LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН) - рубрика Проблемы теории отраслей права
по
LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Контакты > Авторам > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН)" > Рубрика "Проблемы теории отраслей права"
Проблемы теории отраслей права
Вэнь Хэнго - Становление и развитие науки административного права КНР c. 24-32

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.1.63783

Аннотация: Административные задачи во всех странах сходные, но административно-правовая наука – разная. Развитие науки административного права в КНР началось с 80-х гг. прошлого века после провозглашения политики реформ и открытости. На ее становление и развитие оказали влияние романо-германская и англосаксонская правовые семьи и, конечно, советская административно-правовая наука. Все это не могло не сказаться на китайской правовой науке. В целом развитие науки административного права КНР всегда сопровождается развитием административного закондательства и нормоустановления. В процессе совместного развития наука административного права КНР играет роль путеводителя законодательства и правосудия, критика реалий правопримениения. В настоящее время китайская административная правовая отрасль уже создана, хотя у нее еще много недостатков. В дальнейшем будет осуществляться ее эволюция на основе достижений мировой и китайской науки. Наряду с указанными аспектами в статье дана характеристика этапов развития науки административного права Китая, в частности, выделены три периода (так называемый пробельный; становления; развития и преобразования), показаны характерные особенности разрабатываемых административно-правовой наукой проблем, например, вопросы приоритетности административно-правовой защиты по сравнению со структурой государственного административного аппарата, значения административных процедур, по сравнению с материальным правом и др. Кроме того, показана степень исследования принципов административного права.
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. - Теоретические проблемы формирования концепции природоресурсного законодательства c. 25-33

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.1.62374

Аннотация: Статья содержит комплексное исследование основных доктринальных стратегических документов природоресурсного законодательства и законодательства в области обеспечения национальной и экологической безопасности, на основе которого с учетом теоретического и эмпирического изучения правовых норм, устанавливающих порядок осуществления рационального природопользования, выделяются основные положения государственной политики в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности России, а также предложения по совершенствованию действующего природоресурсного законодательства и механизма государственного управления в данной сфере общественных отношений. Предмет исследования составляют доктринальные документы природоресурсного законодательства РФ (стратегии, концепции, доктрины, определяющие основные векторы развития законодательства в области использования и охраны отдельных природных ресурсов на среднесрочную и долгосрочную перспективу), а также иные стратегические документы в области обеспечения национальной и экологической безопасности (Концепция национальной безопасности РФ, Экологическая доктрина РФ, Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 г. и т.д.). Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем выводы и концептуальные предложения могут быть использованы в научно– практической деятельности для совершенствования федерального законодательства в сфере природопользования и охраны отдельных компонентов окружающей среды, а также в процессе преподавания природоресурсного права в ведущих юридических высших учебных заведениях России. Методологическую основу исследования составляют методы нормативно–правового и институционально–функционального анализа. Результатом исследования является проект Концепции государственной политики и стратегии в сфере правового обеспечения рационального природопользования и совершенствования природоресурсного законодательства в контексте обеспечения национальной безопасности России, содержащий цели, задачи, принципы, направления, механизмы координации деятельности субъектов реализации Концепции.
Ха Шуцзюй - Новые тенденции развития гражданско-процессуальной системы КНР c. 33-40

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.1.63784

Аннотация: Гражданско-процессуальный кодекс Китая – один из основных актов государства, отражающий принцип стандартизации процесса гражданского судопроизводства. Действовавший Гражданско-процессуальный кодекс КНР был разработан в 1991 г. В 2007 г. Правительство КНР внесло поправки, касающиеся надзора за гражданским судопроизводством и порядка исполнения принятых решений. Но вследствие быстрого экономического развития Китая количество новых типов гражданских дел непрерывно увеличивается, а существующая гражданско-процессуальная система была не способна в полной мере удовлетворить требования правосудия. Новый Гражданско-процессуальный кодекс КНР вступил в законную силу в 2013 г. В этом ГПК Китая закреплен принцип добросовестности, выступающий в качестве ориентира для судей и сторон по делу; созданы система судопроизводства общественных исков, система судопроизводства злонамеренных исков, система судопроизводства мелких исков, система помощи по защите прав и интересов третьей стороны и др.; усовершенствована система судопроизводства. Эти и другие вопросы нашли отражение в данной статье. Кроме этого, было прокомментировано новое содержание гарантии права сторон на подачу исков, основывающееся на новой процедуре принятия дела на рассмотрение, права ходатайствовать о пересмотре дела и системе предоставления доказательств.
Ли Ляньци - Правовая система предприятий с иностранным капиталом КНР и тенденции ее развития c. 41-49

