Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law - рубрика Актуальные проблемы публичного права
по
Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О защите авторских прав > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения / Journal of foreighn legislation and comparative law" > Рубрика "Актуальные проблемы публичного права"
Актуальные проблемы публичного права
Кудряшова Е.В. - Проблемы системы «сдержек и противовесов» в сфере государственного финансового планирования: зарубежная практика
Аннотация: Статья посвящена проблеме роли исполнительной и представительной власти в сфере финансового планирования. Автор обращает внимание на «технократическую тенденцию», заключающуюся в главенствующей роли исполнительной власти в государственном финансовом планирования. В статье приводится опыт ряда государств по уравновешиванию этой тенденции.
А.В. Павлушкин - Обеспечение доступа политических партий, кандидатов к средствам массовой информации c. 0-0
Аннотация: статья посвящена вопросам обеспечения равного доступа кандидатов и политических партий к средствам массовой информации. Рассматриваются вопросы предоставления такого доступа к средствам массовой информации как во время избирательной кампании, так и в период между выборами
Т.Я. Хабриева - Административные процедуры и административные барьеры: в поисках оптимальной модели соотношения c. 4-15
Аннотация: В настоящей статье в сравнительном аспекте исследуются теоретические проблемы соотношения административных процедур и административных барьеров; выявляются критерии их разграничения; рассматриваются особенности административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг; обосновывается необходимость комплексного подхода к совершенствованию законодательства в данной сфере.
В.И. Лафитский - Конституционные традиции и модели в сравнительно–правовом измерении c. 4-14
Аннотация: Конституции государств имеют много общих черт, так как они нацелены на решение одних и тех же задач. Тем не менее, можно выделить типичные конституционные модели, объединенные общими конституционными традициями и культурой (Северной Америки, Западной Европы, исламского мира, социалистических государств, славянского правового сообщества и т.д.). Есть также ряд уникальных основных законов (например, Индии, Японии, Китая), которые не охватываются типичными конституционными моделями.
Хабриева Т.Я. - Доктринальное обоснование и конституционное закрепление идей правосудия c. 4-9
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению существующих в настоящий момент научных доктрин правосудия и их закреплению в текстах конституций. Изучение различных точек зрения по данному вопросу, позволил автору выявить набор основных критериев правосудия, многие из которых нашли отражение в конституционных положениях. В статье проведен сравнительно-правовой анализ конституционных норм, касающихся регламентации вопросов правосудия, на основе которого автор делает вывод о том, что конституции многих государств мира все чаще обращаются к вопросам правосудия. При этом наблюдается тенденция к более широкому их закреплению, а также к поиску новых моделей и форм их конституционно-правового оформления.
Постников А.Е. - Избирательное право как подотрасль российского конституционного права c. 4-12
Аннотация: В статье рассматриваются особенности избирательного права как составной части конституционного права России, характеризуются основные институты избирательного права, определяется их общий вектор развития.
Жан дю Буа де Годюссон - Конституция без конституционной культуры — путь к упадку конституционализма (Продолжение пятнадцатилетнего диалога о «переходных периодах» в Африке и Европе) c. 10-18
Аннотация: В статье проанализирована практика стран «переходного периода» Центральной и Восточной Европы и Африки по формированию собственных основ конституционного строя, подходов к пониманию и правовому наполнению вновь сформированных конституционных ценностей. Кроме того, рассмотрены достоинства и недостатки различных конституционных институтов и механизмов, использовавшихся названными странами в процессе преодоления ими «переходных периодов».
Ясна Омежек - Новые европейские конституции переходного периода и преобразующая роль конституционных судов c. 10-26
Аннотация: В статье описываются общие характеристики конституций стран постсоциалистической и посткоммунистической Европы, принятые после обретения ими независимости, и называет их новыми европейскими переходными конституциями. Анализируется глубокий раскол, существующий между идеалом, прописанным в конституциях, и реальными условиями, существующими в постсоциалистических и посткоммунистических обществах. Автор доказывает, что, появление и чрезвычайная эскалация институциональной конституционной юрисдикции обусловлены объективной необходимостью и что конституционные суды играют преобразующую роль в европейских постсоциалистических и посткоммунистических государствах.
Крысенкова Н.Б. - Модели избирательных систем Индии и тенденции их реформирования c. 13-18
Аннотация: В настоящей статье представлен анализ типов избирательных систем, применяемых в Индии. Обращено внимание на то, что формирование избирательной системы в Индии осуществляется на конституции и на уровне законодательства о выборах. Представлен анализ существующих в настоящее время тенденций к реформированию избирательной системы, действующей в этом государстве.
А.Н. Пилипенко - Организация законопроектной работы в системе органов исполнительной власти зарубежных стран c. 15-23
Аннотация: Предметом предлагаемой статьи является организация нормотворческой деятельности проводимой в рамках исполнительной власти. На примере ряда стран (Франции, США, Канады, Швейцарии и др.) рассматриваются различные организационные формы подготовки законопроектов, вносимых парламент, порядок разработки, принятия и контроля над реализацией нормативных актов исполнительной власти по исполнению законов. Представляется, что опыт, накопленный в зарубежных странах в этой части, будет полезен всем тем, кто в какой–либо форме причастен к аналогичной деятельности в России и не только им.
Ж. Марку - Административные процедуры в сравнительно–правовом измерении c. 16-33
Аннотация: В данной статье рассматриваются различные подходы к административным процедурам в различных странах как континентального, так и англо–саксонского права, проводится их анализ, а также дается краткая характеристика состояния российского законодательства в данной сфере. Автор уделяет внимание таким вопросам, как вопрос об источниках права административной процедуры и вопрос о сфере применения законов о процедуре, а также проводит тщательный анализ конкретных процедур, касающихся доступа к администра- тивным документам, и некоторых других вопросов, в том числе медиации.
Ю.А. Тихомиров, Г.А. Василевич - Государственное управление и перспективы развития c. 21-25
Аннотация: В статье представлены основные выводы по итогам совместного научно-исследовательского проекта «Проблемы эффективности государственного управления в Республике Беларусь и Российской Федерации», проведенного исследовательскими коллективами Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Белорусского государственного университета. Авторами выделены базовые направления совершенствования модели, принципов и функций государства, системы государственных органов в контексте оптимизации правового обеспечения функционирования государства, определение критериев эффективности государственного управления.
С.В. Праскова - Конституционное регулирование состава территории государства: сравнительно-правовое исследование c. 26-37
Аннотация: В статье автор рассматривает вопросы статуса и состава территории государства в качестве предмета правового регулирования конституции, анализируются нормы конституций стран мира, регулирующие национальную территорию, применительно к федеративным государствам выделяются две характеристики состава территории (географическая и политическая), делается вывод о необходимости их закрепления в основном законе государства.
Ирхин И.В. - Дифференциация подходов правового регулирования прав и свобод граждан в региональном законодательстве Канады c. 26-30

