по
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О защите авторских прав > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law" > Содержание № 03, 2015
Выходные данные сетевого издания "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law"
Номер подписан в печать: 1-12-2015
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор:
ISSN: 1991-3222
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 03, 2015
Хабриева Т.Я. - Современное правотворчество и задачи юридической науки c. 351-359

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66808

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных векторов развития современного правотворчества. Анализируются стоящие в настоящее время перед юридической наукой задачи в сфере правотворчества. Раскрываются общие закономерности правового развития, в том числе подвижность границ между отраслями, изменение функций классических отраслей права, экспансия международного права и т.д. В числе задач современной юридической науки рассматриваются также научное обеспечение систематизации права и разработка стандартов правотворчества. Отмечается, что в зарубежной практике наряду с традиционными подходами к систематизации активно внедряются новые формы инкорпорации и консолидации нормативных правовых актов, неофициальная систематизация. Акцентируется внимание на важности единообразного, стандартизированного подхода к разработке и оформлению нормативных правовых актов. Подчеркивается необходимость бережного сохранения научного наследия и его развития в русле современных тенденций. Проводится ретроспективный анализ научных изысканий, предвосхитивших современные разработки в сфере правотворчества. Отмечается важность научных исследований, нацеленных на прогнозирование правовых ситуаций и рисков; особое внимание уделено научным трудам Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации – концепциям развития законодательства, придающим новый импульс разработке законодательных инициатив. Исследуются вопросы расширения инструментария правотворческой деятельности, подчеркивается востребованность идей психологического и экономико-правового направлений правоведения. Отмечается значимость синтеза научно-правовых идей для развития правотворческой деятельности.
Яковлев В.Ф. - Правовая наука и модернизация Гражданского кодекса Российской Федерации c. 360-362

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66809

Аннотация: Юридическая наука, законотворческий процесс и правоприменительная практика не только взаимосвязаны, но и активно взаимодействуют друг с другом. Наука гражданского права оказывает комплексное воздействие на законотворческий процесс на всех его этапах и стадиях. В частности, наука гражданского права осуществляет функции моделирования, прогнозирования, обоснования эффективности и своевременности законодательных новелл в формировании источников и системы гражданского законодательства. Осуществляя функции прогнозирования и моделирования, потенциал и инструментарий науки гражданского права был использован при подготовке законодательных новелл корпоративного, исключительного, вещного и обязательственного права, в том числе при последних изменениях ГК РФ, что подтверждает значимость и востребованность юридических исследований в свете текущих законодательных преобразований. Активное и непрерывное взаимодействие законотворческого процесса и науки гражданского права подтверждается текущей деятельностью Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, к задачам которого отнесена экспертная деятельность законопроектов в области гражданского права и определение стратегии дальнейшего развития национального гражданского законодательства с учетом гармонизации гражданского законодательства в странах Европейского Союза.
Третьяк Н.В. - Правовое регулирование научной деятельности: проблемы и пути решения c. 363-366

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66810

Аннотация: Исходя из особенностей современности, требующих высокого качества в управлении социальными процессами, автор рассматривает вопросы развития интеллектуального потенциала, подготовки научных кадров как важный элемент научной, научно-технической и инновационной политики Российской Федерации. Качественное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, связывается в статье с разработкой нового системообразующего акта в сфере науки. В рамках подготовки концепции и проекта данного акта необходимо, прежде всего, разработать понятийный аппарат будущего закона (первостепенное внимание уделяя формализации такого многогранного понятия как научное творчество, содержанию научно-технической, научно-экспертной, просветительской и инновационной деятельности), сформулировать принципы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, определить основные положения государственной политики, в том числе направленные на сохранение и активное развитие международного сотрудничества в области науки и высоких технологий. Правовой статус ученого, государственные гарантии его деятельности и меры социальной поддержки, формы государственного и общественного признания достижений, деятельность научных коллективов рассматриваются в статье, как центральное звено нового закона и в связи с этим предлагается сделать эти вопросы предметом наиболее пристального внимания, наиболее широкого и разностороннего обсуждения.
Федоров А.В. - Международно-правовое регулирование вопросов уголовной ответственности юридических лиц c. 367-381

