Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law - рубрика Конституционное право
по
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О защите авторских прав > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law" > Рубрика "Конституционное право"
Конституционное право
Пресняков М.В. - Формальный и фактический аспекты процедурной справедливости в конституционном измерении
Аннотация: В статье рассматривается стандарты справедливого правосудия в интерпретации Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации. Анализируются формальный и фактические аспекты обеспечения справедливости судебной процедуры. Рассматривается процедурная справедливость.
Лафитский В.И. - К вопросу об истоках славянской государственности
Аннотация: Статья посвящена малоисследованным вопросам происхождения славянской государственности и права. На основе большого числа византийских, арабских, готских и славянских источников доказывается факт происхождения древних славян от гетов (даков), населявших в древности Балканский полуостров и центральную часть Европы, и раскрываются основные черты и особенности созданного ими права и институтов власти. The article is devoted to poorly studied issues of the ori¬gins of Slavonic statehood and law. On the basis of many Byzantine. Arab. Gothic and Slavonic sources die author proves the fact of origin of ancient Slavs from Dacians or Getaes who had been residing in the Balkan peninsula and Central Europe, and reveals the main features and peculiarities of their law and institutions of state
Эйнуллаев Т.Б. - Возможность пересмотра решений Конституционного Суда Азербайджанской Республики
Аннотация: В большистве стран где урежден Конституционный Суд его постановления являются окончательными. Тем не менее, некоторые страны предусмотрели в своем законодательстве возможность пересотра решений данного органа. Принимая во внимание национальное законодательство автор рассматривает возможность пересмотра окончательных решений Конституционного Суда Азербайджана.
Бутба С.Р. - Институт двойного гражданства в Республике Абхазия
Аннотация: Статья посвящена теоретическим аспектам института двойного гражданства в Республике Абхазия. Актуальность проблемы предопределена тем, что подавляющее большинство жителей Республики Абхазия имеют российское гражданство. С момента признания 26 августа 2008 г. Российской Федерацией независимости Республики Абхазия возникла необходимость урегулирования на межгосударственном уровне правового статуса таких лиц. Это ставит вопрос о необходимости обращения к абхазскому законодательству с целью анализа норм, регулирующих статус бипатридов в национальной правовой системе, а также для выработки практических рекомендаций по устранению проблем, связанных с данным институтом права.
Мутай И.М. - Право на частную жизнь в континентальной Европе
Аннотация: Анализ действующего в странах континентальной Европы законодательства о защите частной жизни выявил основные векторы развития данного права и его особенности в Европе. The analysis of European countries laws on the right to privacy has revealed the main vectors of development of the right to privacy in continental Europe.
Егорова Н.Е. - Закон как источник конституционного права в России и зарубежных странах
Аннотация: Статья посвящена сравнительно-правовому анализу закона как источника конституционного права в России и зарубежных странах. Автор затрагивает вопросы сущности, признаков и видов законов как источников конституционного права в современных государствах, выявляет сферу правового регулирования законов как источников конституционного права.
Новикова А.Е. - Институт уполномоченного по правам ребенка – элемент минимизации детской правозащитной рискованности
Аннотация: В статье представлено исследование места и роли института уполномоченно-го по правам ребенка в правозащитной системе государства. Приведен ана-литический обзор функционирования аналогичных институтов в зарубежных государствах.
Варламова Н.В. - Конституционный статус человека: современные модели и тенденции регулирования
Аннотация: Автор рассмтаривает эволюцию конституционной регламентации прав и свобод человека в различных странах. Выявлены и описаны характерные черты моделей конституционного регулирования прав человека в странах западной демократии, исламских странах, странах, придерживающихся социалистической ориентации, и государствах Африки.
Пилипенко А.Н. - Франция: усиление роли парламента
Аннотация: В статье рассматриваются роль и эволюция французского парламента в системе конституционно-правовых институтов V Республики, частности, расширение его инструментария в информационном обеспечении, анализе эффективности принимаемых им законов и т.д. Особое внимание уделено конституционной реформе 2008 г., которая расширяет возможности парламента в законотворческой работе, наделяет его дополнительными полномочиями по контролю правительственной деятельности, усиливает роль парламентской оппозиции.
Соловьев Д.В. - Следственная комиссия польского Сейма: понятие и признаки
Аннотация: В статье рассматриваются основные признаки и свойства следственной комиссии Сейма Республики Польша и на основе анализа положений действующего законодательства, решений Конституционного Трибунала и взглядов современной правовой доктрины предлагается общее понятие данного института.
Егорова М.В. - Сочетание местного самоуправления с местным управлением во Франции
Аннотация: Данная статья посвящена местному самоуправлению и органам управления во Франции. Рассматриваются различные подходы к местному самоуправлению. Отдельно рассмотрен правовой статус заморских территорий во Франции в рамках последних конституционных изменений.
Пилипенко А.Н. - Защитник прав во Франции
