LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН) - рубрика Международное публичное право
по
LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Контакты > Авторам > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)" > Рубрика "Международное публичное право"
Международное публичное право
Бекяшев К.А. - "Правовой статус Евразийской экономической комиссии"

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.3.7074

Аннотация: Правовой статус Евразийской экономической комиссии В статье рассматривается предпосылки создания Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК). Дана характеристика ее функциям с точки зрения международного права. ЕАЭК осуществляет свою деятельность на основе следующих трех принципов: а) обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов; б) экономическая обоснованность принимаемых решений; в) открытость, гласность и объективность. Разумеется, эти принципы по содержанию не являются правовыми. Однако будучи включенными в Договор от 18 ноября 2011 г., они приобрели правовое значение и являются обязательными для его участников. Согласно ст.1 Договора от 18 ноября 2011 г. Комиссия является регулирующим данное полномочие ЕАЭК. По правовому статусу Комиссия является международным автономным органом, созданным на основе международного договора. В статье приведены аргументы в поддержку данного мнения. Автор статьи не соглашается с мнением о том, что комиссия является наднациональной организацией. По его мнению наднациональных организаций нет и не может быть.
Моисеев Е.Г. - Процесс урегулирования ближневосточного конфликта

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.4.7290

Аннотация: К числу одной из самых давних (с 1948 года) нерешенных международных проблем относится проблема урегулирования ближневосточного конфликта. В статье речь идет о процессе урегулирования данного конфликта в последние годы, в котором принимают участие, прежде всего, Израиль, Палестина и соседние с ними арабские государства, - а также международное сообщество в лице Организации Объединенных Наций. Показаны политика и действия Российской Федерации в разрешении ближневосточного конфликта.
Лютов Н.Л. - Нормы jus cogens и международное трудовое право

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.5.7516

Аннотация: В статье анализируется возможность существования императивных норм общего международного права (jus cogens) в международном трудовом праве. Нормы jus cogens – это высший по иерархии источник международного права, которому не могут противоречить никакие международные договоры и иные источники международного права. Между тем, в отечественной и зарубежной доктрине трудового права существует чрезвычайно большой разброс мнений по того, что следует включать в состав норм jus cogens в международном трудовом праве. Можно утверждать, что представители науки трудового права значительно либеральнее относятся к возможному перечню норм jus cogens в международном трудовом праве, чем специалисты по международному праву. С учетом возможности появления нормы jus cogens без согласия суверенного государства, консервативной практики международных судебных органов в отношении данного вида правовых норм, а также опасности использования данной концепции не для защиты прав человека, а в чисто политических целях, в статье предлагается осторожное отношение к этим нормам. На основании решений международных судов, состоявшуюся легитимацию норм jus cogens в международном трудовом праве можно констатировать в отношении запрета дискриминации, а также запрета рабства как экстремальной формы принудительного труда. Применительно к другим, пусть и важнейшим, правам человека в сфере труда корректно говорить лишь о возможности их становления в качестве норм jus cogens.
К.А. Бекяшев - Правовой статус Евразийской экономической комиссии c. 286-290

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.3.62503

Аннотация: в статье рассматриваются предпосылки создания Евразийской экономической комиссии (ЕАЭК). Дана характеристика ее функциям с точки зрения международного права. ЕАЭК осуществляет свою деятельность на основе следующих трех принципов: а) обеспечение взаимной выгоды, равноправия и учета национальных интересов; б) экономическая обоснованность принимаемых решений; в) открытость, гласность и объективность. Разумеется, эти принципы по содержанию не являются правовыми. Однако будучи включенными в Договор от 18 ноября 2011 г., они приобрели правовое значение и являются обязательными для его участников. Согласно ст. 1 Договора от 18 ноября 2011 г. Комиссия является регулирующим данное полномочие ЕАЭК. По правовому статусу Комиссия является международным автономным органом, созданным на основе международного договора. В статье приведены аргументы в поддержку данного мнения. Автор статьи не соглашается с доводами о том, что комиссия является наднациональной организацией. По его мнению, наднациональных организаций нет и не может быть.
Е.Г. Моисеев - Процесс урегулирования ближневосточного конфликта c. 367-378