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66811

Аннотация: В статье рассматриваются положения международных договоров, предусматривающие установление уголовной ответственности юридических лиц странами – их участниками. При этом обращается внимание на истоки международных договоров, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц, указывается, что принятию таких международных договоров предшествовало установление уголовной ответственности юридических лиц в ряде государств, в которых применение этого института показало свою эффективность. Приводится классификация таких договоров. Отмечается актуальность рассмотрения вопроса об учете международных требований о введении уголовной ответственности юридических лиц в связи с рассмотрением Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 750443-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». Анализируются основные положения международных договоров, относящиеся к уголовной ответственности юридических лиц, в числе которых выделяются: фиксация перечня преступлений, за совершение которых возможно установление уголовной ответственности юридических лиц; указание на конкретные обстоятельства, позволяющие считать юридическое лицо субъектом уголовной ответственности или определять, что преступление совершено юридическим лицом (при его участии); определение подходов к установлению вины юридического лица; перечень наказаний (санкций), которым смогут быть подвергнуты юридические лица; требование о применении в отношении юридических лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие санкций, включая денежные санкции; а также констатация того, что привлечение к ответственности юридического лица не должно наносить «ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступление».
Бусурманов Ж.Д. - Евразийская декларация прав человека и народов – поиск разрешения межцивилизационных противоречий XXI века c. 382-388

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66812

Аннотация: В условиях проявляющегося кризиса в области демократии и прав человека на планетарном уровне, Евразийская концепция прав человека и Евразийская декларация прав человека и народов как особое видение, взгляд на эти проблемы, могут привнести свою лепту в разрешение назревающих конфликтов посредством продвижения к всеобщему, универсальному через признание и уважение многообразия, уникальности, идентичности народов и их государственностей. Теоретико-идеологической основой Евразийской декларации является Евразийская концепция прав человека, утверждающая, что соблюдение основных прав и свобод человека предполагает помимо прав и свобод, обязательность взаимных обязанностей и ответственности между людьми, обществом и государством. Только наличие баланса интересов между этими субъектами способствует реальному осуществлению как индивидуальных, так и коллективных прав и свобод.
Капустин А.Я. - Юридическая наука и формирование миропорядка нового тысячелетия c. 389-396

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66813

Аннотация: В статье рассматриваются основные особенности науки современного международного права, ее природа и функции в международном сообществе государств в условиях формирования миропорядка XXI века. Рассматривается роль и влияние традиционных центров развития науки (университетов, научных исследовательских организаций), а также относительно новых участников, инициирующих развитие международно-правовых исследований (международных межправительственных и неправительственных организаций, профессиональных объединений научных работников) на развитие современной науки международного права и ее структурирование (на научные школы или доктрины). Подробно анализируется предмет науки международного права. В результате формулируется предложение включать в него не только собственно международно-правовые нормы (договорные или обычно-правовые), но и иные факты международной (акты международных организаций и международных конференций, включая акты «мягкого права» и программные нормы, правоприменительные акты, включая дипломатическую переписку, решения международных судебных и квазисудебных органов, акты МНПО) или национально-правовой действительности (законодательство и правоприменительную практику). Автор выдвигает идею, что и науковедение, то есть изучение доктрин международного права, также относится к предмету его науки. Отмечается влияние переходных период в развитии международных отношений на рост нигилистического восприятия международного права. Наряду с этим затрагиваются подходы к определению и признанию науки как источника международного права. Делается вывод, что в современных условиях значение международно-правовой науки как способа познания международного права и на этой основе расширения ее влияния на международную правотворческую и правоприменительную деятельность возрастает.
Мамцев Г.Э., Лещенков Ф.А., Алимов Э.В. - Правотворчество и юридическая наука: современные проблемы (Обзор работы Десятой международной школы молодых ученых-юристов) c. 397-404

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66814

Аннотация: 3-4 июня 2015 года в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации прошла юбилейная X Международная школа-практикум молодых ученых-юристов «Правотворчество и юридическая наука: современные проблемы». В работе школы-практикума молодых ученых-юристов приняло участие более 520 человек, представляющих ведущие научные и образовательные центры, различные органы публичной власти и бизнес-сообщества из Российской Федерации и многих зарубежных государств. Главное направление работы участников данного научно-практического мероприятия было направлено на совершенствование правотворческого процесса на национальном уровне. Это необходимо как для повышения значимости принимаемых нормативных правовых актов и эффективности правоприменения, так и для развития правового государства.
Богдановская И. Ю. - Законотворческий процесс в странах «общего права»: сравнительные аспекты c. 405-413