Аннотация: Сам факт столь позднего появления во Франции Защитника прав заслуживает внимания хотя бы потому, что подобные учреждения в европейских (и не только) государствах существуют сравнительно давно. Означает ли это, что тем самым она преодолела свое «отставание» в утверждении института «омбудсмена»? Очевидно, нет. С начала 70-годов Франция следует своему оригинальному «дисперсионному» способу защиты прав и свобод личности, возлагая ее на различные независимые органы. Является ли учреждение Защитника прав отступлением от этого пути, последствия поглощения им ряда правозащитных органов, судьба независимых административных органов – вопросы, представляющие далеко не умозрительный интерес, стали предметом предлагаемой статьи.
Сергеева С.Л. - К вопросу о конституционном судебном правотворчестве в США
Аннотация: Цель статьи проанализировать роль Верховного суда США в формировании и развитии конституционного права. Представлены подходы основных юридических школ к проблеме конституционного правотворчества. Исследование анализирует судебную активность в различных измерениях. Автор показывает, как Верховный суд выступал в качестве реакционных или прогрессивных сил в критические исторические моменты. This article aims at analyses of the U.S. Supreme Court’s role in forming law. Key concepts of legal scholars are presented. Study analyses judicial activism across a variety of dimensions. The author reveals how the Supreme Court has served as a reactionary or progressive force at the critical historical moments.
Чертков А.Н. - О составе территории Российской Федерации
Аннотация: Статья посвящена конституционным основам определения состава территории Российской Федерации и ключевым проблемам их реализации. Анализируется правовое закрепление основных компонентов состава территории России как единого федеративного суверенного государства, а также территории субъекта Российской Федерации.
Сурма И.В. - Соглашения о реадмиссии в контексте современных миграционных процессов в Европе и России
Аннотация: В статье рассматривается особенности соглашения о реадмиссии в свете современных миграционных процессов происходящих в Европе и России. Освещены основные преимущества и недостатки соглашений о реадмиссии. Отражены проблемы, возникающие между государствами донорами и странами транзитерами.
Пилипенко А.Н. - Организация законопроектной работы в системе органов исполнительной власти зарубежных стран
Аннотация: Предметом предлагаемой статьи является организация нормотворческой деятельности проводимой в рамках исполнительной власти. На примере ряда стран (Франции, США, Канады, Швейцарии и др.) рассматриваются различные организационные формы подготовки законопроектов, вносимых парламент, порядок разработки, принятия и контроля над реализацией нормативных актов исполнительной власти по исполнению законов. Представляется, что опыт, накопленный в зарубежных странах в этой части, будет полезен всем тем, кто в какой-либо форме причастен к аналогичной деятельности в России и не только им.
Велиева Д.С. - Обязанность Российской Федерации по обеспечению благоприятной окружающей среды в контексте концепции «позитивных обязательств» государства
Аннотация: В статье анализируется обязанность Российского государства по обеспечению права на благоприятную окружающую среду. Исследуется концепция «позитивных обязательств» государства исходя из практики Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда РФ. Рассматриваются способы реализации конституционных экологических обязанностей Российского государства.
Пилипенко А.Н. - Конституционные реформы во Франции в 2000е годы
Аннотация: В предлагаемой к печати статье рассматриваются конституционные реформы, проводимые во Франции с начала 2000х годов. Их содержание и направленность отражает основные тенденции современного конституционного развития. В этом контексте статья, по нашему мнению, представляет интерес для российского читателя и специалиста, связанного с законотворческой деятельностью.
Шейнфельд С.А. - Конституционно-правовые основы горного права ФРГ
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению конституционно-правовых основ горного права ФРГ. Актуальность данного исследования обусловлена наличием в ФРГ сложившейся и стабильной системы горного права, а также наличием потребности в совершенствовании законодательства РФ о недрах, в том числе с учетом опыта зарубежных стран с федеративной формой государственного устройства. В статье анализируются конституционно-правовые принципы права собственности применительно к недрам как естественному ресурсу, положения Основного закона ФРГ о разграничении предметов ведения между федерацией и федеральными землями, конституционно-правовые основы охраны окружающей среды при пользовании недрами, а также положения о применимости норм международного права к правовому регулированию отношений в области пользования недрами в ФРГ.
Пилипенко А.Н. - Административно-территориальные реформы во Франции
Аннотация: В статье анализируются административно-территориальные реформы, проводимые во Франции с начала 80-х годов прошлого века по настоящее время. Сложные и неоднозначные процессы децентрализации и деконцентрации власти в их территориальном преломлении, настоящее и будущее регионов заставляют еще раз задуматься о векторе развития современного государства в такой его важнейшей составляющей, как территориальная организация страны. Французский опыт, накопленный в этой части за последние десятилетия, дает обильную пищу для подобного рода размышлений. Полагаем, что в этом контексте статья будет интересна не только специалистам в области управления.
Бондаренко В.М. - Статус Государственной границы Российской Федерации – как объект конституционного права
Аннотация: В данной статье делается попытка дать научное определение понятию "статус государственной границы" и расматривается государственная граница Российской Федерации как объект конституционного права.
Ненилин К.К. - Правовая природа вотума недоверия в Республике Болгария
Аннотация: В данной статье рассматривается правовой статус вотума недоверия в Республике Болгария. Проводится разграничение между институтом вотума доверия и вотума недоверия. Рассматривается позиция Конституционного суда Болгарии по данному вопросу, а также раскрывается сущность института вотума доверия и недоверия.
Шуляпина С.В. - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТИТУЦИЙ