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.1.63785

Аннотация: Точкой опоры правовой системы предприятий с иностранным капиталом в КНР являются «коммерческие организации», ядром системы – Законы «О паевых совместных предприятиях китайского и иностранного капитала», «О предприятиях с иностранным капиталом», «О китайско-иностранных совместно управляемых предприятиях» и др., касающиеся предприятий с иностранным капиталом. Данная правовая система сочетает в себе корпоративное право, антимонопольное законодательство и другое отраслевое законодательство, а также связывает в единое целое всю совокупность правовых систем с целью регулирования доступа к прямым иностранным инвестициям, их обращения, управления и др. С юридической точки зрения, нормы корпоративного права признаются общими нормами, а нормы Закона «О предприятиях с иностранным капиталом» – специальными. Если придерживаться принципа правоприменения, по которому специальные нормы доминируют над общими, то можно разрешить любые правовые споры. КНР использует метод привлечения прямых иностранных инвестиций, кроме привлечения инвестиций на образование новых предприятий. КНР дала возможность иностранным предпринимателям также использовать метод поглощения (слияния) для образования новых предприятий, но такая возможность регулируется антимонопольным законодательством. Кроме этого, КНР методом разделения (унификации) законов предоставила иностранным инвесторам оптимальную льготную политику. В настоящее время проблемы правовой системы предприятий с иностранным капиталом в КНР проявляются в ее громоздкости, дублировании статей законодательства и сложности правовой системы, которая включает в себя как внутренний, так и внешний капитал. В связи с этим КНР начала процесс дальнейшего совершенствования законодательства компаний с иностранным капиталом, куда входит ослабление «высшего национального режима» и «низшего национального режима» иностранных предприятий, возможность упразднения отдельных законов, касающихся предприятий с иностранным капиталом, разработка единого Закона «Об иностранных инвестициях» и создание хорошего инвестиционного климата.
Bан Цзяхуй - Право подряда на пользование сельскохозяйственными землями на паях (на акционерных началах) c. 50-57

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.1.63786

Аннотация: Право подряда на пользование землями на паях – это система приобретения прав акционеров (паедержателей) или получения прибыли, при которой субъектом права становится компания или кооператив, обладающий правами земельного подряда и вступивший в пай (ставший акционером) с помощью внесения этих прав в качестве пая. Юридическая природа такой системы относится к обращению вещного права. Существует три модели вступления в пай на права земельного подряда: кооперация земельных паев; профессиональный кооператив фермеров-пайщиков и паевое общество с ограниченной ответственностью. Общества с ограниченной ответственностью являются относительно идеальной формой организации пайщиков (акционеров). Право подряда на пользование землями на паях вступает в коллизию с системой хозяйствования в виде бытового подряда и правовой системой компаний. Определив субъекта права подряда и отменив ограничивающие законы, касающиеся права подряда на пользование землями на паях, можно улучшить существующую систему хозяйствования в виде бытового подряда. Вместе с этим создав стандартизацию системы оценки капитала, касающегося права земельного подряда и систему выхода фермеров-пайщиков из пая, можно построить правовую систему права подряда на пользование землями на паях.
Юй Ишэн - Юридическая истина в определении сущности предмета доказывания c. 58-66