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66815

Аннотация: Страны «общего права», традиционно рассматриваемые как страны прецедентного права, в настоящее время отличаются ростом удельного веса законов (статутов). Данный процесс актуализирует проблему эффективности законотворческого процесса. В статье отмечается, что в зарубежной правовой науке сформировалось такое направление, как легистика, направленное на разработку теории законодательства и критериев его эффективности. В статье анализируются особенности законотворческого процесса в странах «общего права». Несмотря на принадлежность к одной правовой семье, указанные страны различаются по форме правления, что дает возможность проследить общее и особенное в законотворческом процессe в парламентской монархии и президентской республике, особенности взаимодействия правительства и парламента в законотворческом процессе в данных формах правления. Отмечается высокая степень централизации законотворческого процесса в Великобритании и в странах, воспринявших британские традиции. В таких странах роль лоббизма неизбежно отличается от роли и форм лоббизма в США. Особое место в законотворческом процессе занимает стадия рассмотрения проектов в парламенте. В статье анализируется соотношение стадий законодательного процесса, голосование депутатов в зависимости от партийной дисциплины. Делается вывод о различиях моделей рассмотрения биллей в законодательных органах в зависимости от формы правления и их эволюции. Принцип парламентского верховенства, воспринятый в странах «общего права» с парламентской формой правления, обусловил большую роль законодательного органа в законотворческом процессе, в то время как в США – стране с президентской формой правления роль законодательного органа менее активна. Вместе с тем, как показывает практика, обе модели стали развиваться в противоположных от изначальных направлениях. Жесткий принцип разделения властей способствовал укреплению позиций законодательного органа, в то время как в странах с парламентской формой правления роль парламента снизилась. Сочетание нормативистского и социологического подхода дает возможность автору комплексно проанализировать законотворческий процесс, раскрыть соотношение законодательно установленной модели и социального содержания, выяснить, насколько такая модель способна эффективно регулировать социальные интересы, складывающиеся вокруг законопроекта.
Пилипенко А.Н. - Франция: граждане как объект публичного контроля c. 414-421

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66816

Аннотация: В статье рассматриваются угрозы правам и свободам личности, порожденные научно-техническим прогрессом. Одним из многих вопросов, потребовавших законодательного регулирования, стал контроль за использованием информации о личности, против злоупотребления данной информацией. Влияние информатизации на правовое положение личности становится очевидным для специалистов, в том числе и для юристов, по мере распространения электронно-вычислительной техники. К середине 70-х годов прошлого века западные страны встали перед необходимостью законодательного регулирования вопросов, связанных с применением ЭВМ при обработке информации о гражданах. Принятие соответствующего законодательства практически во всех развитых странах свидетельствует о стремлении государства поставить под свой контроль негативные процессы, вызванные научно-техническим прогрессом. История принятия и развития французского законодательства проходит в русле общих целей и задач, с которыми столкнулся зарубежный законодатель в этой области. На основе анализа французского законодательства «об информатике и свободах» автор делает вывод, что государство не устраняет причин ограничений прав и свобод, а лишь фиксирует пределы этих ограничений, пытаясь поставить под свой контроль негативные последствия внедрения в современную жизнь новейших технических средств и технологий. В этом контексте показательно усиление контрольной функции Национальной комиссии по информатике и свободам, получившей в 2000-е годы значительные полномочия по расследованию нарушений законодательства о персональных данных. На фоне очевидной «деприватизации» жизни человека, рассматривается эволюция права на частную жизнь, возможности и пределы законодателя защитить право на приватность в условиях электронного контроля, приобретающего тотальный характер.
Чернухина Л.С. - Парламентские комитеты: виды, полномочия и порядок деятельности (опыт Канады) c. 422-427

