоединения Сербии к данной международной организации.
Власова Н.В., Залоило М.В. - Конкретизация положений директив ЕС в законодательстве государств-членов ЕС c. 851-857

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65897

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы конкретизации юридических норм в рамках интеграционных объединений (Европейского Союза), условием которой выступает гармонизация национального права государств-членов. Авторы на примере правового регулирования отношений агентирования выделяют варианты конкретизации директив в национальном законодательстве государств-членов ЕС, в числе которых: внесение изменений в имеющиеся юридические нормы действующих нормативных правовых актов; дополнение действующих нормативных правовых актов новыми юридическими нормами; принятие нового специального нормативного правового акта в данной сфере. К основаниям для конкретизации директивы ЕС в национальном законодательстве авторы относят: использование в директиве уточняющих формулировок «например», «в частности»; включение в директиву альтернативных вариантов правового регулирования, один из которых государства обязаны закрепить в своем законодательстве; включение в директиву управомочивающей формулировки «могут», предполагающей возможность установления дополнительных правил в национальном законодательстве. При написании статьи использовалась совокупность методов познания, основу которых составили систематический и диалектический подходы. Авторы обращались к общенаучным приемам (анализ, синтез, индукция, дедукция). Применялись специально-юридические методы познания: формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный. Авторами сформулированы следующие выводы: посредством конкретизации директив в национальном регулировании общественных отношений в государствах-членах ЕС принимаются новые юридические нормы, дополняющие и развивающие нормы директивы в заданном ею направлении с соблюдением предписанных рамок и пределов, а также восполняются пробелы; необходимо соблюдать пределы конкретизации директив, в первую очередь те, которые относятся к содержательной части конкретизирующих норм, определяемых объектом и объемом правового регулирования.
Привалова В.Ю. - Имплементация международных антикоррупционных требований в российское законодательство c. 858-864

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65898

Аннотация: Предметом исследования является система международных и внутренних правовых актов, регламентирующих процесс имплементации международных антикоррупционных требований в российское законодательство, средства борьбы с коррупцией, (в том числе, административно-правовые средства предупреждения коррупции в муниципальных органах и органах государственной власти), международные индексы измерения коррупции, схемы для оценки состояния дел в государственной антикоррупционной политике, стандарты измерения коррупции, реализация введения национального института противодействия незаконному обогащению, вытекающая из положений Конвенции ООН против коррупции. В исследования задействованы методы, в число которых входят: сравнительно-правовой метод, метод нормативно-логического анализа. Поскольку проводится исследование проблемы имплементации международных антикоррупционных требований в российское законодательство, то совокупность указанных методов, позволяет раскрыть тему исследования. Кроме того, в исследовании используется системный и комплексный подход. Научная новизна ис следования обусловлена отсутствием в юридической науке компаративных исследований проблемы имплементации международных антикоррупционных требований в российское законодательство. Новизне результатов способствует комплексный характер исследования: объектом исследования являются не только международные, но и российские антикоррупционные документы. Делается вывод о не обходимости дальнейшей разработки указанной проблемы с учетом положительного зарубежного антикоррупционного опыта в части разработки специального индекса восприятия коррупции (особенно в органах государственной власти) и приведения отечественной антикоррупционной терминологии в соответствие с международными антикоррупционными актами.
Лукьянова В.Ю. - Правовой статус Евразийской экономической комиссии c. 865-875

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65899

Аннотация: Статья посвящена изучению того, как меняется правовой статус Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе. Проанализировав представленные современной правовой наукой подходы к исследованию правового статуса коллективных субъектов, автор пришел к выводу о необходимости исследовать три его элемента: целевой, структурно-организационный и компетенционный. В соответствии с этой логикой в статье исследуются цели функционирования Евразийской экономической комиссии, ее структура, функции и полномочия, установленные Положением о Евразийской экономической комиссии и иными нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. При исследовании структуры ЕЭК особое внимание уделено характеристике правового статуса международных чиновников, которым наделяются члены Коллегии ЕЭК, а также должностные лица и сотрудники ее департаментов, в целях обеспечения наднационального характера деятельности ЕЭК, ее независимости. В рамках исследования компетенционной составляющей правового статуса ЕЭК автором выявлены и проанализированы несколько категорий выполняемых Комиссией функций и полномочий. Это полномочия по обеспечению выполнения международных договоров Евразийского экономического союза и иных международных правовых актов, составляющих право Союза, полномочия по обеспечению деятельности Союза и его органов управления, а также полномочия по принятию правовых актов. Изучению того, как изменились нормотворческие функции ЕЭК в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, в статье уделяется большое внимание. Исследованы виды актов, принимаемых Евразийской экономической комиссией, а также положения конституций государств – участников Евразийского экономического союза, устанавливающих принципы действия нормативных правовых актов во времени и определяющих роль и место юридически обязательных решений ЕЭК в национальной правовой системе. На основе анализа действующей международно-правовой и внутригосударственной нормативной правовой базы высказаны предложения и рекомендации, направленные на повышение эффективности осуществления ЕЭК возложенных на нее полномочий.
В.И. Лафитский, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов - Проект Конвенции Организации Объединенных Наций по предупреждению и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф c. 876-883

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65900

Аннотация: Инициативный проект Конвенции Организации Объединенных Наций по предупреждению и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф подготовлен В.И. Лафитским, А.А. Каширкиной, А.Н. Морозовым в рамках выполнения Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по заказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) научно-исследовательской работы, посвященной совершенствованию нормативно-правового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проект Конвенции ООН по предупреждению и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф призван восполнить пробел в универсальном международно-правовом регулировании таких вопросов, как принципы сотрудничества государств в сфере предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных катастроф, взаимодействие в подобных ситуациях компетентных органов, порядок обмена информацией, права и обязанности принимающего и направляющего помощь государства, порядок направления запросов об оказании помощи и другие. Особое место в проекте Конвенции ООН отведено мерам по расширению возможностей предупреждения стихийных бедствий, техногенных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий как на национальном уровне, так и на международном уровне с использованием потенциала не только публично-правовой, но и частноправовой сфер. Проект Конвенции ООН основывается на общепризнанных принципах международного права, в том числе, принципах суверенного равенства и территориальной целостности государств, принципе невмешательства во внутренние дела других государств, принципе уважения и защиты прав и свобод человека.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.