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.1.62573

Аннотация: В статье анализируются подходы правового регулирования прав и свобод граждан Канады. Основное внимание сосредоточено в плоскости нормативного конструирования системы регламентации прав и свобод в законодательстве субъектов канадской федерации. На основе исследования законодательного опыта некоторых регионов Канады автор делает заключение о наличии существенных различий между моделями правового статуса гражданина, обусловленных системой применяемых диверсифицированных подходов. Констатируется, что в региональном законодательстве Канады, так же как и во многих правовых актах федерального значения, права и свободы раскрываются посредством перечисления оснований, форм и способов защиты от проявления дискриминации, что является существенным отличием, в частности, от российской правовой системы. В статье обосновывается вывод, что законодательством субъектов Канады устанавливается широкий перечень оснований и форм защиты от дискриминации по различным признакам, предусматриваются дополнительные гарантии приобретения и осуществления прав граждан, уточняются и конкретизируются конституционные формулы, касающиеся прав и свобод, что придает им стабильность и прочность.
Шахрай С.М. - Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в становлении конституционной модели российского федерализма c. 27-36
Аннотация: Автор статьи прослеживает динамику федеративных отношений в постсоветской России в контексте решений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Показано влияние практики федерального органа судебного конституционного контроля на конкретизацию и упрочение модели федеративного устройства России, заложенной действующей Конституцией Российской Федерации. Рассмотрено содержательное наполнение конституционных принципов федеративного устройства Конституционным Судом Российской Федерации, а также внедрение им идеологии федерализма в повседневную деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Лафитский В.И. - Сецессия в современном мире: конституционно- правовые и международно-правовые аспекты c. 30-33