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66817

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации и деятельности парламентских комитетов Канады. Автор приводит классификацию комитетов в зависимости от срока действия и их состава, анализирует нормативно-правовую базу, являющуюся основой для функционирования комитетов Парламента, проводит сравнительный анализ полномочий постоянных и специальных комитетов и подчеркивает важность распространения действия привилегий и иммунитетов на деятельность парламентариев в ходе работы в комитете. Автором признается особая значимость гарантирования таких привилегий и для лиц, вызываемых в заседания комитетов в качестве свидетелей. Приводятся примеры из судебной практики по делам, затрагивающим вопросы привилегий и иммунитетов. На основании проведенного анализа судебных решений автор приходит к выводу, что рассматриваемые иммунитеты и привилегии являются действенным и универсальным средством гарантии защиты, как парламентариев, так и приглашенных на заседания комитетов лиц (лишь дважды за историю существования Парламента ходатайства судебных органов об отказе от привилегии свободы слова были удовлетворены Палатой Общин). Далее автор резюмирует, что процедурные аспекты деятельности комитетов практически не зависят от вида комитета и устанавливаются Регламентом Палаты Общин, постановлениями Палаты, а также внутренними правилами отдельно взятого комитета. Проводится детальный анализ хода рассмотрения дел в комитетах. Особое внимание уделено опросу свидетелей и предоставлению документальной информации. Автор приходит к выводу, что работа комитетов являет собой эффективный механизм динамичного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию Парламента. Автор полагает, что опыт организации процедурных аспектов деятельности парламентских комитетов Канады, может быть полезен при выработке более эффективных механизмов деятельности российских законодательных органов власти как федеральных, так и региональных.
Терновая О. А. - Публичные компании в странах Европейского союза и публичные общества в России c. 428-433

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66818

Аннотация: Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования деятельности публичных компаний в странах Европейского союза и публичных обществ в России. В работе раскрывается понятие «компания», применяемое в странах Европейского союза, а также показаны отличия между публичными и частными компаниями. Рассмотрен правовой статус публичных компаний в странах – участницах Европейского союза англо-американской системы права (Великобритании, Ирландии) и публичных акционерных обществ в континентальной системе права (Франции, Швейцарии). Отмечается влияние европейских Директив на формирование национального корпоративного законодательства на примере Великобритании, Ирландии, Франции, Финляндии. Важным аспектом исследования является также соотношение императивного и договорного подхода к управлению акционерными обществами, акции которых котируются на бирже. Если в англо-американском праве все предпринимательские корпорации подразделяются на публичные и частные, то в континентальном корпоративном праве такая классификация применяется только по отношению к акционерным обществам. Если общество имеет правовой статус «публичного акционерного общества», то к нему предъявляются более жесткие требования. В публичных акционерных обществах акции котируются на фондовых биржах, а участники таких обществ нуждаются в повышенной защите своих прав. В работе рассматриваются основания возникновения нового деления российских хозяйственных обществ на публичные общества и непубличные общества. Основная идея введения в российский Гражданский кодекс нового деления заключается в том, что непубличным обществам должна быть предоставлена значительная свобода внутренней организации, которая может быть установлена не только уставом, но и корпоративным договором. Законодательство о правовом регулировании деятельности российских публичных обществ аналогично опыту большинства стран Европейского союза и должно быть более императивным, по сравнению законодательством, регулирующим деятельность непубличных обществ.
Антонов В.Ф. - Применение доктрины добрых нравов в зарубежных правопорядках (социально-экономические аспекты) c. 434-439