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.4.62627

Аннотация: К числу одной из самых давних (с 1948 г.) нерешенных международных проблем относится проблема урегулирования ближневосточного конфликта. В статье речь идет о процессе урегулирования данного конфликта в последние годы, в котором принимают участие, прежде всего Израиль, Палестина и соседние с ними арабские государства, а также международное сообщество в лице Организации Объединенных Наций. Показаны политика и действия Российской Федерации в разрешении ближневосточного конфликта.
Н.Л. Лютов - Нормы Jus Cogens и международное трудовое право c. 495-508

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.5.61419

Аннотация: В статье анализируется возможность существования императивных норм общего международного права (jus cogens) в международном трудовом праве. Нормы jus cogens — это высший по иерархии источник международного права, которому не могут противоречить никакие международные договоры и иные источники международного права. Между тем в отечественной и зарубежной доктрине трудового права существует чрезвычайно большой разброс мнений по поводу того, что следует включать в состав норм jus cogens в международном трудовом праве. Можно утверждать, что представители науки трудового права значительно либеральнее относятся к возможному перечню норм jus cogens в международном трудовом праве, чем специалисты по международному праву. С учетом возможности появления нормы jus cogens без согласия суверенного государства, консервативной практики международных судебных органов в отношении этого вида правовых норм, а также опасности использования данной концепции не для защиты прав человека, а чисто в политических целях, в статье предлагается осторожное отношение к рассматриваемым нормам. На основании решений международных судов состоявшуюся легитимацию норм jus cogens в международном трудовом праве можно констатировать в отношении запрета дискриминации, а также запрета рабства как экстремальной формы принудительного труда. Применительно к другим, пусть и важнейшим, правам человека в сфере труда корректно говорить лишь о возможности их становления в качестве норм jus cogens.
Чернядьева Н.А. - Роль Вестфальского правового пространства в создании условий возникновения и распространения международного терроризма

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.5.10849

Аннотация: Статья подготовлена при поддержке РГНФ Вестфальский мирный трактат стал основой для формирования современного международного пространства. Им были заложены актуальные начала (принципы) международного права. Статья посвящена установлению исторических факторов, связанных с Вестфальским договором, способствовавших появлению международного терроризма. Предметом исследования стало изучение процесса становления и развития международного публичного права с целью определения правовых норм и принципов, допустившим выход терроризма на международный уровень. Исследование основано на первоисточнике - текстах двух договоров, объединенных общим названием - Вестфальский трактат Работа носит комплексный, междисциплинарный характер, в связи с этим при подготовке статьи использовались сравнительно-правовой, сравнительно-исторический методы. Сравнительно-правовой анализ, с учетом специфики темы научного изыскания, носит преимущественно функциональный характер, направленный на поиск и выявление черт внутреннего сходства и различия как социально-политических явлений – предшественников и «попутчиков» терроризма. Применяемый в работе принцип историзма позволил проследить начальный этап создания условий в международном пространстве для терроризма. Также использовался метод диахронного сравнения – в отношении поиска предпосылок терроризма в международной действительности и синхронного сравнения - в отношении выявления общего, особенного и единичного в оценке событий терроризма в разных государствах как выражения наследия Вестфальского тракта. Впервые анализируется Вестфальский договор как первооснова мирового правопорядка и историческая предпосылка для создания современной кризисной ситуации в сфере международной безопасности. Показано, что именно в Вестфальских трактатах (Мюнстерском и Оснабрюкском) заложены принципы суверенитета и равенства государств, двойных стандартов во внешней политике, легализации войны как способа ведения внешней политики, определен круг субъектов международного права, закреплена монополия государства на совершение легального насилия.
Чернядьева Н.А. - Роль Вестфальского правового пространства в создании условий возникновения и распространения международного терроризма c. 564-574