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.1.64837

Аннотация: В статье рассматриваются конституционно-правовые и международно-правовые аспекты сецессии как формы частичного распада единого государства, выделения из его состава отдельных территориальных образований, формирующих собственную государственность либо входящих в состав других государств. Анализируются основные черты сецессии и выявляются те проблемы, которые предстоит решить в конституционно-правовом и международно-правовом восприятии и освоении этого явления современного мира.
Куян И.А. - Парламентаризм — важнейшая форма проявления народного суверенитета: проблемы реализации в Украине c. 31-35

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.1.62574

Аннотация: Статья посвящена исследованию теоретических и практических проблем парламентаризма с точки зрения его реализации как формы народного суверенитета. Парламентаризм как закономерный результат и процесс развития принципа народного суверенитета в теории и практической реализации, в первую очередь, связан с парламентарной формой (системой) правления, которая предусматривает ведущую роль парламента в системе органов государственной власти. Этот вопрос автор рассматривает с точки зрения идеала, с учетом политической реальности и потребностей законодательного регулирования, что предполагает необходимость отражения (воплощения) и развития принципа народного суверенитета во всех основных элементах парламентаризма: избирательной системе, конституционно-правовом статусе парламента, парламентских процедурах, политическом и государственном режимах.
А.В.Павлушкин - Конституционно–правовой статус избирательных органов в зарубежных странах c. 34-43
Аннотация: Статья посвящена проблемам регламентации статуса избирательных органов зарубежных государств. Исследуются вопросы организации деятельности избирательных органов непосредственно в конституциях государств, а также отдельные аспекты формирования избирательных органов и статуса их членов.
Нематов А.Р. - Законодательная инициатива и формы ее реализации по Конституции Республики Таджикистан и Российской Федерации (сравнительно- правовой анализ) c. 34-43