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66819

Аннотация: В статье рассматриваются социально-экономические аспекты применения доктрины добрых нравов в современных правовых системах. На основе исторических источников проанализированы основные тенденции развития законодательства о добрых нравах в зарубежных правопорядках. Анализ правоприменительной практики показывает, что на основании доктрины добрых нравов разрешаются конфликты в современном акционерном, банковском, торговом праве, а так же в сфере обязательственных правоотношений. На примере конкретных законодательных актов показана эволюция теоретических воззрений, обеспечивающих применение доктрины добрых нравов в современных правовых системах. Несмотря на определенные законодательные трансформации добрые нравы по-прежнему остаются наиболее эффективным инструментом регулирования предпринимательской деятельности. Универсальность данного института объясняется его ориентированностью на традиционные критерии нравственности, проявляющиеся при вынесении конкретных судебных решений. Исторические документы свидетельствуют, что в период формирования капиталистических отношений добрые нравы сыграли решающее значение на пути противодействия негативным проявлениям расширяющегося капиталистического производства. В указанных случаях правовое регулирование осуществлялось посредством формирования соответствующих мотивационных механизмов, противодействующих негативному влиянию естественного стремления предпринимателей к получению имущественной выгоды. Анализ некоторых международных документов показывает, что большинство правоограничений в области международной торговли вытекают из общепризнанных принципов добросовестности, справедливости и других этических категорий, определяющих основополагающие критерии надлежащего поведения сторон при исполнении имущественных обязательств. Таким образом, добрые нравы изначально связывалась с честным ведением дел, необходимостью соблюдения социокультурных ограничений при исполнении гражданско-правовых обязательств. В зарубежных правовых системах добрые нравы ложились в основу разрешения имущественных конфликтов, обуславливаемых недобросовестной конкуренцией. Учитывая значительную условность правоограничений, связанных с определением границы недобросовестной конкуренции, законодатель опирался на сложившуюся практику честной торговли. В соответствии с традиционными представлениями конкуренция не должна перерастать в недобросовестные действия, сопряженные с использованием обманных и недозволенных приемов ведения бизнеса. Исходя из этого обстоятельства, изначально запрещались любые противоправные способы устранения участников рынка: посредством осуществления манипуляции с ценами, использования обманных приемов, предоставления недостоверной информации и пр.
Новикова Р.Г. - Цивилизационный подход как методологическая основа изучения исламской правовой системы c. 440-445

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66820

Аннотация: С учетом происходящих геополитических событий в современном мире развитие правовой науки требует применения различных методологических подходов и принципов, среди которых особо выделяется цивилизационный подход. Применение данного подхода позволит взглянуть на существующее разнообразие национальных правовых культур и выявить специфику национально-государственных образований. Цивилизационный подход подчеркивает особенности исламской правовой культуры, существование которой насчитывает четырнадцать веков. С учетом того, что ислам как религия имеет неразрывную генетическую связь с правом и, несмотря на исторически значимые изменения, такие как упразднение Османской империи в 1924 г., классические религиозно-правовые установки ислама продолжают оказывать значительное влияние на правовое пространство современных исламских государств. Немаловажным представляется то, что цивилизационный подход подчеркивает не только устойчивость правовых установок, но и позволяет выявить специфику исламской традиции на фоне заимствований исламскими государствами европейского опыта в сфере законодательства. Наглядно это проявляется в сфере правового регулирования финансовых правоотношений исламских стран на современном этапе. В связи с чем, применение цивилизационного подхода в качестве методологической основы изучения исламской правовой системы носит значимую актуальность при сравнительном исследовании отличных на первый взгляд цивилизаций Запада и Востока.
Доронина Н.Г. - Особенности правового регулирования экономической интеграции в странах Латинской Америки c. 446-454

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66821

Аннотация: В статье рассматриваются основные источники правового регулирования интеграции стран Латинской Америки, анализируется правовая основа экономической интеграции в этих странах на примере Андского общего рынка, а также прослеживается связь между сложившейся традицией правовой интеграции в регионе и современными формами экономической интеграции, объяснсется значение правовой доктрины, лежащей в основе унификации права стран Латинской Америки. Современные методы и формы правовой интеграции в странах Латинской Америки отчасти заимствованы из опыта европейской интеграции, обогащены местными концепциями и доктриной и направлены на решение внутренних проблем региона. Для экономической интеграции стран Латинской Америки характерным является усиление позиций национального предпринимательства, укрепление экономической основы государ¬ственного сектора, развитие сотрудничества между странами региона в форме многонациональных предприятий. Этому в немалой степени способствовало то, что в основе правового регулирования отношений с участием иностранцев было положено национальное право. Примером националистических позиций является доктрина Кальво, которая, возникнув в позапрошлом веке, продолжает оказывать свое влияние на внешнеэкономическую политику и в настоящее время. Особо выделяется роль правовой доктрины в достижении экономической интеграции, которая сложилась со времен борьбы за освобождение от колониальной зависимости в XIX веке и которая до сих пор служит цели защиты национальных интересов. Приверженность доктрине Кальво не препятствует следованию основного принципа интеграции стран Латинской Америки. Этот принцип сводится к простой формуле. В международном договоре закрепляется принцип разграничения законодательной компетенции участвующих в интеграции государств и предоставление государствам-участникам широких возможностей законотворчества и поиска наилучших форм правового регулирования. Различные варианты формулировки норм о юрисдикции можно найти во многих международных договорах, которые страны Латинской Америки заключали между собой с целью создания объединения (конфедерации) государств, основанной на защите суверенитета. Анализ международных договоров стран Южноамериканского континента, международно-правовых документов Андского общего рынка показывает, что в области международно-правового регулирования иностранных инвестиций правовая доктрина стран Андского общего рынка оказала влияние на формирование своих особенных принципов регулирования капитала, обеспечивших стабильность интеграционных процессов. В инвестиционной политике, лежащей в основе экономической интеграции, в качестве компромиссного решения допускается применение закрепленного в международных документах общего подхода к регулированию инвестиций. При этом в международных документах, относящихся к региональной интеграции, остается традиционный подход: разграничение законодательной компетенции участвующих в интеграции государств и предоставление государствам-участникам широких возможностей законотворчества и поиска наилучших форм правового регулирования.
Осминин Б.И. - Принятие и реализация международных договорных обязательств федеративными государствами c. 455-464