Аннотация: Рассматриваются тенденции изменения и преобразования современных конституций и пути сближения конституционных правовых систем в конституционном строительстве Европы и стран постсоветского пространства. The article deals with the trends of changes and reforms in contemporary constitutions and the ways of bridging constitutional legal systems of Europe and the former Soviet Union countries.
Шуляпина С.В. - ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТИТУЦИЙ
Аннотация: Рассматриваются тенденции изменения и преобразования современных конституций и пути сближения конституционных правовых систем в конституционном строительстве Европы и стран постсоветского пространства.Key words: constitutional law, international law, domestic law, integration, internationalization, supranational organizations.
Берлявский Л.Г. - Конституционный процесс в регионе Ближнего Востока
Аннотация: Изучение конституционного права стран Ближнего Востока представляет значительный интерес в связи с тем, что данный регион находится вблизи южных границ России, других постсоветских стран и не может не затрагивать их политические, экономические и гуманитарные интересы. В ряде стран региона существуют нестабильные политические режимы (Ирак, Афганистан и др.), их конституционное развитие заторможено и испытывает воздействие системы международных санкций (ООН, Евросоюза) либо государственного права ведущих государств Запада. На конституционное развитие ряда стран (Исламская Республика Иран, Ливанская Республика, Алжир и др.) существенное, если не решающее воздействие оказывает исламский фундаментализм.
Меркулова Т.А. - НОВЫЙ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ВЕНГРИИ
Аннотация: В статье рассматривается процедура подготовки и принятия нового Основного Закона, отдельные этапы исторического развития конституционного права страны. Кроме того, в статье излагается основное содержание текста новой Конституции.
Масловская Т.С. - Некоторые направления конституционных изменений в зарубежных странах на современном этапе
Аннотация: В статье анализируются условия проведения конституционных реформ в зарубежных странах, цели конституционных изменений на современном этапе. Выделяются направления конституционных преобразований в зарубежных странах, особенности содержания новых конституций XXI века. Делается вывод о расширении конституционализации общественной жизни на современном этапе.
Чурсина Т.И. - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ АВСТРАЛИЙСКИМ СОЮЗОМ И ШТАТАМИ
Аннотация: Аннотация. В данной статье автор исследует конституционные аспекты распределения полномочий между Австралийским Союзом и штатами. Автором освящается эволюция политических и конституционных отношений Австралийского Союза и штатов. Также автор анализирует финансовые взаимоотношения Австралийского Союза и штатов, часто именуемые одним из «вертикальных финансовых дисбалансов».
Лещенков Ф.А. - Сравнительно-правовой аспект делегирования полномочий в России и зарубежных федеративных государствах
Аннотация: В данной статье автор рассматривает делегирование полномочий как инструмент разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами. В статье приводится опыт делегирования полномочий в Российской Федерации и в некоторых зарубежных федерациях, посредством анализа соответствующих нормативно-правовых актов. Особое внимание уделено проблемам реализации механизма делегирования полномочий в федеративных государствах.
Барциц И.Н. - Экспертно-аналитическое обеспечение противодействия коррупции
Аннотация: В статье раскрываются основные аспекты экспертно-аналитического обеспечения противодействия коррупции. Дан анализ ключевых проблем, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы, работы экспертов; и современных административных процедур, направленных на минимизацию коррупционных возможностей при принятии и реализации управленческих решений. Представлены основные направления противодействия коррупции.
Постников А.Е. - Избирательное право как подотрасль российского конституционного права
Аннотация: В статье рассматриваются особенности избирательного права как составной части конституционного права России, характеризуются основные институты избирательного права, определяется их общий вектор развития. Избирательное право является одним из важнейших компонентов системы российского конституционного права. Оно регулирует порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым устанавливая порядок проведения выборов в указанные органы. Общий объем нормативно-правового регулирования выборов в Российской Федерации, его структурированность по отдельным правовым институтам позволяют отнести его к числу основных подотраслей конституционного права.
Чурсина Т.И. - Нематов
Аннотация: вапыоптльжьдж увпаып рекг оеь
Пилипенко А.Н. - Идея «всеобщего интереса» во французском публичном праве
Аннотация: В статье рассматривается одна из ключевых категорий французского публичного права «всеобщий интерес». Более чем двухсотлетняя история идеи всеобщего интереса не снижает ее актуальность в современном публичном праве страны. Генезис идеи всеобщего интереса, ее развитие, преломление в публичном праве, причины ее современности стали предметом анализа в данной статье. Современная правовая мысль в России, обращаясь к зарубежному правовому опыту, часто поверхностна в его оценке, игнорируя идеологические основы, ключевые категории, определяющие сущность правовых систем конкретных государств. Одной их таких категорий, прочно утвердившихся во французском публичном праве, является всеобщий интерес (l’interêt général) , связывающий личность, общество и государство. Идея всеобщего интереса появляется в XVIII веке, заменяя идею общего блага, имеющего теологическое происхождение. Всеобщий интерес выступает одновременно точкой пересечения интересов индивидов, которые составляют нацию, и собственного интереса коллектива, определяя смысл его деятельности.
Ненилин К.К. - Регламент как один из основных источников правового регулирования парламентского контроля на примере Республики Болгария