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.1.63787

Аннотация: В китайской уголовно-правовой теории существуют две точки зрения на природу предмета доказывания, устанавливаемого судом в процессе уголовного судопроизводства, сторонники которых соответственно усматривают указанную сущность в объективной либо в юридической истине. Дискуссия между приверженцами концепций объективной и формальной (юридической) истины возникла на почве разного понимания природы гносеологической картины обстоятельств дела в уголовном судопроизводстве. По мнению автора, сущность предмета доказывания определяется категорией юридической истины, поскольку она в большей мере соответствует действительности и позволяет найти логическое объяснение возможным ошибкам в познании обстоятельств дела, способствует утверждению концепции приоритета процедуры, а также соответствует специфике процессуальной деятельности.
Е.А. Рыжкова - Публичное и частное в финансовом праве c. 168-175

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.2.63840

Аннотация: В современном финансовом праве вне зависимости от правовой системы – англосаксонской, континентальной или мусульманской – постоянно происходит столкновение частного и публичного элементов. Несмотря на то, что финансовое право защищает в первую очередь публичный интерес, игнорирование частноправового элемента в этой отрасли может привести к существенным разногласиям в обществе. Исторические особенности, религия, фундаментальные принципы, присущие каждой правовой системе (разумность англосаксонского права, целесообразность континентального и справедливость мусульманского права), сформировали основы финансовой системы каждого государства. В настоящее время при осуществлении финансовой деятельности государства вынуждены исходить уже не только из собственных интересов общего характера (содержание государственного аппарата, аппарата управления и принуждения, армии, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности и др.), которые были им присущи еще с момента зарождения, но и заботиться о благе каждого физического или юридического лица, предоставляя ему финансовую возможность для реализации жизненных задач и амбиций. Такие изменения произошли благодаря возрастающей роли частных финансов в финансовой системе. Поэтому государства, встав на путь интеграции, стараются при разработке новых норм финансового права найти компромиссное решение в вопросах столкновения частных и публичных интересов при осуществлении финансовой деятельности.
С.Б. Россинский - Протоколы следственных действий и судебного заседания по уголовному делу: постановка проблемы c. 176-184

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.2.63841

Аннотация: В статье аргументируется необходимость исследования протоколов следственных действий и судебного заседания как доказательств по уголовному делу. На основании многочисленных отечественных работ по уголовно-процессуальному праву дореволюционного, советского, а также современного периода делается вывод о явно недостаточном научном внимании к данной проблематике. Автор полагает, что в настоящее время в науке уголовного процесса наметилась определенная тенденция, направленная на более детальное исследование протоколов следственных действий и судебного заседания как доказательств по уголовному делу. Однако вопрос об их использовании в доказывании проработан в гораздо меньшей степени, по сравнению, например, с показаниями, заключениями эксперта или вещественными доказательствами. В этой связи предпринята попытка наметить определенные направления для дальнейшего развития этой научной проблемы с целью совершенствования процессуального законодательства и правоприменительной практики.
Л.В. Чхутиашвили - Организация и совершенствование экологического учета на российских предприятиях c. 185-198

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.2.63842

Аннотация: Статья посвящена вопросам организации и совершенствования экологического бухгалтерского учета на российских предприятиях в рыночных условиях хозяйствования. В современном обществе, установившем абсолютный приоритет рыночных отношений, защита экологии связана с рациональным природопользованием. В Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г., указывается, что государства должны сотрудничать для создания открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах, оказывающему влияние на экологию. С одной стороны, развитие невозможно без использования природных ресурсов, а с другой стороны, неизбежно влияние производственных и иных процессов на окружающую среду. Достижение оптимальных результатов развития с минимальным ущербом для среды – основная задача концепции устойчивого развития. Одной из проблем экологической экономики в свете концепции устойчивого развития является разработка и совершенствование направлений и принципов экологического учета и контроля, которые включают в себя финансовый и управленческий учет, отчетность по экологическим показателям и экологический аудит. При этом связь между управлением природоохранной деятельностью и экологическим учетом вполне понятна. В практике работы организаций осознание значимости экологии проявляется в постоянной необходимости расходования средств на охрану и восстановление окружающей среды, а это влечет за собой потребность организации экологического бухгалтерского учета, степень качества информации от которых может оказывать существенное влияние на принятие управленческих решений. Причем эти решения должны во взаимосвязи учитывать не только интересы своей организации, но и общие социально-экономические задачи охраны атмосферы, водных и земельных ресурсов, здоровья населения.
Бутнев В.В. - Механизм защиты субъективных прав c. 274-283