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.1.64838

Аннотация: В статье рассматривается осуществления законодательной инициативы субъектами правотворческой деятельности в соответствии с Конституциями Республики Таджикистан и Российской Федерации. Статья также проводит параллели между субъектами законодательной инициативы Таджикистана и России и указывает на многообразие форм осуществления законодательной инициативы. Конституция Республики Таджикистан и Российской Федерации закрепляя почти одинаковы составы субъектов право законодательной инициативы, в то же время в них прослеживается некоторая специфичность. Отличие института законодательной инициативы также прослеживается в форме её реализации в вышеназванных странах. В процессе исследования использовался такие методы научного познания, как сравнительно-правовой метод, социологический, статистический методы исследования проведенный нами анализ дает право сделать некоторые выводы. Во-первых, законодательная инициатива, состоит из совокупности правовых отношений, направленных на регулирования отношений возникающих по поводу внесения и обязательного рассмотрения законопроекта в Парламенте. Настоящие правоотношения возникают между Парламентом, с одной стороны и субъектами законодательной инициативы с другой. Во-вторых, круг субъектов обладающих правом законодательной инициативы и формы её реализации в государстве обусловлено его устройством, формой правления и правовой системой. В – третьих, носителями права законодательной инициативы, в основном, обладают органы государственной власти в лице парламента, главы государства и правительства, местные и/или региональные представительные органы, в некоторых странах также высшие судебные органы. Это право закрепляется на конституционном уровне. В-четвертых, на современном этапе в условиях демократизации всех сфер общественной жизни требуется расширения круга субъектов законодательной инициативы и включение в этот круг также граждан и высших судебных органов страны (на практике Таджикистана – Верховный суд и Высший экономический суд).
А.Н. Чертков - О составе территории Российской Федерации c. 38-44
Аннотация: Статья посвящена конституционным основам определения состава территории Российской Федерации и ключевым проблемам их реализации. Анализируется правовое закрепление основных компонентов состава территории России как единого федеративного суверенного государства, а также территории субъекта Российской Федерации.
А.Н. Пилипенко - Защитник прав во Франции c. 43-49
Аннотация: Сам факт столь позднего появления во Франции Защитника прав заслуживает внимания хотя бы потому, что подобные учреждения в европейских (и не только) государствах существуют сравнительно давно. Означает ли это, что тем самым она преодолела свое «отставание» в утверждении института «омбудсмена»? Очевидно, нет. С начала 70-годов Франция следует своему оригинальному «дисперсионному» способу защиты прав и свобод личности, возлагая ее на различные независимые органы. Является ли учреждение Защитника прав отступлением от этого пути, последствия поглощения им ряда правозащитных органов, судьба независимых административных органов — вопросы, представляющие далеко не умозрительный интерес, стали предметом предлагаемой статьи.
Б.С. Эбзеев - Решение ЕСПЧ по делу «Республиканская партия России против России», или Утраченные иллюзии c. 43-54
Аннотация: В статье автором рассматривается недавнее решение Европейского Суда по правам человека по делу «Республиканская партия России против России». Автором критически воспринято данное решение, поскольку конвенционное закрепление общих для Европы стандартов прав человека и участие Российской Федерации в нем вовсе не исключают значительную дискреционную свободу государства–участника, предопределяемую его суверенитетом. Ослабление суверенных прав государства с неизбежностью ведет к ослаблению ответственности, которую международное сообщество может требовать от публичной власти, осуществляющей эти права. Юридическим выражением суверенитета РФ является установленное Конституцией верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. В этой связи автором обосновывается верховенство Конституции Российской Федерации по отношению к международным договорам. Выдвигается предложение о необходимости вынесения Конституционным Судом Российской Федерации заключения в отношении решений международных судебных органов, если есть основания полагать, что их исполнение может войти в коллизию с Конституцией России.
Я.Д. Зелменис - Институт прокуратуры в Латвийской Республике — необходимость более строгого надзора и защиты прав индивида c. 50-60
Аннотация: Автор в статье описал историческое развитие института прокуратуры в Латвии и модели действия прокуратуры в Латвии в наше время. В работе использованы актуальные решения и постановления Конституционного суда Латвии, Европейского суда по правам человека и Суда Европейских Сообществ. Автор в работе анализирует проблемы, связанные с недостаточным надзором над деятельностью прокуратуры и неполноценным соблюдением прав индивида, а также предлагает возможные решения указанных проблем.
Масловская Т.С. - Некоторые направления конституционных изменений в зарубежных странах на современном этапе c. 54-62
Аннотация: В статье анализируются условия проведения конституционных реформ в зарубежных странах, цели конституционных изменений на современном этапе. Выделяются направления конституционных преобразований в зарубежных странах, особенности содержания новых конституций XXI в. Делается вывод о расширении конституционализации общественной жизни на современном этапе.
Берлявский Л.Г. - Конституционный процесс в регионе Ближнего Востока c. 63-69
Аннотация: Изучение конституционного права стран Ближнего Востока представляет значительный интерес в связи с тем, что данный регион находится вблизи южных границ России, других постсоветских стран и не может не затрагивать их политические, экономические и гуманитарные интересы. В ряде стран региона существуют нестабильные политические режимы (Ирак, Афганистан и др.), их конституционное развитие заторможено и испытывает воздействие системы международных санкций (ООН, Евросоюза) либо государственного права ведущих государств Запада. На конституционное развитие ряда стран (Исламская Республика Иран, Ливанская Республика, Алжир и др.) существенное, если не решающее воздействие оказывает исламский фундаментализм.
Меркулова Т.А. - Новый Основной закон Венгрии c. 70-77
Аннотация: В статье рассматривается процедура подготовки и принятия нового Основного Закона, отдельные этапы исторического развития конституционного права страны. Кроме того, в статье излагается основное содержание текста новой Конституции.
Андриченко Л.В. - Современная модель и механизм разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации c. 172-187

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.2.65140

Аннотация: В статье рассмотрены современные тенденции разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, дана оценка выработанных критериев, способов, принципов и механизмов разграничения предметов ведения и полномочий, нашедших свое воплощение в федеративной практике. Сделана попытка выявить проблемы, препятствующие дальнейшему развитию федеративных начал в осуществлении государственного управления.
Буринскине М., Петраковская О.C. - Правовое регулирование основ территориального планирования в Литве и Украине c. 188-195

