по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Журнал "PHILHARMONICA. International Music Journal" > Содержание № 01, 2024
Выходные данные сетевого издания "PHILHARMONICA. International Music Journal"
Номер подписан в печать: 21-03-2024
Учредитель: Даниленко Василий Иванович, w.danilenko@nbpublish.com
Издатель: ООО <НБ-Медиа>
Главный редактор: Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, petrovagk@yandex.ru
ISSN: 2453-613X
Контактная информация:
Выпускающий редактор - Зубкова Светлана Вадимовна
E-mail: info@nbpublish.com
тел.+7 (966) 020-34-36
Почтовый адрес редакции: 115114, г. Москва, Павелецкая набережная, дом 6А, офис 211.
Библиотека журнала по адресу: http://www.nbpublish.com/library_tariffs.php

Содержание № 01, 2024
История музыки
Зубарев С.А. - Роль «Славься» М.И. Глинки в музыке парадов второй половины XX – начала XXI века c. 1-8

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.70104

EDN: IJASNE

Аннотация: Статья посвящена изучению проблем адаптации произведений академической традиции к условиям военной практики XX века. Создание адаптированных вариантов известных произведений классической музыки отечественных и зарубежных композиторов, предназначенных для исполнения в условиях воинских церемониалов, плац-концертов, фестивалей и конкурсов, значительно расширило область распространения сферы академической музыкальной культуры. В статье объектом исследования стала академическая музыка отечественных композиторов в репертуаре военных оркестров. Предметом работы является аранжировка Е. П. Макарова финального хора «Славься» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Цель работы заключается в исследовании изменений, внесенные Макаровым в произведение Глинки, и их влияние на восприятие «Славься» в контексте Парада Победы 1945 года. Исследование аранжировок хора «Славься», адаптированных к исполнению военными оркестрами потребовало использование общенаучных и специальных методов. Для изучения материалов, связанных с деятельности отечественных военных музыкантов, применялись методы источниковедения и текстологии, культурно-исторический и сравнительный. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые дается подробный сравнительный анализ партитур Глинки и обработки Макарова, позволивший выявить принципы адаптации произведений академической музыки для исполнения в условиях воинских ритуалов. Изучение проблематики, затронутой в исследовании позволяет разработать оригинальная концепция становления и развития аранжировочной деятельности военных дирижеров, рассмотренную в контексте смены культурных парадигм XIX – начала XXI века. В заключении статьи автором отмечается, что сравнительный анализ партитур Глинки и Макарова показал, что Макаров не просто сократил произведение, но и переосмыслил его, создав новую музыкальную форму, соответствующую воинскому ритуалу. В результате этих изменений «Славься» превратился в лаконичный и динамичный марш, ставший символом патриотизма и силы русского народа.
Музыкальная педагогика и психология
Фан Ц. - Сущность дидактического принципа преемственности в обучении игре на скрипке в КНР c. 9-17

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.69578

EDN: IJFXHZ

Аннотация: Исследование преемственности между поколениями является предметом интереса специалистов, работающих в разных научных областях, таких как философия, культурология, педагогика, психология, искусствоведение и другие. Эта проблема привлекает внимание ученых и исследователей, которые стремятся понять, каким образом знания и ценности передаются и сохраняются в различных сферах человеческой деятельности. Благодаря такому междисциплинарному подходу мы можем получить более глубокое понимание значения процесса преемственности в обществе и культуре. В данной статье автор обращается к актуальному вопросу скрипичного образования в Китае, его основным характеристикам и проблемам преемственности. С различных точек зрения рассматривается вопрос преемственности в философии, культурологии, педагогике, психологии, искусствоведении. Подчеркивается роль дидактического принципа преемственности для российской скрипичной школы. Анализируется состояние современного скрипичного образования в Китае с акцентом на основные проблемы и задачи скрипичной педагогики. В статье использованы методы сравнительного анализа, исследуется история скрипичного искусства в России и Китае, дается характеристика образовательного процесса в КНР, выявляются основные проблемы и предлагаются пути их решения. В Китае сохраняется очень жесткая конкуренция при поступлении в профессиональные музыкальные вузы: согласно статистике, из общего числа населения страны (около 10 миллионов человек) ежегодно в консерваторию по специальности скрипка поступает всего около 15 студентов. Несмотря на то, что скрипичное образование в Китае организовано по международным стандартам, существуют отдельные проблемы в области педагогики и исполнительства, требующие решения. Совершенствование методики обучения игре на скрипке (с самого начального уровня), повышение профессионализма педагогов, расширение штата квалифицированных кадров и создание педагогических условий – все это поможет сделать профессиональную подготовку будущих скрипачей эффективной и укрепит положение китайской скрипичной школы на мировом уровне. На сегодняшний день очевидна тенденция по трансформации сложившихся в методике образования устоев с перефокусировкой на индивидуальные качества ученика и развитие его самостоятельности. Педагоги подбирают новые репертуары, которые включают как классические произведения, так и выдающиеся сочинения современных авторов.
Мовчан Л.А. - Специфика обучения приёмам дирижёрского жеста в классе по специальности «Хоровое дирижирование» c. 18-32