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.3.63964

Аннотация: В статье обосновывается понятие механизма защиты субъективных прав как взятой в единстве системы правовых средств, при помощи которой обеспечивается восстановление нарушенных субъективных прав, защита охраняемых законом интересов, разрешение правовых споров и устранение иных препятствий в реализации субъективных прав. Основными элементами такого механизма выступают охранительные нормы права, охранительные правоотношения и формы защиты субъективных прав как комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав, протекающих в рамках единого правового режима. Регулятивные нормы права регулируют нормальное, положительное поведение субъектов общественных отношений; охранительные нормы – поведение субъектов в конфликтной ситуации. Охранительные правоотношения возникают между участниками общественной жизни в результате правонарушения, оспаривания субъективного права, создания иных помех в его реализации. Содержанием охранительного правоотношения выступает материальное охранительное субъективное право на защиту потерпевшего требовать от правонарушителя восстановления нарушенного правового положения и корреспондирующая ему охранительная обязанность правонарушителя. Суд не является субъектом материальных охранительных правоотношений. Охранительное правоотношение проходит стадии возникновения (первоначального развития), конкретизации и реализации. Переход охранительного правоотношения с одной стадии на другую происходит с помощью действий самих участников охранительного правоотношения или органов, стоящих над сторонами охранительного правоотношения. Эти действия реализуются в рамках организационно-правовых форм защиты субъективных прав. Все формы защиты делятся на локальные (добровольная реализация ответственности правонарушителем, самозащита, урегулирование разногласий сторонами) и юрисдикционные (защита права органом, стоящим над сторонами). Судебная форма защиты – разновидность юрисдикционных форм защиты субъективных прав.
Лушников А.М. - Российское трудовое право: вызовы ХХI века c. 284-293

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.3.63965

Аннотация: Аннотация: В статье формулируется понятие вызовов в развитии трудового права через выявление закономерностей, определение на их базе тенденций дальнейшего развития и стремление к соответствию им экспертной и правотворческой деятельности. Далее на основание закономерностей выделены основные тенденции развития трудового права. При этом дан авторский обзор российских и зарубежных исследований в области футурологии трудового права. Обоснован вывод об экспансии трудового права на рубеже веков. Анализируется концепция «гибкобильности» трудовых отношений в современных условиях в связи с расширением нетипичных форм занятости. Поставлена проблема правовых пределов «гибкости» трудового права. Особое внимание уделено «новому облику» личных трудовых прав работника в условиях информационного общества. Дана характеристике права работника на достойный труд с учетом его международного измерения. Отмечается перспективность дальнейшего совершенствования правового механизма социального партнерства как основы гармонизации индивидуальных и коллективных трудовых прав.
Панько К.К. - К вопросу о правилах и приемах российского уголовного законотворчества c. 294-304

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.3.63966

Аннотация: Статья посвящена вопросам, касающимся принципов, правил, приемов и средств законодательной техники уголовного права России. Рассмотрены основные, общие и специфические правила и приемы законодательной техники уголовного права России, приведена и проанализирована классификация правил уголовного законотворчества. Одним из исходных положений статьи является авторское понимание юридической техники как выработанной и проверенной прак¬тикой совокупности принципов, правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Классификация законодательной деятельности по назначению и со¬держанию разрешаемых вопросов позволяет, как полагает автор, выделить три вида юридической техники: 1) техника организации законодательной деятельности, 2) техника концепту-аль¬ной разработки проектов законодательных решений, 3) техника написания и оформления текстов законопроектов (законодательная техника). В дальнейшем автор анализирует конкретные принципы, приемы, правила и иные технические компоненты. В частности, соотношение абстрактного и казуистического приемов должно регулироваться, по его мнению, следующим правилом: чем абстрактнее описаны действия, образующие объективную сторону состава преступления, тем конкретнее должны быть указаны последствия этих действий и наоборот. Это правило позволяет преодолеть односторонний характер законодательной конструкции, однако они могут быть применимы только к материальным составам. Формальные составы могут быть сформулированы только путем указания на конкретный вид, тип поведения.
Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. - Правовые проблемы экономического регулирования охраны окружающей среды в свете интеграционных процессов c. 421-428