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.1.7102

Аннотация: В данной статье автор рассматривает Регламент Парламента как один из основных источников правового регулирования парламентского контроля в Российской Федерации и в Республике Болгарии. В статье рассматривается судебный прецедент в Республике Болгарии, который дает официальное толкование Регламента Народного Собрания Болгарии в системе национального права, а также определяется его место и роль среди других источников права. Приводится сравнительно-правовой анализ между Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации и Регламентом Народного Собрания Республики Болгария. In this article, the author examines the Regulations of the Parliament as one of the main sources of legal regulation of parliamentary control in the Russian Federation and the Republic of Bulgaria.The article contains the overview of the judicial precedent, which provides the official interpretation of the Regulation of The National Assembly of the Republic of Bulgaria and determines its place and role among the others sources of law. The article provides a comparative analysis between the legal rules the chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation and the Regulations of The National Assembly of the Republic of Bulgaria.
Ненилин К.К. - Регламент как один из основных источников правового регулирования парламентского контроля на примере Республики Болгария. Regulation as one of the main sources of legal regulation of parliamentary control on the example of the Republic of Bulgaria

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.2.7495

Аннотация: В данной статье автор рассматривает Регламент Парламента как один из основных источников правового регулирования парламентского контроля в Российской Федерации и в Республике Болгарии. В статье рассматривается судебный прецедент в Республике Болгарии, который дает официальное толкование Регламента Народного Собрания Болгарии в системе национального права, а также определяется его место и роль среди других источников права. Приводится сравнительно-правовой анализ между Регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации и Регламентом Народного Собрания Республики Болгария. In this article, the author examines the Regulations of the Parliament as one of the main sources of legal regulation of parliamentary control in the Russian Federation and the Republic of Bulgaria.The article contains the overview of the judicial precedent, which provides the official interpretation of the Regulation of the Peoples Assembly of Bulgaria and determines its place and role among the others sources of law. The article provides a comparative analysis between the legal rules the chambers of the Federal Assembly of the Russian Federation and the Regulations of the People's Assembly of the Republic of Bulgaria.
Г. А. Гаджиев - Экономическая конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности c. 0-0
Аннотация: статья судьи Конституционного суда Российской Федерации посвящена действию конституционных принципов, формирующих основы конституционного экономического строя и лежащих в основе совокупности конституционных норм, представляющих собой определенное единство, подсистему конституционно-правовых норм, построенную с использованием концепции «экономической Конституции». Последняя суть теоретическая конструкция, встроенная в систему конституционного права, пытающаяся объяснить, как Конституция регулирует экономические отношения с позиции разнонаправленных подходов, — признания свободы экономической деятельности и допустимости интервенции государства в сферу экономики. Автор концентрирует внимание на принципах, образующих конституционный экономический строй; полагает, что стержнем экономической Конституции является конституционный принцип свободы экономической деятельности, раскрываемый в целом ряде экономических прав, гарантируемых Конституцией. Автор исследует некоторые аспекты практической реализации положений экономической Конституции за прошедшие 15 лет с момента вступления ее в силу. Останавливается на вопросах интерпретации конституционного принципа признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и его закрепления положениями Гражданского кодекса и иных нормативных актов РФ, а также в правоприменительной практике Конституционного суда Российской Федерации. Особое внимание автор обращает на действие конституционных принципов социального и правового государства и конституционно-правовой аспект права собственности на природные ресурсы в свете их исчерпаемости и др. Ключевые слова: экономическая конституция; конституционные гарантии; свобода предпринимательской деятельности; конституционные принципы; право собственности; правовое государство; социальное государство; Конституционный суд Российской Федерации Контактная информация автора: Гаджиев Вугар Эдвар оглы gadjievv81 mail.ru
М. Т. Какимжанов - Природа конституционных прав и свобод человека и гражданина в республике Казахстан c. 0-0