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.69898

EDN: HZVNTH

Аннотация: Профессия дирижёра – одна из важнейших среди музыкальных специальностей во всем мире. Дирижёр исполняет роль руководителя коллектива – оркестра или хора, отвечает за точность и выразительность звучания произведения, служит посредником между автором и исполнителем. От правильной работы дирижёра зависит характер музыки, исполнительская интерпретация. В деятельности дирижёра присутствует просветительская сторона. Хормейстер, занимаясь преподаванием, решает ряд образовательных и воспитательных задач не только в обществе студентов-вокалистов, но и в социуме в целом. В статье исследуется специфика обучения приёмам дирижёрского жеста в классе по специальности «Хоровое дирижирование», выделяются основные аспекты и проблемы дирижирования хоровым коллективом, дается сравнение работы хорового и симфонического дирижера. Методика управлении вокальным коллективом – академическим, народным или церковным хором - подразумевает умение читать партитуры в разных ключах, аранжировать их, правильно распределять партии в зависимости от особенностей голосов. Также руководитель хора работает с литературным текстом вокальных сочинений. Нельзя обойтись и без общих музыкально-теоретических знаний в области сольфеджио, гармонии, полифонии. Подведём краткие итоги исследования. Техника постановки дирижёрского аппарата, графика схем тактирования практически не различаются у руководителей инструментальных и вокальных коллективов. Объяснить это можно общей природой, психологией коллективного музицирования. Однако нельзя забывать и о специфических особенностях хорового дирижирования. Это относительная плавность жестов за счёт иного, чем в оркестре, выделения голосов, а также неиспользования дирижёрской палочки. Второе важное отличие хормейстера от симфонического дирижёра – необходимость анализа не только музыкального, но и словесного текста партитуры. К характеристике творчества композитора добавляется характеристика творчества поэта или особенностей устного народного творчества, если точный автор текста неизвестен. В работе дирижёра-хоровика большое значение имеет вокальный показ, что связано с возможностями голоса. Хоровое дирижирование отличается большей камерностью, чем оркестровое. Самый явный синтез этих искусств, практически полностью нивелирующий все различия, можно отметить в управлении сразу и вокальным, и инструментальным коллективом: в операх, кантатах, ораториях.
Мовчан Л.А., Мовчан С.М. - Актуальность и специфика использования хоровых сочинений современных композиторов в классе по специальности «хоровое дирижирование» c. 33-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.70025

EDN: IDONNY

Аннотация: В статье авторы обращаются к вопросу репертуара хоровых коллективов в классе по специальности «Хоровое дирижирование». Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения духовной тематики, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям. В современных хоровых произведениях используются различные новаторские технологии, которые представляют техническую трудность и требуют определенного методического подхода. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.  Учебный репертуар студентов-хоровиков и список хоровых произведений, исполняемых вокальными коллективами на концертах/конкурсах/фестивалях, имеет мало совпадений. Если концертирующие исполнители всё чаще включают в свою программу музыку современных авторов, то в учебных заведениях больший процент репертуара до сих пор составляет классика. Из исследования можно сделать следующие выводы. Произведения для хора a cappella на протяжении нескольких десятилетий являются одним из ведущих жанров в творчестве многих современных композиторов. Популярность светской хоровой музыки связана с развитием коллективного музыкального воспитания в учебных заведениях, а также с активным участием вокальных ансамблей в концертах, конкурсах и фестивалях. Не реже звучат и сочинения религиозного характера, что объясняется возродившимся в конце ХХ века стремлением композиторов и исполнителей к духовным исканиям. Обновление репертуара играет важную роль в воспитании учащихся музыкальных вузов. Это не только изучение новаторских идей современных композиторов, использование в преподавании инновационных технологий, но и морально-этическая сторона. Нами было отмечено, что в музыке XXI века часто применяется тенденция отражения действительности и её постоянных изменений. Исполнение произведений такого рода благотворно влияет на повышение уровня певческого мастерства и профессиональных компетенций будущих певцов и хоровых дирижеров.
Балет и музыка
Жирова В.В. - Эволюция форм источников по технике классического танца в методической литературе второй половины XV – первой половины XX веков c. 42-54

DOI:
10.7256/2453-613X.2024.1.69863

EDN: HJZCYP

Аннотация: Статья посвящена изучению эволюции форм литературных источников по технике классического танца второй половины XV – первой половины XX века, среди которых выделены учебные и методические пособия, танцевальные нотации, теоретические, исторические и критические труды и программы по классическому танцу. В работе проанализированы зарубежные и отечественные источники. Верхняя граница хронологических рамок исследования определена созданием первых теоретических трудов по хореографическому искусству. Нижняя временная граница обусловлена разработкой первых программ по классическому танцу, которые, до настоящего времени, не рассматривались как самостоятельный источник, позволяющий дать объективную оценку уровню исполнительского мастерства в его историческом развитии. Исследование направлено на выявление предпосылок для возникновения этой формы изложения и описания техники классического танца. Выдвинута гипотеза, что уже в самых ранних теоретических трудах прослеживалась программность хореографического мышления. При использовании исторического метода в статье произведен ретроспективный анализ литературных источников с целью выявления этой закономерности. Новизна исследования заключается в том, что показано значение программы по классическому танцу не только в эволюции системы профессионального балетного образования, но и в развитии теоретической мысли в хореографическом искусстве. Сделан вывод о наличии условной формы программы по классическому танцу в содержании проанализированных трудов, которые были рассмотрены в контексте истории их создания и авторства. Обнаружена закономерность, что методики многих выдающихся педагогов (П. Бошана, Ф. Тальони, О. Вестриса, Э. Чеккетти) были изложены их учениками, так как сами они не оставили после себя опубликованных теоретических трудов. Другие специалисты в области хореографического искусства (Р. Фейе, А. Бурнонвиль, Э. Телёр, А. Я. Цорн, В. И. Степанов), наоборот, объединяли в себе сразу несколько компетенций по написанию методики, теории, программ и нотаций.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.