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.4.64194

Аннотация: Статья содержит комплексное исследование правовых проблем экономического регулирования охраны окружающей среды, на основе которого с учетом теоретического и эмпирического изучения правовых норм, устанавливающих экономические механизмы охраны окружающей среды в свете происходящих интеграционных процессов, выделяются основные положения государственной политики в данной сфере. Обосновывается и доказывается вывод, согласно которому правовое регулирование охраны окружающей среды тесно связано с экономическим регулированием процесса модернизации страны, в связи с чем правовые методы регулирования экономики, отраженные в нормативных правовых актах, оказывают опосредованное правовое воздействие и на состояние окружающей среды в целом. Теоретическая значимость статьи состоит в том, что содержащиеся в ней выводы и концептуальные предложения могут быть использованы в научно- практической деятельности для совершенствования федерального законодательства, а также в процессе преподавания экологического права в ведущих юридических высших учебных заведениях России.
Подольный Н.А. - Система принципов уголовного судопроизводства – система нравственных ценностей в уголовном процессе России c. 429-436

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.4.64195

Аннотация: В статье ставится проблема нравственности уголовного судопроизводства России. При этом обращается внимание на взаимосвязь, существующую между принципами уголовного процесса и нравственными ценностями, господствующими в обществе. Причём утверждается, что система принципов уголовного процесса является своеобразной проекцией системы нравственных ценностей общества на правосудие. Проводится анализ системы принципов уголовного процесса, из которого делается вывод о том, что в различные исторические периоды общество и государство особо акцентировало своё внимание на отдельных принципах. Эти принципы в наибольшей мере в этот конкретный исторический период отображали нравственные потребности общества. Кроме того, они, как правило, являлись реакцией общества на определённую правоприменительную практику, которая не соответствовала нравственным представлениям общества. При этом в статье автор придерживается мнения о том, что, несмотря на большую значимость для общества и государства в определённые исторические периоды только отдельных принципов, тем не менее все они необходимы для того, чтобы правосудие было справедливым, а потому все они должны одинаково строго соблюдаться.
Т.М. Калинина - Принудительные меры медицинского характера: понятие, виды, цели c. 521-632

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.6.62723

Аннотация: Статья посвящена проблемам основания, целей и видов принудительных мер медицинского характера; в ней раскрывается их содержание, сроки, решаются другие связанные с этим вопросы. Формулируется их определение как мер, применяемых к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства или страдающим им, заключающихся в медикаментозном физиологическом или психологическом воздействии, направленном на излечение и улучшение психического состояния этих лиц, предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний. Делается вывод о том, что основополагающие международно-правовые акты, затрагивающие статус отдельных категорий граждан, в частности лиц, страдающих психическим расстройством, направлены на защиту последних от дискриминации.
Краснова И.О. - экологическая безопасность как правовая категория c. 543-555

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.5.64913

Аннотация: Статья посвящена обсуждению вопроса о содержании правовой категории «экологическая безопасность» в российском законодательстве и науке экологического права. Автор раскрывает исторические корни этого нового правового явления, определяет проблемы правового регулирования, дает характеристику международно-правовой политике в данной области и выявляет ее влияние на развитие экологического права России в части регулирования отношений экологической безопасности. В статье дана собственная оценка автора соотношению таких понятий как промышленная и радиационная безопасность, химическая и биологическая безопасность, экологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях. В статье также содержится подробный анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения экологической безопасности, выявлены недостатки правового регулирования. Освещен вопрос о соотношении понятий «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность» в экологическом законодательстве. В итоге автор обосновывает собственное понимание понятия «экологическая безопасность» как наименования института экологического права, определяет его содержание, возможные перспективы его развития. В статье также представлена научная дискуссия по поводу смысла и механизмов реализации норм экологического права, регулирующих отношения экологической безопасности.
Шигуров А.В. - Закрытая форма предварительного слушания по уголовным делам: критический анализ c. 556-563