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы природы конституционных прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Дается их правовой анализ в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и иных нормативно-правовых актов Республики Казахстан. Ключевые слова: сравнительное правоведение, конституция, права, свободы, человек, гражданин, правоотношения, ограничения, обжалование Контактная информация автора: Какимжанов Мурат Турсынбаевич E-mail: kakimjanov mail.ru
В. И. Лафитский - К вопросу об истоках славянской государственности c. 0-0
Аннотация: Аннотация: Статья посвящена малоисследованным вопросам происхождения славянской государственности и права. На основе большого числа византийских, арабских, готских и славянских источников доказывается факт происхождения древних славян от гетов (даков), населявших в древности Балканский полуостров и центральную часть Европы, и раскрываются основные черты и особенности созданного ими права и институтов власти. Ключевые слова: происхождение древних славян; древнеславянское право; «Белая книга» славян; власть князей и жрецов; законы и обычаи славян Контактная информация автора: Лафитский Владимир Ильич E-mail: lafitsky izak.ru
А. О. Тажин - Конкордат между Ватиканом и республикой Казахстан как источник административного права в сфере административно-правового регулирования деятельности религиозных объединений c. 0-0
Аннотация: Аннотация: В статье рассматриваются соглашения-конкордаты Ватикана с иными государствами как часть международного законодательства и источники административного права. Положения этих соглашений подвергаются анализу на предмет их соответствия признакам нормативного договора. Автор высказывает мнение о целесообразности применения данного вида соглашений при правовом регулировании деятельности Римско-Католической Церкви. Указываются конкретные случаи применения данных соглашений в странах СНГ, в частности в Республике Казахстан. Ключевые слова: конкордат, источник, административное право, регулирование Контактная информация автора: Тажин Адиль Октябрьевич sold06mail.ru
А.Р. Султанов - Конституционное судопроизводство и «Amicus curiae» c. 0-0
Аннотация: В данной статье анализируется возможность совершенствования конституционного судопроизводства, а также возможность использования в конституционном судопроизводстве института «аmicus curiae»
Т.Б. Эйнуллаев - Возможность пересмотра решений Конституционного суда Азербайджанской Республики c. 0-0
Аннотация: В большинстве стран где учрежден Конституционный Суд его постановления являются окончательными. Тем не менее, некоторые страны предусмотрели в своем законодательстве возможность пересмотра решений данного органа. Принимая во внимание национальное законодательство автор рассматривает возможность пересмотра окончательных решений Конституционного Суда Азербайджана.
Марино И. - Конституционно-правовая школа Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в теории и практике российского конституционализма c. 5-15

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.1.66677

Аннотация: В статье освещаются основные этапы формирования школы конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации с 30 годов 20 века до современности. Показано как в новом тысячелетии сохраняется устойчивая связь поколений ученых, занимающихся конституционно-правовой проблематикой. В статье проводится обзор основных направлений развития конституционно-правовой школы, к которым относятся разработка теории конституции и ее толкования, анализ конституционно-правовых институтов и норм, сравнительно-правовые исследования конституционного развития современного мира. Профиль Института как государственного научного учреждения, обеспечивающего правовую экспертизу законопроектов, в значительной мере определил то, что в Институте большое внимание всегда уделялось правовому регулированию отдельных институтов конституционного права. Правовыми институтами, на которые было обращено наибольшее внимание ученых конституционалистов стали: институт регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, институт избирательного права, института федеративного устройства, разграничения полномочий между Российской Федерации и ее субъектами, межнациональных отношений, муниципального права, а так же изучения развития институтов конституционного права за рубежом. Глубокие и всесторонние научные исследования проблематики конституционно-правовых исследований, изложенные в фундаментальных трудах Института значительно повлияли на весь процесс становления и развития российского конституционализма и формирования устойчивой научной школы конституционного права.
Хакимов Р.Р. - Реализация принципа разделения властей в Узбекистане c. 16-21

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.1.66682

Аннотация: Статья посвящена особенностям реализации принципа разделения властей, системы сдержек и противовесов в Узбекистане. В ней приводится анализ реформ, направленных на последовательную реализацию принципа разделения властей, осуществленных в этих целях за последние годы конституционных нововведений, раскрыта их суть и значение. Автором обозначен ряд вопросов, требующих научно-практического обсуждения и глубокой научно-теоретической проработки.
Ирхин И.В. - К вопросу об обеспечении конституционного равенства коренных народов Канады c. 22-27