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.2.65141

Аннотация: В статье проведен анализ трансформации подходов к территориальному планированию в Литве и Украине за последний 20 лет. Основной акцент сделан на правовом регулировании методов и задач территориального планирования, которые претерпели изменения в новых социально экономических условиям обеих стран. Для обеспечения устойчивого развития территорий в природной, социальной, техногенной, экономической среде важно найти и обеспечить такой подход развития, который обеспечит качество жизни населения, и уменьшит негативное влияние на окружающую среду. С 1991 года каждая страна развивает новые стратегии планирования территорий в условиях новых экономических категорий и политической направленности развития.
Пилипенко А.Н. - Концептуальные основы публичного контроля во Франции c. 196-202

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.2.65142

Аннотация: В предлагаемой статье на примере Франции контроль рассматривается как системообразующий элемент публичной власти в ее ядре – органы, конституирующие государство. Публичный контроль имеет и другие измерения в рамках организации и деятельности исполнительной власти, отношениях «управляющие – управляемые». Но это, надеемся, предмет следующих публикаций.
Крысенкова Н.Б. - Правовой статус этнических и религиозных групп в Индии c. 225-229

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.2.62842

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу правового статуса этнических групп, религиозных меньшинств и отсталых классов, существующих на территории Индии. Автором обращено внимание на реализующиеся в настоящее время меры по повышению уровня благосостояния таких категорий населения, обеспечению представительства их интересов в государственных органах и получению образования. Анализ построен на основе Конституции Индии 1949 г., законодательства о меньшинствах и программных документов комиссий по защите их прав.
Нифанов А.Н. - Опыт конституирования территории в федеративных государствах c. 230-236

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.2.62843

Аннотация: В данной статье представлен авторский анализ конституций федеративных государств на предмет выявления в них норм о территории с учетом комплексного подхода к определению последней.
Андриченко Л.В., Хабриева Т.Я. - Правовое регулирование межнациональных отношений по законодательству зарубежных государств c. 393-416

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.3.63162

Аннотация: В научной статье на основе изучения законодательства зарубежных стран дается сравнительноправовой анализ правового регулирования межнациональных отношений. Рассматриваются основные направления межнациональной политики зарубежных стран: обеспечение правового статуса национальных меньшинств и коренных народов; антидискриминационная политика; гарантии участия в политической жизни национальных меньшинств; право на пользование родным языком и национально-культурным наследием; совершенствование институциональных и функциональных начал национально-территориальных образований; обеспечение земельных и иных имущественных прав коренных народов. Сделан вывод о том, что исследование зарубежного опыта законодательного регулирования прав национальных меньшинств дает широкие возможности для его использования в практике российского правотворчества.
Тимошенко И.Г. - Открытое правительство за рубежом: современное состояние и проблемы c. 463-473

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65365

Аннотация: Статья посвящена исследованию зарубежного опыта правовой регламентации институтов открытого правительства и практики его внедрения в контексте модернизации государственного управления, расширения прав граждан на информацию и участие в государственном управлении. При подготовке статьи использованы исторический и сравнительно-правовой методы исследования. В частности, на основе сравнительного анализа национального законодательства и практики зарубежных государств, а также международных рекомендаций исследуется эволюция и современное содержание концепции открытого правительства за рубежом, рассматриваются позитивные и негативные аспекты ее практической реализации в государственном управлении. Особое внимание уделено изучению электронного правительства и форм его использования в деятельности органов публичной администрации зарубежных государств. Анализ законодательных основ и практики реализации открытого правительства в зарубежных государствах показывает, что несмотря на определенные успехи в этой сфере, многие государства сталкиваются со значительными правовыми, организационными и финансовыми трудностями. Они обусловлены тем, что на практике очень трудно найти баланс между традиционными требованиями надлежащего государственного управления и современными требованиями обеспечения его открытости. Внедрение информационных технологий, облегчая реализацию открытости, создает новые проблемы, связанные, в частности, с защитой определенных видов информации, а также личных персональных данных. Решение этих проблем в значительной степени связано с совершенствованием информационного законодательства, систем общественного контроля и иных институтов демократизации государственного управления. Оно может быть достигнуто только на основе взвешенного подхода, позволяющего соединить преимущества информационной открытости с обеспечением безопасности как органов государства, так и граждан в этом процессе. Учитывая эти соображения, автором делается вывод о необходимости осторожного подхода к возможному заимствованию отдельных элементов зарубежного опыта в российской государственно-правовой практике.
Аракелян М.Р. - К проблеме функционирования правозащитной системы современного государства c. 474-478