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.5.64914

Аннотация: Статья посвящена исследованию нормы о проведении предварительного слушания в стадии подготовки уголовного дела к судебному заседанию в форме закрытого судебного заседания. По мнению автора, закрепление в законе запрета для лиц, не участвующих в деле, присутствовать в данном судебном заседании не может быть объяснено секретностью обсуждаемых вопросов. Анализ требований Европейской конвенции о публичности разбирательства дела и категории «правосудие» в российском законодательстве позволил сделать вывод о том, что на предварительном слушании осуществляется правосудие при вынесении решений о прекращении уголовного дела, уголовного преследования и исключении доказательств. Такая позиция обосновывается следующим. Во-первых, по мнению автора, принятием решения о прекращении уголовного дела или уголовного преследования юридически разрешается вопрос о виновности/невиновности подсудимого. Во-вторых, оценка допустимости доказательств виновности и невиновности обвиняемого является элементом деятельности судьи по осуществлению правосудия. Позиция суда по вопросам допустимости доказательств не только излагается в отдельном решении, принимаемом на предварительном слушании, но и подлежит изложению в приговоре суда. Следовательно, разрешение судом на предварительном слушании ходатайства стороны об исключении недопустимого доказательства является одним из этапов правосудия. Автор приходит к выводу о том, что по отношению к предварительному слушанию законодателем должен быть применен такой же подход, как и при регулировании иных судебных заседаний: они по общему правилу открыты, но по основаниям, указанным в законе, могут быть закрыты.
Е.С. Котенко - Понятие и признаки мультимедийного продукта c. 601-615

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.6.62721

Аннотация: В статье анализируются новые результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые с помощью компьютерных технологий. В настоящее время необходимо определить их правовую природу. В результате анализа особенностей правового регулирования отношений, связанных с использованием таких результатов интеллектуальной деятельности, как компьютерные игры, интернет-сайты, виртуальные музеи и др., автор приходит к выводу, что они являются разновидностью мультимедийного продукта. В работе предложено определение понятия мультимедийного продукта как выраженного в электронной (цифровой) форме объекта авторских прав, который включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем. Выделены основные признаки этого результата интеллектуальной деятельности (сложность, виртуальность, интерактивность). При этом обосновывается точка зрения, согласно которой отсутствие одного из названных признаков не позволяет квалифицировать объект как мультимедийный продукт.
О.А. Зиновьева - Экологический контроль и надзор: проблемы соотношения в теории и законодательстве c. 616-520

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.6.62722

Аннотация: Анализируя законодательство, в том числе произведенные его изменения, автор решает несколько задач: о соотношении понятий экологического контроля и экологического надзора, понятий экологического контроль и контроля в области рационального использования природных ресурсов; о видах экологического контроля; пытается дать ответ на вопрос, почему нет муниципального контроля в области охраны окружающей среды (экологического контроля), а муниципальный контроль в области использования и охраны природных ресурсов существует.
Лаптев В.А. - Система источников предпринимательского права c. 674-682