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.1.66683

Аннотация: В настоящей статье анализируются конституционно-правовые основы статуса коренных народов Канады: метисов, индейцев, инуитов. На основе изучения федерального законодательства Канады, правовых актов регионального значения комплексно рассматривается правовой статус первых наций. Подчеркивается значение судебной практики при осуществлении правового регулирования статуса коренных народов Канады. Исследованы правовые подходы, на основе которых производится идентификация статусных и «нестатусных» индейцев. Приведены факты признания в судебном порядке за отдельными группами населения правового статуса первых наций, в том числе по признаку основной осуществляемой деятельности (рыбная ловля). Особое внимание уделяется специфике правового регулирования положения метисов в правовой системе Канады. Сформулированы тезисы о влиянии решения федерального суда Онтарио по делу «Дэниелс» («Daniels») на обеспечение конституционного равенства коренных народов. Указано, что решение по делу «Дэниелс» является верным шагом на пути формирования среды, основанной на принципах уважения и признания эквивалентности правового положения всех коренных народов Канады.
Тажин А.О. - Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительно-правовой анализ c. 28-36

DOI:
10.7256/1991-3222.2015.1.66684

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является правовой статус субъектов права – религиозных объединений в Российской Федерации и Республике Казахстан, закрепленный в нормативных правовых актах обоих государств. С точки зрения сравнительно-правового подхода исследуется законодательство указанных стран, регламентирующее правовой статус религиозных объединений. После центростремительных процессов характерных для 90-х гг. XX века, последовавших за распадом СССР, в настоящее время нарастает стремление к интеграции, причем не только в экономической сфере, но также и в сфере обеспечения коллективной духовной безопасности общества, к которой можно отнести и религиозную безопасность. Борьба с религиозным экстремизмом общая задача России и Казахстана, требующая выработки совместных подходов в области правового регулирования деятельности религиозных объединений. Кроме того, актуальность подобного сотрудничества для указанных стран обуславливается наличием исторических связей между ними. На основании проведенного сравнительно–правового исследования правового статуса религиозных объединений в России и Казахстане автор приходит к выводу о том, что сущность и содержание правового статуса религиозных объединений в Казахстане в целом совпадает по содержанию аналогичным понятиям в РФ. В целом права религиозных объединений в России шире, нежели в Казахстане. Это явление, по мнению автора, объяснимо более либеральным подходом со стороны российской государственности к деятельности религиозных объединений, порожденным общим процессами начала 90-х годов прошлого столетия.
Лафитский В.И., Трощинский П.В. - Конституционный путь Китая: К шестидесятилетию Конституции КНР 1954 г. c. 646-657

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65592

Аннотация: Исследование посвящено 60-летней годовщине принятия первой китайской Конституции (сентябрь 1954 г.). В статье приводятся характерные особенности всех известных китайской государственности конституций, включая действующую Конституцию КНР 1982 г., а также исследуется влияние внутренней политики на конституционно-правовое поле КНР. Анализу подвергнуты положения конституций, принятых сразу после Синьхайской революции 1911 г., и четырех конституций образованной в 1949 г. Китайской Народной Республики – 1954 г., 1975 г., 1978 г. и 1982 г. Особое место в работе уделяется Поправкам в действующую Конституцию КНР 1982 г., закрепляющим понятие «социалистического правового государства» и повышение роли института прав человека в жизни общества. Указываются характерные особенности конституционного развития КНР, которые обладают своей особой «китайской спецификой», дается прогноз о конституционном развитии китайского государства в ближайшем будущем. Выявляются прямые параллели закрепленных в конституциях норм с учением великого Конфуция. Авторы делают особый акцент на влиянии учения Конфуция в деле формирования правосознания китайского законотворца и последующего его воздействия на закрепляемые в Основных законах Китая нормы и положения.
Ившина И.Н. - Федерализация государств в различных правовых системах: общее и особенное c. 789-796

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65889

Аннотация: Предметом данного исследования является историко-правовой опыт учреждения федеративной формы государственно-территориального устройства (федерализации) более чем в пятидесяти государствах, принадлежащих к различным правовым системам мира. Более половины этих государств являются федерациями в настоящее время. Были исследованы предпосылки и причины, процесс федерализации, комплекс конституционно-правовых норм, закрепивший основы федерализма в федерациях англо-американской, романо-германской (в том числе латино-американской и бывшей социалистической), а также мусульманской правовых систем. В рамках целостно-системного подхода применены сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-юридический методы, методы системного анализа и многофакторного детерминизма в сочетании с принципом историзма. В результате исследования выделены особенности федерализации государств каждой правовой системы, а также общие черты федерализации любого государства, безотносительно принадлежности к какой-либо правовой системе. К последним относятся: необходимость наличия комплекса предпосылок, сложившихся в разных сферах общественных отношений; наличие объективных причин федерализации; прохождение трех обязательных стадий федерализации: протофедерализма; конституционного закрепления федеративного устройства,способов согласования интересов и правовых механизмов разрешения споров, гарантий целостности федерации, учреждения институтов федеральной государственности на основе вступившей в силу писаной федеральной конституции.
Остапович И.Ю. - «Позитивное» нормотворчество в практике органов конституционного контроля России и зарубежных стран c. 797-804