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65366

Аннотация: Правозащитная функция является приоритетным направлением в функционировании современного государства, основанного на современном законодательном обеспечении, отражающего закономерности в развитии общества, а также внешних факторов, определяющих стратегическое его развитие. Правозащитная функция современного государства это, прежде всего, деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждение законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни. В статье рассмотрены проблемы трансформации содержания правозащитной функции современного государства. Особое внимание уделено реализации правозащитной функции современного государства в контексте проводимых правовых реформ. Становление правозащитной системы современного государства вообще, а института адвокатуры в частности, является длительным и сложным процессом. Провозглашение независимости Украины стало толчком к реформированию устаревшей модели адвокатуры советского периода. Принятие Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» отмечает стремление украинского государства и общества, направленное на демократизацию всех сфер жизни граждан. Исследование процесса трансформации правовой системы Украины в период проводимых в последние годы реформ имеет особую важность. Активную роль в этих процессах играет институт адвокатуры, как важнейшее составляющее правозащитной системы Украины, основной функцией которого является обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказание им другой квалифицированной правовой помощи.
Батлер У.Э. - Гармонизация российского права и правовые нормы о трастах c. 479-482

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65367

Аннотация: Статья посвящена актуальной теме гармонизации российского законодательства на примере траста. Автор показывает преимущества политики гармонизации для экономического развития государств и анализирует ее возможности применительно к законодательству о трастах в РФ, состоящему из главы 53 Гражданского кодекса РФ и Указа Президента РФ 1993 г. «О доверительной собственности (трасте)», который, с точки зрения автора, остается в силе. В статье уделяется большое внимание рассмотрению проблем использования трастов в современной российской экономике. Автор показывает, как элементы англо-американского траста могут быть адаптированы к российским правовым реалиям и какую экономическую выгоду это может дать. Автор анализирует возможности юридической техники, позволяющей российским юридическим и физическим лицам пользоваться системой трастов, не нарушая норм российского права.
Лукоянов Н.В. - Корпоративные бездокументарные ценные бумаги в праве Испании c. 483-487

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.3.65368

Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования корпоративных бездокументарных ценных бумаг в праве на примере Испании. В правовой науке России практически отсутствуют исследования корпоративных бездокументарных ценных бумаг зарубежных государств. Однако механизм регулирования общественных отношений, возникающих по поводу корпоративных бездокументарных ценных бумаг в гражданском и торговом обороте Испании, представляет интерес для российского права. Усложняющийся торговый оборот и правила нормативных актов Европейского союза, имплементированные в национальное законодательство, дают толчок появлению новых видов корпоративных ценных бумаг, не известных ранее испанскому праву (отзывные акции, привилегированные корпоративные паи). Однако правоприменительная практика свидетельствует о том, что надежная правовая защита инвесторов, которые вкладывают свои средства в такие финансовые инструменты, до сих пор не обеспечена.
Махник Д.И., Помазанский А.Е. - Режим правового регулирования публичных мероприятий: конституционные требования и международные стандарты c. 564-570

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.4.63578

Аннотация: Статья посвящена анализу правового регулирования проведения публичных мероприятий в Российской Федерации с точки зрения его соответствия конституционным требованиям и международным стандартам. В статье содержится вывод о том, что имеющийся на сегодняшний день режим правового регулирования публичных мероприятий, конкретизирующий механизм и процедуру их проведения, не в полной мере отражает закрепленное как на конституционном уровне, так и на международном уровне право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, существенно ограничивает содержание прав, реальность и доступность этих прав.Более того, последние изменения, внесенные в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» явно демонстрируют тенденцию к установлению разрешительного порядка проведения массовых публичных мероприятий, что не соотносится с провозглашенным на конституционном уровне и закрепленном в ряде международных документов уведомительным порядком проведения подобных мероприятий. В статье содержатся предложения по совершенствованию правовой регламентации порядка проведения публичных мероприятий.
Калмыкова А.В. - Законодательство о государственном контроле (надзоре) в сфере технического регулирования государств–членов ЕврАзЭС и Таможенного союза c. 571-582