DOI:
10.7256/1729-5920.2014.6.65025

Аннотация: Изучение системы источников предпринимательского права позволяет определить место отрасли права в системе права, а также проанализировать нормы, регулирующие предпринимательство и экономику в целом. Для чего автором предлагается разделять три исторических периода и дается их краткая характеристика: досоветский, советский и современный (постсоветский) периоды. Под «системой источников предпринимательского права» автор понимает совокупность форм предпринимательского права (элементов системы), согласованных и связанных между собой единством предмета правового регулирования - экономической деятельности. Выделяются признаки системы: структурированность, соподчиненность, согласованность, относимость, взаимосвязь и единство. Система источников предпринимательского права разделяется на международную и внутреннюю части национального права. Отмечается тенденция гармонизации российского предпринимательского права с международным правом, на что среди прочих, оказывает влияние участия России в ВТО, ЕврАзЭС, Таможенном союзе. Предлагается деление источников предпринимательского права по территориальности на международный, федеральный, региональный, местный и локальный территориальные уровни. Отмечается зависимость современного права и экономики.
З.Б. Соктоев - Причинная связь в дорожно-транспортных преступлениях c. 706-717

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.7.62884

Аннотация: Рассмотрен вопрос выявления причинной связи в дорожно-транспортных преступлениях. Показана недостаточность применения обыденного значения причины, философской категории причинности, логических приемов ее установления для установления причинной связи в дорожно-транспортных преступлениях. Доказывается необходимость учета уголовно-правового аспекта этого вопроса, когда все обстоятельства с причиняющей способностью, в том числе деяние лица, следует рассматривать в совокупности как единую системную причину, генерирующую путем воздействия на объект преступления общественно опасные последствия. Основу уголовно-правового механизма дорожно-транспортного преступления образует воздействие преступного деяния на объект преступления. Это воздействие заключается в разрыве отношений безопасности дорожного движения в направлении, противоречащем их социальному назначению. Разрушение состояния, характерного для общественной безопасности в сфере управления механическими транспортными средствами, выражается в создании опасной ситуации (обстановки) в процессе дорожного движения. Выводы статьи представляют интерес для дальнейшего развития учения о причинной связи в уголовном праве.
О.Е. Шишкина - Государственная власть и местное самоуправление в современной России: к вопросу о расхождении конституционной, законодательной и фактической модели взаимоотношений c. 840-846

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.8.62906

Аннотация: В статье анализируется усиливающаяся тенденция обеспечения прочной взаимосвязи государственного и муниципального уровня власти в современной России. Несмотря на то, что конституционная модель взаимоотношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления не позволяет официально признать органы местного самоуправления продолжением государственной администрации, действующим российским законодательством закрепляется множество правовых возможностей для определения отношений субординации между государственными органами и муниципалитетами. Взаимоотношениям субординации между государственной властью и местным самоуправлением способствуют сложившиеся территориальная организация местного самоуправления, принципы разграничения компетенции между государством и муниципалитетом, отсутствие полноценной финансово-экономической основы местного самоуправления. Расхождение конституционной, законодательной и фактической модели взаимоотношений между государственным и муниципальным уровнем власти в настоящее время приобретает резкие, очевидные формы. Это нельзя не признать опасным. Во-первых, нарушаются положения Конституции РФ. Во-вторых, субординационные отношения между государством и муниципалитетами приводят к развитию муниципального иждивения власти «бедных» муниципалитетов или муниципального сепаратизма власти сравнительно «богатых» муниципальных образований. Субординационные отношения должны постепенно усилиями региональных и местных элит вытесняться отношениями взаимодействия, сотрудничества, координации. Однако такие способы взаимодействия тяжело усваиваются участниками властеотношений в России.
О.В. Хабибулина - Правовой режим государственной службы c. 847-856

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.8.62907

Аннотация: В статье рассматривается институт государственной службы РФ с позиции правового режима. Правовой режим государственной службы представляет собой установленную нормами права идеальную модель функционирования и развития общественных отношений, складывающихся на государственной службе, закрепленную и обеспеченную совокупностью правовых, организационных и материально-технических средств, определяющих меру возможного и должного поведения субъектов и придающих особую направленность регулированию. Особенностями правового режима государственной службы является дуалистический материально-процессуальный, комплексный, регулятивно-охранительный характер. Правовой режим государственной службы отличает: жесткость требований, предъявляемых к государственным служащим; детальная регламентация их поведения; установление для государственных служащих специфических обязанностей, ограничений; запретов; особый контроль за деятельностью государственных служащих (даже после увольнения со службы); закрепление специфических оснований и порядка применения мер государственного принуждения в случае нарушения установленных правил. Перечисленные правовые средства подчеркивают административно-правовую (публичную) природу правового режима государственной службы. Структура правового режима государственной службы включает следующие элементы: цели и задачи режима; объект — носитель режима; субъекты режима; режимные правовые средства; режимные правила; система гарантий. Правовые принципы не входят в структуру правового режима, а стоят над ней и составляют базу, основу режима.
А.П. Рабец - Компенсация за нарушение исключительного права c. 857-864