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65890

Аннотация: В статье анализируется законодательство и доктрина Российской Федерации, а также зарубежных стран в области «позитивного» нормотворчества осуществляемое органами конституционного контроля. В ряде стран роль органа конституционного контроля как «позитивного» законодателя не предусмотрена (Австрия). Отмечается, что спецификой в рассматриваемой сфере отличаются исламские государства. В исследуемой сфере интересны положения о Конституционном суде Хорватии, Румынии, Сербии. Кроме всего в статье анализируются особенности правового регулирования конституционного контроля в азиатских государствах, на примере которых можно увидеть либо рецепцию австрийской модели (с категорическим отрицанием роли судебного прецедента, например в Узбекистане, Таджикистане), либо практическое ограничение полномочий вопросами отстранения от должности высших должностных лиц (Монголия, Тайвань) либо вообще полное отсутствие специального органа как такового с возложением контрольных функций на орган законодательной власти (Китай, Вьетнам, Туркменистан). для раскрытия обозначенной проблемы при исследовании используется сравнительно-правовой метод, а также метод системного анализа законодательства Комплексный анализ обозначенной проблемы исследуется впервые. Анализ российского и зарубежного опыта «позитивного» нормотворчества в практике органов конституционного контроля позволяет сделать следующие выводы. В России орган конституционного контроля может выполнять функцию «негативного» законодателя, «позитивного» законодателя, а равно в его деятельности могут смешиваться эти начала. В большинстве стран, где используется судебный конституционный контроль, суды не выступают в качестве «позитивного» законодателя, хотя соответствующее решение, которым положение закона признано противоречащим Конституции, становится общеобязательным. Решение может быть применено в дальнейшем при рассмотрении аналогичного дела, но не подменяет собой закон. В странах, в которых функционируют квазисудебные органы конституционного контроля, деятельность «позитивного» законодателя осуществляется ограниченно и как правило в результате предварительного конституционного контроля.
Гончаров В.В. - Эффективность формирования и функционирования исполнительной власти в Беларуси: конституционно- правовой анализ c. 805-810

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65891

Аннотация: В настоящей статье проведено исследование оценки эффективности формирования и функционирования системы исполнительной власти на примере Республики Беларусь. Отмечается, что существование эффективной и централизованной системы государственного управления является необходимым условием сохранения страной своего государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности. Автор выделяет ряд основных критериев оценки эффективности формирования и функционирования системы исполнительной власти в отдельно взятом государстве на основе анализа различных показателей правового, политического и социально-экономического характера. В статье обосновывается, что в Республике Беларусь (одном из немногих государств, образовавшихся на территории бывшего СССР) достигнуты достаточно крупные успехи в построении эффективной системы исполнительной власти, что подкрепляется рядом критериев оценки эффективности формирования и функционирования системы исполнительной власти в данной стране. Вместе с тем, в работе проводится анализ ряда современных внутренних и внешних проблем в формировании и функционировании системы исполнительной власти в Республике Беларусь. Автор считает, что для их разрешения следует осуществить ряд последовательных мероприятий политико-правового и социально-экономического характера.
Миц Д.С. - Защита конституционного строя государства: международные и конституционно- правовые вопросы c. 811-818

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65892

Аннотация: Предметом работы является законотворческий опыт некоторых государств, регулирующие отношения в области защиты конституционного строя, решения судебных органов, международные правовые акты. Целью работы являются выявление, научное осмысление и анализ формально-юридической и содержательной сторон конституционных ценностей защиты от противоправных посягательств на конституционный строй отдельных государств. Для достижения цели работы использовались следующие методы исследования: диалектический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Автором обобщен зарубежный опыт реализации конституционных ценностей отдельных иностранных государств защиты от противоправных посягательств на конституционный строй. Ряд положений данной работы могут быть учтены в практической деятельности правоохранительных органов. Статья посвящена анализу концептуально-доктринальных, конституционно-правовых вопросов в сфере защиты конституционного строя государства и особенностей ее нормативной правовой реализации.
Сонин В.В. - Укрощение «троянского коня»: избирательные фильтры на выборах главы администрации Гонконга c. 819-826