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66822

Аннотация: Если государство имеет федеративное устройство, его субъекты могут привлекаться к участию во внутригосударственных процедурах заключения договоров. Субъекты федерации могут оказывать прямое влияние, т.е. непосредственно участвовать во внутригосударственных процедурах, необходимых для заключения федеративным государством международных договоров. Они могут косвенно воздействовать на внутригосударственные процедуры через палату парламента, формируемую субъектами федерации, если ее согласие необходимо для заключения определенных договоров. Внутригосударственное право некоторых федеративных государств предусматривает, что их субъекты участвуют в процедурах, ведущих к заключению федеральным правительством международных договоров. В первую группу включаются государства, в которых существует требование проведения консультаций с субъектами федерации, если договор касается вопросов, отнесенных к их исключительному ведению, или если затрагиваются их интересы. В других странах не существует правовой обязанности в этом отношении, однако на практике с субъектами федерации проводятся консультации до заключения договоров, которые затрагивают их полномочия. В третью группу входят государства, в которых нет правовых норм о необходимости проведения консультаций с субъектами федерации, и федеральное правительство осуществляет контакты с ними исключительно по причинам политического, а не правового характера. При выполнении договоров федеративными государствами могут возникать специфические для них проблемы. Хотя в ст. 29 Венской конвенции о праве международных договоров предусмотрено, что если иное намерение не явствует из договора или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории, для ряда федеративных государств бывает сложно обеспечить, чтобы договор был полностью осуществлен всеми субъектами федерации. Это объясняется тем, что в соответствии с федеральными конституциями определенные полномочия делятся с субъектами федерации. Если субъект федерации должен принять закон, то его издание может задержаться или он вообще может быть не принят. В федеральных конституциях может предусматриваться, что решение таких вопросов целиком возлагается на федеральное правительство, если осуществление полномочий необходимо для выполнения договорных обязательств.
Бевеликова Н.М., Кочнов Д.И. - Правовая модель двусторонних отношений Республики Кореи и Российской Федерации c. 465-472

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66823

Аннотация: Представленная статья посвящена правовому анализу развития двусторонних отношений Республики Кореи и Российской Федерации, являющихся наиболее значимыми в настоящее время в силу меняющихся политических ориентиров России. Проводится анализ как этапов становления отношений между данными государствами, так и правовых проблем развития российско-корейского сотрудничества. Авторы выделяют особенности модели отношений между Кореей и Россией, касающиеся торгово-экономических и научнотехнических сфер сотрудничества двух стран, и доминирующие тенденции развития двустороннего межрегионального сотрудничества. На основе инвестиционного опыта деятельности в России южнокорейских предпринимательских структур по реализации заключенных межправительственных соглашений авторы рассматривают широкий спектр межгосударственных взаимоотношений Кореи и России и предлагают меры по их совершенствованию.
Валеев Д.М. - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года: теоретический анализ c. 473-479