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.4.63579

Аннотация: Статья посвящена сравнительно-правовому исследованию законодательного регулирования государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования государств-членов ЕврАзЭС и Таможенного союза. На основе анализа законодательства России, Белоруссии, Казахстана, Кыргызской Республики и Таджикистана выявляются общие черты осуществления государственного контроля (надзора), анализируются особенности правового регулирования государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования в отдельных странах, а также делаются выводы о направлениях развития системы государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования в условиях дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Дундуков М.Ю. - Контрольные полномочия президента Соединенных Штатов в отношении разведывательных служб (на основе решений Верхового Суда США) c. 583-586

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.4.63580

Аннотация: В данной статье рассматриваются контрольные полномочия президента Соединенных Штатов в отношении разведывательных служб США. Статья построена на анализе судебных дел, рассмотренных Верховным Судом США, в которых высший судебный орган Соединенных Штатов толкует конституционное право президента осуществлять контроль в отношении подчиненных ему в административном порядке органов. В статье также в соответствии с позицией Верховного Суда в деле Totten v. United States (1875 г.) обосновывается право президента как верховного главнокомандующего учреждать в военное время в системе исполнительных органов власти разведывательные службы. Сравнивая позицию Верховного Суда в указанном деле с позицией, выраженной высшей судебной инстанцией США в более позднем деле Chicago & S. Airlines v. Waterman S.S. Corp. (1948г.), автор показывает эволюцию суждений Верховного Суда, признавшего в более позднем деле право главы государства учреждать разведывательные службы не только в военное, но и в мирное время.
Савчин М.В. - Конституционные ценности, легитимность публичной власти и учредительная легитимность c. 587-595

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.4.63581

Аннотация: В статье рассматривается проблема учредительной легитимности в контексте сравнительного анализа моделей легитимации публичной власти в свете конституционных ценностей. На основе междисциплинарного подхода, сочетании достижений политологии, социологии и права, доктрин естественного и позитивного права исследована проблема демократической легитимности конституционного порядка и разработано основные предложения об улучшении конституционной системы Украины. Проанализирована взаимосвязь демократической легитимности и конституционных ценностей через призму делиберативной легитимности (соучастия) и демократической легитимности прав человека. Сделан сравнительный анализ моделей нейтрального инструмента, унитарного, эгалитарного и аксиологического достижения консенсуса в обществе. Раскрывается природа учредительной легитимности через призму конституционных ценностей и природа правового статуса Конституционной Ассамблеи, которая создана для подготовки проекта обновления Конституции Украины. Сформулированы ключевые проблемы, которые должны стать предметом публичной дискуссии и рассмотрения Конституционной Ассамблеи. Определен механизм пересмотра Конституции Украины согласно европейским конституционным ценностям и демократической легитимности.
Виноградова П.А. - Правовые меры по урегулированию межнациональных конфликтов c. 658-664

DOI:
10.7256/1991-3222.2014.4.65593

Аннотация: Создание механизмов предупреждения и нейтрализации межнациональных конфликтов определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в качестве приоритета. В современном мире инструментом провокации межнациональной и межконфессиональной напряженности выступает деятельность различных национальных и религиозных движений, связанная с использованием этнической принадлежности. На фоне активизации работы органов государственной власти по принятию превентивных мер, правовые средства предупреждения межнациональных конфликтов в юридической литературе остаются малоисследованными. Данные обстоятельства предопределяют актуальность рассмотрения содержания понятия межнационального конфликта, классификации, стадий и порядка разрешения данных конфликтов. Проведенный анализ позволил обобщить факторы возникновения межнациональной и межконфессиональной напряженности, обозначить меры по их предупреждению. Разрешение возникших межнациональных разногласий осуществляется, в том числе в судебном порядке. Поэтому особая роль в статье уделяется новым полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, направленным на обеспечение единства правоприменительной практики и суверенитета национальной правовой системы. Рассмотрение обозначенных вопросов позволяет сформулировать основные меры, направленные на обеспечение превенции негативных последствий межэтнических разногласий. Исходя из приоритетности национальных интересов в качестве базовых принципов правового развития в сфере межнациональных отношений определены необходимость следования национальным традициям и обеспечения социальной легитимности права.
Арутюнян Г.Г. - Консититуционализм в контексте конституционной культуры нового тысячелетия c. 773-779

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.5.63809

Аннотация:
Карпенко К.В. - Институт последующего (конкретного) конституционного контроля во Франции c. 780-790

DOI:
10.7256/1991-3222.2013.5.63810

Аннотация:
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.