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.8.62908

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, касающиеся правовой природы, условий применения и порядка определения размера компенсации за нарушение исключительных интеллектуальных прав; проанализированы признаки, характеризующие компенсацию как самостоятельную меру гражданско-правовой ответственности. Подробно исследованы критерии, учитываемые при определении размера компенсации от 10 тыс. до 5 млн руб. (характер допущенного нарушения; срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; степень вины нарушителя; наличие ранее совершенных ответчиком нарушений исключительного права данного правообладателя; соразмерность компенсации последствиям нарушения и др.), а также особенности их применения в российской судебной практике. Кроме того, в статье анализируются проблемы, возникающие при расчете компенсации за нарушение исключительного права в двукратном размере стоимости экземпляров произведения, фонограмм, товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или наименование места происхождения товара, или двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав, товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование объекта.
С.В. Липень - проблемы структурирования и развития научного знания c. 1047-1055

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.10.63252

Аннотация: Изучение вопросов, связанных со структурой и развитием теории права и государства, актуально для ряда методологических проблем современной юридической науки, для исследования закономерностей эволюции юридического научного знания. С позиций уровневого подхода к строению науки общая теория права и государства включает в себя теории среднего уровня, или же частнонаучные теории. Внутреннюю структуру как общей, так и частнонаучной теории составляют правовые категории и научные идеи, в которых раскрываются выявленные закономерности функционирования правовой системы общества. Развитие теории права и государства может быть представлено в качестве процесса все большей конкретизации научного знания, предполагающего комплексное, многоплановое исследование все более специальных теоретических юридических проблем, последовательную разработку правовых категорий и научных идей. Для изучения методологических проблем формирования и развития теории права и государства следует учитывать как общие науковедческие подходы (проблемы формирования и структуры научных знаний, направленности развития науки, закономерности и этапы этого процесса), так и выявленные науковедением закономерности развития частных юридических теорий, характеризующие процесс формирования их содержания (объективные критерии формирования частной научной теории, соотношение ее предмета с предметом общей теории, особенности ее методологии, ее структура, функции и т.д.).
Барзилова И.С. - Понятие и юридическая природа правовых режимов c. 1169-1175

DOI:
10.7256/1729-5920.2013.11.63442

Аннотация: В статье исследуется юридическая природа правовых режимов, рассматриваются основные разновидности, анализируется их структура. Правовые режимы определяются как особая упорядоченность юридических средств в соответствие с поставленными целями и задачами в праворегулирующем процессе. Правовые режимы в условиях высокой динамики современных общественных отношений придают им устойчивость. Правовые режимы позволяют придать целостность и правовой системе,способствуя ее развитию и функционированию при воздействии факторов объективной и субъективной реальности. Отмечается, что правовые режимы реализуются целой системой органов государственного управления различного уровня, осуществляющих в ходе своей деятельности процедурное обеспечение проводимой правовой политики в современной России. Посредством режимного регулирования государство оказывает существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность и интенсивность. В статье подробно рассматриваются правовые режимы, существующие в публичных и частных отраслях российского права, выделяются их отличительные особенности, обусловленные типом правового регулирования. Особое внимание уделяется структуре правовых режимов. Автором исследуются структурные составляющие правовых режимов. В статье рассматриваются основные разновидности правовых режимов. Статья рассчитана на юристов, политологов, социологов, преподавателей, студентов, аспирантов, всех, кто интересуется вопросами правовых режимов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.