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66824

Аннотация: Конвенция Организации Объединённых Наций против транснациональной организованной преступности (Палермо, 15 декабря 2000 г.) и три Протокола к ней является системным международным нормативно-правовым актом. Отмечается, что к очевидным достоинствам конвенционного механизма борьбы с транснациональной организованной преступностью относятся ее всеобъемлющий характер, комплексный подход к предмету регулирования, наличие конкретно-регулятивных норм, уникальный процессуально-охранный механизм сотрудничества правоохранительных органов государств в борьбе с транснациональной организованной преступностью Кроме того, к положительным качествам Конвенции относятся охват серьёзных преступлений, имеющих транснациональный характер, совершённых организованной преступной группой; открытость для создания новых научных знаний, детальная конкретизация порядка осуществления взаимной правовой помощи между ее государствами-участниками по регулируемым вопросам, включение в нее ряда положений, носящих принципиальный характер для формирования международно-правовых основ борьбы с транснациональной организованной преступностью. Вместе с тем, анализ Конвенции позволил определить ряд так называемых «проблемных норм» с точки зрения их теоретико-правового совершенства. В статье анализируются способы устранения таких пробелов в международно-правовом регулировании противодействия транснациональной организованной преступности, делается прогноз о возможности устранения существующих рисков в правоприменении.
Акопян О.А. - Зарубежный опыт регулирования деятельности микрофинансовых организаций c. 480-483

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66825

Аннотация: В статье исследуются вопросы правового стимулирования развития сектора малого предпринимательства в западных странах, в том числе путем расширения сферы микрофинансовых услуг, а также реализация государственной политики в области стимулирования развития малого предпринимательства. Автор проводит анализ регулирующего воздействия действующих и вновь принимаемых нормативных документов на предмет их воздействия (или потенциального воздействия) на сегмент малого и микропредпринимательства в Российской Федерации. Освещается и информационное обеспечение и сопровождение мероприятий, реализуемых в рамках политики стимулирования развития малого предпринимательства. Рассмотрены научные взгляды по широкому кругу вопросов исследования микрофинансовой сферы, представлен подробный анализ правовых условий возникновения и развития института микрофинасирования, изучено правового регулирования микрофинансов в зарубежных странах. Автору удалось определить наиболее перспективные формы финансовокредитной поддержки малого бизнеса с учетом зарубежного опыта: 1) выдача гарантий по банковским кредитам малых предприятий; 2) субсидирование процентных ставок по банковским кредитам; 3) стимулирование рынка лизинга; 4) стимулирование развития рынка венчурного финансирования.
Мамцев Г.Э. - Финансово-правовые аспекты развития института государственных корпораций в России и зарубежных государствах c. 484-495

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66826

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению различных аспектов правового статуса государственных корпораций как особых субъектов, представляющих участие государственного имущества и финансов в частном секторе, обеспечивающее публичные интересы в целях развития стратегических отраслей национальной экономики, и осуществляющих социальные, управленческие и иные общественно полезные полномочия и функции. Обращается внимание на историю становления и развития данного института в отечественном правопорядке. Освещены вопросы правового положения так называемых государственных квазикорпораций. Автор уделяет значительное внимание исследованию практики применения института государственных корпораций в зарубежных государствах, таких как ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, США, КНР, Саудовская Аравия и некоторых других. В процессе исследования автором были применены следующие методы: логический, метод аналогии, метод исторической ретроспективы, сравнительно-правовой метод. На основе анализа российского законодательства автором выявляются специфические признаки государственных корпораций. Делается вывод о том, что применение института государственных корпораций в большинстве зарубежных стран охватывает более широкий спектр отраслей и сфер национальной экономики, чем в России. Выявляются причины недостаточности правового регулирования финансового контроля за деятельностью государственных корпораций и, как следствие, сложности процедуры привлечения указанных субъектов к ответственности за нецелевое использование выделяемых им колоссальных финансовых средств и имущества. Кроме того, обосновываются перспективы появления в России новых государственных корпораций и компаний или подобных им образований с доминирующим участием государства.
Голованова Н.А. - Конфискация vs. Коррупции (зарубежный опыт) c. 496-503