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.5.64915

Аннотация: Статья подготовлена при поддержке РГНФ Вестфальский мирный трактат стал основой для формирования современного международного пространства. Им были заложены актуальные начала (принципы) международного права. Статья посвящена установлению исторических факторов, связанных с Вестфальским договором, способствовавших появлению международного терроризма. Предметом исследования стало изучение процесса становления и развития международного публичного права с целью определения правовых норм и принципов, допустившим выход терроризма на международный уровень. Исследование основано на первоисточнике - текстах двух договоров, объединенных общим названием - Вестфальский трактат Работа носит комплексный, междисциплинарный характер, в связи с этим при подготовке статьи использовались сравнительно-правовой, сравнительно-исторический методы. Сравнительно-правовой анализ, с учетом специфики темы научного изыскания, носит преимущественно функциональный характер, направленный на поиск и выявление черт внутреннего сходства и различия как социально-политических явлений – предшественников и «попутчиков» терроризма. Применяемый в работе принцип историзма позволил проследить начальный этап создания условий в международном пространстве для терроризма. Также использовался метод диахронного сравнения – в отношении поиска предпосылок терроризма в международной действительности и синхронного сравнения - в отношении выявления общего, особенного и единичного в оценке событий терроризма в разных государствах как выражения наследия Вестфальского тракта. Впервые анализируется Вестфальский договор как первооснова мирового правопорядка и историческая предпосылка для создания современной кризисной ситуации в сфере международной безопасности. Показано, что именно в Вестфальских трактатах (Мюнстерском и Оснабрюкском) заложены принципы суверенитета и равенства государств, двойных стандартов во внешней политике, легализации войны как способа ведения внешней политики, определен круг субъектов международного права, закреплена монополия государства на совершение легального насилия.
В.В. Гаврилов - Образование и международная правосубъектность форума «АСЕАН ПЛЮС ТРИ» c. 875-883

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.8.62910

Аннотация: Статья посвящена анализу деятельности форума «АСЕАН плюс Три» (АПТ) как специфической формы сотрудничества государств Восточной Азии. Она содержит краткий исторический обзор истории создания АПТ и раскрывает содержание основных стадий сотрудничества ее государств-членов. На примерах инстуционального и нормотворческого механизмов, функционирующих в рамках АПТ, показаны основные отличия данного объединения от международных межправительственных организаций, обладающих международной правосубъектностью. Анализ этих особенностей свидетельствует, что их государства-члены в настоящее время не готовы к созданию разветвленной сети международных договоров по основным направлениям своего сотрудничества. Форум функционирует посредством организации деятельности различного рода встреч и рабочих групп, принимающих в качестве своих итоговых документов юридически необязательные декларации и демонстрируя тем самым достаточно низкий уровень легализации отношений своих стран-членов. Форум «АСЕАН плюс три» как международное объединение обладает существенными особенностями по сравнению с «классическими» международными организациями. Среди основных из них можно выделить: отсутствие международной правосубъектности; многоуровневый и координационный характер деятельности институциональных подразделений, которые не предполагают возможности принятия решений, юридически обязательных для государств-членов; наличие основанного на консенсусе нормотворческого механизма, который в целом ориентирован на выработку и принятие документов политического характера.
Р.И. Дремлюга - Международно-правовой режим Черноморских проливов c. 1107-1114

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.10.63258

Аннотация: Статья посвящена анализу современного состояния международно-правового регулирования судоходства в Черноморских проливах. Автор пытается найти ответ на вопрос, как можно трактовать действия Турции по одностороннему изменению режима судоходства в Черноморских проливах с точки зрения международного морского права. Особое внимание уделяется вопросу применимости Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для определения правового режима Черноморских проливов. Предпринимается попытка выяснить, обязывают ли Турцию нормы, содержащиеся в конвенции. В работе рассматриваются нормативные акты, принятые Турцией в последнее время. Проведенный анализ показал, что все они так или иначе нарушают нормы международного права. Автор приходит к выводу, что несмотря на закрепленную в международном морском праве возможность введения прибрежным государством новых правил по обеспечению безопасности и защите экологии в проливах, она может быть реализована только с учетом интересов международного торгового мореплавания.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.