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.5.65893

Аннотация: На протяжении всей истории колониального Гонконга должностные лица государственных органов в нем назначались британским правительством. Накануне восстановления китайского суверенитета были введены выборы как гарантия сохранения экономического и социального устройства Гонконга. Проводимая в настоящее время избирательная реформа предполагает введение прямых выборов Главы администрации с 2017 г. Планируется применение «избирательных фильтров»: номинационной коллегии, выдвигающей кандидатов, и права центрального правительства назначить избранного кандидата на должность, которые и являются предметом исследования. В работе проведен сравнительный анализ элементов избирательного права колониального Гонконга и Специального Административного Района Гонконг (КНР). В российский оборот введена современная китайская и англоязычная литература по проблеме всеобщих выборов в Гонконге. Анализ истории избирательной системы Гонконга и причин избирательной реформы говорит об адекватности проектируемых институтов местной электоральной и политической культуре в ее взаимосвязи с общенациональной политической системой и правопорядком.
Андриченко Л.В., Постников А.Е. - Моделирование законов субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций c. 980-1002

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.6.66183

Аннотация: Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации было проведено исследование законодательства субъектов Российской Федерации в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Анализ законов субъектов Российской Федерации об аварийно-спасательных службах субъектов Российской Федерации и о защите населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера показал, что эти законы во многом имеют типовые недостатки. Наиболее частые из них – это неоправданная лаконичность регулирования либо дублирование положений федеральных законов, в то же время многие полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере определены недостаточно полно. С учетом результатов проведенного исследования были подготовлены представленные модельные законы субъекта Российской Федерации. Методологическую основу настоящей статьи составляют специально-юридические (сравнительно-правовой, формально-юридический и другие), а также общенаучные методы исследования. Законодательные органы субъектов Российской Федерации должны рассматривать модельные законы как изложенную нормативным языком рекомендацию, которую можно использовать при совершенствовании законов субъектов Российской Федерации. Поэтому следует иметь в виду, что когда в модельных законах речь идет о конкретных сроках, количественных показателях, прямо не предусмотренных федеральным законодательством (например, при регулировании дополнительных социальных гарантий спасателям), они должны обсуждаться с учетом специфических условий соответствующего субъекта Российской Федерации. В ряде случаев в модельном законе предлагается несколько вариантов нормативного решения определенных вопросов.
Искакова Г.Т. - Особенности конституционного регулирования полномочий президента законодательного характера в Кыргызстане c. 1003-1011

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.6.66184

Аннотация: В данной статье рассматриваются изменения в правовом регулировании полномочий президента законодательного характера, имевшие место в ряде разных редакций Конституции Кыргызстана 1993 года и Конституции 2010 года. Каждое из полномочий президента законодательного характера исследуется по отдельности, включая право законодательной инициативы, наложения вето на принятый парламентом закон, право принятия указов, имеющих силу закона, и назначения референдума. Изучается осуществление президентом указанных полномочий на деле и влияние этой практики на поведение членов парламента и развитие взаимоотношений между президентом и парламентом. Анализ особенностей наделения президента полномочиями законодательного характера, а также практики их осуществления в Кыргызстане проводится в сопоставлении с опытом других стран и с учетом специфических характеристик разных форм правления. По рассмотрении каждого из полномочий законодательного характера по отдельности, предлагаются рекомендации, выработанные также с учетом соотношения данных полномочий между собой и с полномочиями по определению состава правительства в целом. Вывод статьи: в системах с всенародно избираемым президентом, где парламент не имеет решающего слова в определении состава правительства, наличие огромных полномочий президента в законодательной сфере может привести его к напряженным взаимоотношениям, а то и прямым конфликтам с парламентом. Если президент намерен влиять на законодательное регулирование, то умерению конфликтов способствуют предварительные обсуждения президента с парламентом своих инициатив.
Евстратенкова М.А. - Избирательные системы кантонов Швейцарской Конфедерации c. 1012-1016

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.6.66185

Аннотация: В настоящей статье автор познакомит читателей с избирательными системами, сформировавшимися на сегодняшний день в кантонах Швейцарской Конфедерации. В статье дается общая характеристика порядка избрания высших выборных органов власти кантонов, а также раскрываются особенности избирательных систем кантонов, которые отражают исторический процесс развития и становления составных частей Швейцарской Конфедерации. Избирательная система каждого кантона отличается своеобразием и заслуживает отдельного внимания и изучения. Регулирование избирательных правоотношений в каждом кантоне устанавливается кантоном самостоятельно. Вопросы, которые не были делегированы Конфедерации кантонами, нашли свое закрепление в кантональном законодательстве. Такие вопросы, в первую очередь, касаются порядка избрания члена(ов) Совета кантонов, порядка формирования законодательного органа кантона, порядка избрания правительства кантона, судей первой инстанции, мировых судей и органов МСУ с парламентской структурой. При исследовании избирательных систем кантонов автор дополнил научно-теоретический анализ эмпирическими данными, которые предоставлены в виде таблицы. Столь широкая реализация принципа народовластия в кантонах Швейцарской Конфедерации является одной из знаковых характеристик основ конституционного строя Швейцарии. Таким образом, наряду с федеральным законодательством законодательство каждого кантона Швейцарии отводит важное место закреплению принципа народовластия и институтов представительной и прямой демократии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.