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66827

Аннотация: Автор исследует иностранный опыт законодательного регулирования механизмов конфискации имущества, полученного в результате преступлений коррупционной направленности. Конфискация активов лица, совершившего преступление из корыстных и коррупционных побуждений, по мнению автора, является самым справедливым ответом общества. Современные государства все чаще используют различные виды конфискации для лишения преступников не только доходов и льгот, связанных со взяткой, но и любых иных вторичных доходов, полученных в результате коррупции даже много лет спустя после совершения преступления. Во многих странах получила широкое распространение гражданская конфискация in rem. Этот способ конфискации позволяет вне уголовного преследования изъять незаконные активы, скрытые у третьих лиц – родственников преступника, его наследников или компаньонов по бизнесу. Использование для конфискации методов гражданского процесса позволяет возложить на ответчика бремя доказывания законности приобретения имущества. В этом состоит одно из главных преимуществ гражданской конфискации по сравнению с традиционной уголовной конфискацией, хотя она не может заменить собой конфискацию в уголовном процессе. Статья показывает, какие изменения претерпевает этот институт в современном мире. Примером этого могут служить австралийские законы о необъяснимом богатстве, являющиеся разновидностью гражданской конфискации. Под влиянием международных актов в современное зарубежное уголовное законодательство все больше внедряется расширенная конфискация, которая также позволяет использовать сходные с гражданским судопроизводством способы. Проанализировав исторический опыт и новейшее законодательство ряда зарубежных стран (Италия, Румыния, Словения, Австралия, Южная Корея и др.) последних лет о конфискации в связи с коррупцией, автор приходит к выводу об изменении традиционного подхода и расширении сферы распространения этого института и его трансформации в различных юрисдикциях, а также о необходимости использования зарубежного опыта для решения российских проблем.
Семыкина О.И. - Прогнозирование развития уголовного законодательства о преступлениях экономической направленности c. 504-511

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66828

Аннотация: В статье проводится анализ законодательных и теоретических подходов к прогнозированию развития уголовного законодательства в целом, и об ответственности за преступления экономической направленности, в частности. Посредством применения методов ретроспективного анализа, экстраполяции и компаративистского исследования автор выдвигает варианты прогнозов в сфере модернизации российского уголовного законодательства об ответственности за такие преступления экономической направленности как манипуляция с бюджетными средствами, предложение и обещание взятки. Кроме того, в статье обосновывается «спиралевидная» для уголовного законодательства России тенденция «возрождения» норм об ответственности за посредничество во взяточничестве, а равно институтов предложения и обещания взятки и уголовной ответственности юридических лиц.
Сиваков Д. О. - Модель ответственного рыболовства и отечественное законодательство c. 512-518

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66829

Аннотация: Автор раскрывает процесс формирования правовой модели ответственного рыболовства, которой присущи определенные признаки. Во-первых, это максимальное сохранение водных биоресурсов, ключевых местообитаний. Во-вторых, это направленность на обеспечение продовольственной безопасности государства, под флагом которого осуществляется рыболовство. В-третьих, участие в процессах регулирования ответственного рыболовства разных «публичных субъектов», включая субъекты РФ и органы местного самоуправления. В качестве четвертого признака можно назвать самый проблемный из них – компенсационный характер платежей. Деньги от рыболовства должны по возможности перераспределяться в дело охраны водных биоресурсов и среды их обитания. В статье изучаются источники международного мягкого права, законодательные акты США, Канады, Австралии, Норвегии и некоторых других стран. Названные признаки ответственного рыболовства сформулированы автором самостоятельно и являются научно новыми. К сожалению, мы не можем с уверенностью утверждать, что все признаки ответственного рыболовства присутствуют в праве и процессе правоприменения нашей страны в достойной мере. Об ответственном рыболовстве предпочитают молчать российский законодатель, доктринальные документы России. Однако косвенно и динамичное российское законодательство, и доктринальные документы в области рыбного хозяйства предрасполагает эту отрасль экономики к переходу на модель ответственного рыболовства.
Курбанов Р.А., Шведкова О.В., Белялова А.М., Демина А.Н. - Аналитический обзор докладов и заключений, принятых на 102-й пленарной сессии Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) c. 519-530

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.3.66830

Аннотация: В статье представлен краткий обзор деятельности Европейской комиссия за демократию через право (Венецианской комиссии) в ходе проведения 102-й пленарной сессии, прошедшей в Венеции в июне 2015 года, где был рассмотрен ряд заключений, касающихся законодательства Черногории, Молдовы, Грузии и других стран. Особе внимание членами Венецианской комиссии было уделено законодательству Украины, в частности поправкам в Закон Украины о судоустройстве и статусе судей, а также необходимости внесения изменений в закон о люстрации и проведении конституционной реформы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.